Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта

    Статьи

  • О справедливости.

  • Знамения от икон в наши дни

  • Молва и безмолвие

  • Иерей Вадим Коржевский. Пятидесятница - день рождения Церкви

  • Иерей Вадим Коржевский. О вере, всех спасающей

  • иерей Вадим Коржевский. О гражданских обязанностях

  • Пути спасения христианина №12 [о терпении скорбей]

  • Время - деньги! (Размышления перед наступающим Новым годом)

  • Пути спасения христианина №11 [о молитве]

  • Пути спасения христианина №10 [о милосердии]

  • Пути спасения христианина №9 [о целомудрии]

  • Пути спасения христианина №8 [о чадородии]

  • Пути спасения христианина №7 [о памяти смертной]

  • Пути спасения христианина №6 [о трезвении]

  • Пути спасения христианина №5 [о чтении]

  • Пути спасения христианина №4 [о любви]

  • Пути спасения христианина №3 [о смиерении]

  • Пути спасения христианина №2 [о плаче]

  • Пути спасения христианина

  • Опять этот пост!

  • О «дисциплине любви»

  • О принципиальных основах христианской культуры

  • О психологии и ее истоках

  • Уроки милосердия из жизни одного святого

  • Неожиданность

  • Сосуд немощный. Очерк по женской психологии

  •    О вере спасающей
    Проповедь за Литургией Неделя Антипасхи
    Христос Воскресе!

         Воистину Воскресе! - Такими или подобными этим, словами приветствовали друг друга апостолы, передавая радостную весть о воскресении Христа! Первыми эту весть услышали жены-мироносицы от ангела, когда пришли рано утром на гроб. "Он воскрес, - сказал им ангел, - Его здесь нет". Весть была настолько поразительной и необыкновенной, что они как неготовые к принятию такой вести убежали, никому ничего не сказав. С трудом в это поверили и апостолы, как слышали мы сегодня в Евангелии.

         Господь явился ученикам в самый день Своего воскресения, вечером, проникнув в горницу сквозь запертую дверь. Апостолы, боясь иудеев, закрылись накрепко, пребывая в страхе, в опасении и недоумении из-за всех происшедших событий. Явившись посреди них Господь позволил им осязать Себя, показал им раны на руках, на ногах, на ребрах. Апостол Фома в это время отсутствовал и когда ученики сообщили ему о воскресении Христа, то он приведенный в недоумение радостной вестью, ответил: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20;25). Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику Своему желанное удостоверение. По прошествии неделя, когда Фома был вместе с учениками. Он опять явился им и, обратясь к Фоме, сказал: "Подай перст свой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20;27). Этими словами Господь показал, что Он присутствовал как Бог, среди апостолов и в то время, как Фома высказал свое недоумение. И Фома после этих слов воскликнул: "Господь мой и Бог мой"! Этим восклицанием он засвидетельствовал, что удостоверился не только в Воскресении, но и признал Иисуса Христа Богом. А Господь ему на это ответил:"Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие" (20;29).

         Здесь Господь сказал о всех нас, не видевших Его телесными очами. Блаженны не те, которые видели Его, но те, которые веруют в Него и исповедуют Его Богом. Сущность дела - в вере. Она приближает нас к Богу, усвояет Ему и делает чадами Его. Веровати подобает приходящему к Богу, - наставляет св. Апостол (Евр.11,6). Вера - это орудие, которым Бог спасает человека. Мы погибли, потому что поверили льстивым словам врага Божия и нашего. Праотцы поверили змию и были изгнаны из Рая. Снова войти туда возможно только тому, кто поверит Богу, и будет внимать словам Его1. Слова Его, будучи словами Божиими превышают разумение человеческое и являются непостижимыми для ограниченного тварного ума. Принять и постигнуть Слова Божии невозможно иначе, как верой. "Вера, - говорит св. Игнатий Брянчанинов, - по естественному свойству своему, способна принять и усвоить уму и сердцу то, что непостижимо для ума - не может быть принято обыкновенным путем суждения".2

         Но не только непостижимые познания усваивает вера человеку; она еще усваивает ему гораздо большее - праведность."Праведность от веры (Рим. 9;30), - убеждает апостол Павел, доказывая эту истину различными примерами и доводами3. И в ветхозаветные времена, и во времена новозаветные только через веру люди получали оправдание. Рождается вопрос: почему же тогда Откровение говорит о малом числе спасаемых (Мф. 7;13)? Ведь вера присуща всем; она с самого сотворения вложена Богом в природу человеческую и подчинена произволению каждого. "Вера есть дар всеблагого Бога, дарованный нашему естеству, - говорит св. Симеон Новый Богослов, - ... почему скифы и варвары естественно имеют веру и верят словам один другого", и верят в Бога, хотя по-своему5.

         Спасает ли их такая вера? На этот вопрос церковь и Ветхозаветная, и Новозаветная всегда отвечала однозначно - Нет? Любой другой ответ будет богохульным, ибо Церковь всегда признавала одно средство спасения - Искупитель и вера в Него! "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься", - ответили апостолы вопросившему их темничному страже (Деян. 16;31). "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден" (Ин. 3;18), - говорится в Писании.

         По учению святых Отцов, "признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и может быть, не ведая того, впадает в тяжкий грех богохульства6. Это богохульство заключается в той мысли, что Искупление и Искупитель не была необходимостью для людей и, что люди могут удовлетворить своему спасению собственными средствами7. "Невозможно спастись никому, кто не имеет непостыжающей и твердой веры во Христа", - говорит св. Симеон Новый Богослов8. Но в других местах тот же святой Отец, как бы противореча себе заявляет, что не должно думать, будто бы для спасения достаточно нам лишь веровать в истинного Бога и исповедовать Христа. Можно послушать хотя бы эти его слова: "Кто именуется христианином, и, говоря, что исповедует Христа Богом и верует в Него, в силу одного такого исповедания думает, что есть христианин и имеет сподобиться царствия Христова, тот обманывается"9.

         Впрочем, с ним нельзя не согласиться, потому что действительно, многие верят в Бога и даже многие правильно исповедуют Христа Богом, но далеко не все из них спасаются. Доказательством чего являются те же верующие бесы, которые не только верят в Бога, но и открыто исповедуют Христа Господом, говоря: вемы, кто еси, Святый Боже (Мк. 1;24. Лук. 4;34) или прямо заявляя: Ты Сын Божий (Мк. 3;11). Однако эти верующие осуждены в геенну огненную. От такой веры нет никакой пользы, по той причине, что она, по слову апостольскому, мертва (Иак. 2;20), а это равносильно тому, что ее не существует, ее просто нет. Впрочем, вера как свойство бессмертной разумной сущности и умирает, подобно ей - не по бытию, а по образу бытия. Известно, что всякая человеческая душа, когда умирает, то лишается не бытия, а благобытия. Смерть, есть разделение или отделение одного от другого: смерть телесная состоит в разлучении души от тела, а смерть душевная - в разлучении души от Бога. При этом смерть расторгает только их взаимный союз, но не лишает бытия: тело продолжает жить своими элементами, душа замыкается в себе и начинает жить своим существом, а Бог остается в своем неприступном свете. Жизнь - явление противоположное смерти. И если смерть есть разделение, то жизнь - соединение10. Кроме того, присутствие жизни узнается по двум характерным для нее признакам. Этими признаками являются чувствительность и движение. Где есть чувство и действие, там, очевидно, присутствует жизнь, а где этих признаков нет, там налицо присутствие смерти. Вера живая не может быть без сочувствия истинам веры и без дел по вере.Вера без дел мертва есть, - говорит Апостол (Иак. 2;20), вспоминая слова Христа, говорившего некогда к народу: что Мя зовете: Господа. Господи, и не творите яже глаголю (Лук. 6;46). Веру свою надо не только исповедовать устами, хотя бы и от избытка сердца, но и выражать, доказывать ее жизнью по заповедям. "Покажи ми веру твою от дел твоих, - говорит опять Апостол, признающему Христа одним умственным убеждением.

         Одной школьной теоретической веры недостаточно для спасения, ибо она не охватывает всех сил человеческой души, а является принадлежностью одного только ума. Нужно, чтобы уму еще сочувствовало сердце (Рим. 10;9) уяснением истин христианских и содействовала воля, исполнением евангельских заповедей (Ин. 14;21). Когда, таким образом, ум, сердце и воля, совокупившись воедино, устремятся к Богу, и к вере естественной, умовой присоединится еще вера сердечная и деятельная, тогда Христос - Бог, обещавший быть там, где соберутся воедино двое или трое во Имя Его, таинственно явится в горницу человеческой души и оживит (воскресит) мертвую ее веру, вдунув в нее Духом Своим Святым дыхание жизни. С этого момента умовая, сердечная и деятельная вера получит оживление и спасительное качество, через соединение с Богом животворящим, ибо где Бог, там жизнь и спасение, а где Его нет, там смерть и пагуба.

         Потрудимся, братья и сестры, над приобретением живой и спасительной веры. Позаботимся стяжать не только веру от слуха (Рим. 10;17), но и веру от дел (Иак. 2;18). Осяжите Мя через исполнение заповедей Моих, говорит нам Господь подобно тому, как некогда говорил Апостолам; осяжите Меня через деятельную веру; рассмотрите Меня умным оком сердца своего и видите (Лук. 24;40) Меня невидимого духовным ощущением. Всякий таким образом видящий и осязающий Меня, уверится во Мне, признает Меня Спасителем Своим, и, ощутив надежду на спасение свое, воскликнет вместе с возлюбленным апостолом Моим: Господь Мой и Бог Мой (Ин. 20;28). Аминь.

    Примечания

    1.Св. Симеон Н. Богослов. Т. 1. Сл. 30. § 4. М., 1993.
    2.Св. Игнатий Брянчанинов, Т. 2. M., I989. - С. 335-336.
    3.Евр. 11 гл. Гал. 3; 6-8, Рим. 9; 30-33 и т.д.
    4.Св. Симеон Новый Богослов Т. 2. Сл. 56. М., 1993. С. 22.
    5.Эту мысль подтверждает Цицерон, который от лица всего язычества сказал: "Из всех родов животных нет ни одного, кроме человека, которое имело хоть малейшее познание о Боге, и в среде самих людей нет ни одного народа, который был бы настолько груб и настолько дик, что хотя и не ведал бы какого именно свойственно иметь человеку Бога, но всячески не знал бы, что Его должно иметь".
    6.Св. Игнатий Брянчанинов Т. 4. M., - I993. - С. 480.
    7.Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 2. С. 331.
    8.Св. Симеон Нов. Богослов. Т. 1. Сл. 18. С. 168.
    9.Там же. С. 266.
    10.Преп. Антоний Великий. Добротолюбие. Т. 1. Наставления... Гл. 93. М., 1992. - С. 81.

    Коржевский В. Н.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета 2020 г.