Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта

    Статьи

  • О справедливости.

  • Знамения от икон в наши дни

  • Молва и безмолвие

  • Иерей Вадим Коржевский. Пятидесятница - день рождения Церкви

  • Иерей Вадим Коржевский. О вере, всех спасающей

  • иерей Вадим Коржевский. О гражданских обязанностях

  • Пути спасения христианина №12 [о терпении скорбей]

  • Время - деньги! (Размышления перед наступающим Новым годом)

  • Пути спасения христианина №11 [о молитве]

  • Пути спасения христианина №10 [о милосердии]

  • Пути спасения христианина №9 [о целомудрии]

  • Пути спасения христианина №8 [о чадородии]

  • Пути спасения христианина №7 [о памяти смертной]

  • Пути спасения христианина №6 [о трезвении]

  • Пути спасения христианина №5 [о чтении]

  • Пути спасения христианина №4 [о любви]

  • Пути спасения христианина №3 [о смиерении]

  • Пути спасения христианина №2 [о плаче]

  • Пути спасения христианина

  • Опять этот пост!

  • О «дисциплине любви»

  • О принципиальных основах христианской культуры

  • О психологии и ее истоках

  • Уроки милосердия из жизни одного святого

  • Неожиданность

  • Сосуд немощный. Очерк по женской психологии

  •    Достойный подражания пример
    проповедь за акафистом Божией Матери в Покровском Соборе

        Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

        Подражатели мне бывайте, яко же и аз Христу! (1 Кор. 11;1) - сказал апостол Павел, указывая нам, отцы, братья и сестры на то, что мы должны брать пример со святых и подражать им в жизни их, замечая то, что они делали и то, как поступали в тех или иных случаях. Уподобление святым ведет не к иному чему, как к уподоблению Самому Богу и заботящийся об этом на деле, исполняет повеление всемогущего Бога, сказавшего: "Святи будите, якоже и Аз свят есмь" (1 Петр. 1;16). Господь обетовал верующему в Него дать Духа Святого, который сможет привести его к совершенству, как привел к этому Апостолов и многих святых. Положение это настолько истинно и спасительно, что несогласных с этим сами святые называли не иначе как еретиками и богоборцами. Св. Симеон, названный Церковью Богословом, пишет об этом следующее: "Если кто думает, что такое совершенство прилично только Апостолам и древним святым, - и говорит, что мы, сколько бы ни подвизались, не можем уподобиться древним святым, и надежды даже не имеем сделаться подобными им; то кто из знающих Бога и состраждущих братиям своим не восплачет о таковом от всей души своей?1 Те, которые почитают невозможным быть нам, как были св. Отцы, еретики и имеют не одну какую-либо частную ересь, но, можно сказать, все ереси; поколику эта ересь низвращает все Божественное Писание2". Действительно, из уст такого человека слышится как бы такая речь: Тщетно возглашается ныне Св. Еванеглие, тщетно поются песнопения, прославляющие добродетель, тщетно написаны творения Св. Отцов наших; ибо, если невозможно нам соблюсти, то, что говорит Бог и все святые, то для чего старались они писать это и для чего все это читается в Церкви и сейчас? Очевидно, что для тех, которые так мудрствуют, Св. Писание и писания св. Отцов стали бесполезными. "Говорящие так, - приведем снова слова св. Симеона, - заключают небо, которое отверз нам Христос Господь схождением своим на землю, и преграждают восхождение на небеса, которые обновил для нас тот же Христос Господь3". Подкрепляемые такими словами Святого, давайте, отцы, братья и сестры с дерзновением, но без дерзости, с благоговейным страхом и трепетом возведем мысленные очи свои и воззрим на чистейшую и светлейшую паче лучей солнечных, святую и пресвятую паче всех святых Матерь Божию и рассмотрим, что делала Она и в чем мы можем подражать Ей, чтоб и нам достичь в меру возраста Христова.

        Св. Евангелист Матфей повествует, как однажды Господь поучал народ в доме, а Богоматерь с сыновьями Иосифа пришла и ожидала Его вне дома; желая о чем-то поговорить с Ним. Об этом сказали Господу, на что Он ответил: Кто есть Матерь Моя, и кто суть братия Моя?" потом, указав рукою на учеников Своих, добавил: се Мати Моя и братия Моя: иже аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой и сестра, и Мати Ми есть. (Мф. 12;48-50). Такие слова Господа относительно Богоматери нисколько не унижают ее достоинства, напротив, возвышают их. Приснодева Мария соделалась превыше всех святых, как по той причине, что удостоилась быть Матерью Богочеловека, так и по той причине, что была самой постоянной, самой внимательной, самой усердной слышательницей и исполнительницей Его Божественного учения.

        Об этом Она стала заботиться сразу же после рождения Христа. Св. Евангелие свидетельствует, что когда пастухи объявили Ей о явлении Ангела, возвещавшего им о рождестве Спасителя, Мария, - как сказано, - сохраняла все слова сии, слагая их в сердце Своем (Лук. 2;9). Это означает, что Она внимательно следила за всеми событиями, относившимися ко Христу с самого Его рождения и отлагала в памяти Своей, вернее сказать, в сердце своем. Когда Господь, будучи 12-летним отроком учил в храме и родителям своим сказал некоторые странные слова, то как вновь свидетельствует Евангелие, Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердце своем (Лук. 2;51). Она не только замечала события, касавшиеся Господа, но и сами слова Его запоминала и, хотя не понимала их, но отлагала в сердце своем, храня их с таким сочувствием, какого не имел никто из людей.

        Не случайно Писание употребляет такой оборот речи: она отлагает не в уме и памяти, но в сердце своем. Сердце, по учению Отеческому, почитается корнем существа человеческого, центром его жизни. Здесь сосредотачивается вся личная жизнь человека. И религиозная жизнь является, по преимуществу, делом сердца. Апостол Петр, давая наставление женам, говорит: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1Петр. 3; 3-4). Духовная деятельность осуществляется и выражается собственно в области сердца, в сфере эмоциональной, чувственной. Отсюда и советы св. Отцов, о том, что всякую истину надо восчувствовать, довести до сердца.

        "Когда человек в чувстве, - говорит св. Феофан Затворник, - тогда он весь сковывается тем чувством, и готов, и силен бывает беспрекословно делать все, к чему побуждает то чувство. Чувство походит на рычаг и руль в управлении своим внутренним. Его-то и добиваются"4. Когда истина переходит в чувство и входит в сердце, тогда она обращается в существо нашей души; таким образом происходит сроднение души с истиной и рождается убеждение в истине или, иначе сказать, образуется вкус к истине и услаждение ею.

        Святой Тихон Задонский поучает: "Сердце есть начало и корень всех деяний наших. Что бо ни делаем внутри и вне нас, сердцем делаем - или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим... Следовательно, чего на сердце нет, того и в самой вещи нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, но есть лицемерие"5. Потому-то Премудрый Соломон и убеждает человека делать не иное что, как исправлять сердце свое. И Господь требует от нас прежде всего сердца нашего: Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч. 23;26), т.е. начни свое обновление с него. Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф.23;26). Сердце - корень, а если корень свят, - говорит Апостол, - то и ветви. (Рим. 11;16).

        Отчего бывает, что человеку обычно греховной жизни, не хочется участвовать в священнодействиях, быть в Церкви, слышать пение, смотреть на святые изображения, слушать Слово Божие, читать молитвы и книги духовного содержания? - Оттого, что все это для него предметы неприятные; сердце к ним не лежит, не принимает их, не сочувствует им. Как вода извергает палку вертикально в нее погруженную, так и сердце спешит освободиться от того, что входит в него со вне и не сродно с ним6. Если такое есть, то это признак онемения сердечного. Что делать в таком случае?

        Для того чтобы оживить онемевшую часть надо ее оттереть и привести к чувству, ощущению. Оттирателями чувств у омертвелой души св. Отцы называют всю совокупность вещей священных, действующих на чувства; все строение церковного служения нашего, которое имеет непреодолимую силу отвевать дух мира7. Очевидно, чтоб сердце оживить сочувствием к Божественному, необходимо окружить себя предметами, отражающими Божественное и назначить занятия, питающие духовные чувства, к каковым относят: молитву, богослужение, чтение Слова Божия и т.п. Так образовывается в сердце вкус к вещам духовным и святым; сердце приучается вкушать Божественное и в нем предвкушать вечное блаженство.

        Ап. Павел по внутреннему человеку своему, т.е. по сердцу соуслаждался "Закону Божию" (Рим. 7;22) и благодаря этому постепенно победил "закон греха" сущий во удех его (Рим. 7;23), так что впоследствии говорил: Живу не к тому Аз, но живет во мне Христос (Гал. 2;20). И всем христианам он желал вселитися Христу верою в сердца их (Еф. 3;17), ибо христианская жизнь возможна только под тем условием, аще кто во Христе (2 Кор. 5;17), как установил это и сам Христос, говоря: "будите во мне и Азъ в вас" (Ин. 15;4).

        Господь, обещая пребыть в нас, тем самым, страшно сказать, возводит нас, отцы, братья и сестры, в чин Матери Своей. Как Приснодева зачала Бога-Слова во утробе Своей, так и мы, веруя в Него, принимаем слово о Нем в сердца свои и зачинаем Его, хотя и не телесно, а духовно, однако же существенно, имея в душах своих Того Самого, которого зачала и Пренепорочная Дева8. Будем же, возлюбленные о Господе, отцы, братья и сестры, подражать Матери Божией, имевшей Бога-Слова не только во утробе Своей, но и в сердце Своем и тогда исполнится на нас неложный глагол Божий: Мати Моя и братия Моя сии суть, слышащие Слово Божие, и творящие е (Лук. 8;21). Аминь.

    Примечания:

    1.Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. Сл. 87. М., 1993. - С. 451.
    2.Он же. Т. 1. Сл. 47. М., 1993. - С. 428.
    3.Там же. С. 428.
    4.Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. Письмо 6. М.: "Правило веры". 1996. - С. 59.
    5.Св. Тихон Задонский. Т. 2. О истинном христианстве. Ст. 2. Гл. 1. § 33. . М., 1994. - С. 110.
    6.Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. М., 1994. - С. 309.
    7.Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. - С. 239.
    8.Св. Симеон. Нов Богослов. Т. 1. Сл. 45. С. 397.

    Коржевский В. Н.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета 2020 г.