ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

Хроника сентября 2007 г.

"Русские витязи" над куполами Ханты-Мансийска

Главным сюжетом юбилейных торжеств, посвященных 425-летию Ханты-Мансийска, стали показательные выступления пилотажной группы ВВС России "Русские витязи".

Прибытие их в город состоялось за три дня до демонстрационных полетов. Небо в тот день было ясным, и многие горожане могли полюбоваться, как пятерка отечественных истребителей Су-27, выкрашенных в цвета российского флага, сделала несколько изящных кругов над храмом Воскресения Христова.

В течение двух дней "витязи" работали на земле - встречались со школьниками и студентами, в трудовых коллективах. А в субботу, когда им предстояло выступать в небе, с утра зарядил дождь, серые тучи накрыли столицу Югры непроницаемым покрывалом. Но полеты не отменили. И как объяснили летчики, это для них непогода создает дополнительные трудности. Зрители же в полной мере могли надивиться непревзойденным уровнем мастерства высшего пилотажа наших соотечественников, которые скромно оценивают свои достижения на "три с плюсом". Каждому из нас быть бы таким троечником в своем деле!

А на следующий день, в воскресенье, по приглашению настоятеля храма в честь иконы Божией Матери "Знамение" протоиерея Сергия Кравцова участники пилотажной группы встречались с учащимися Православной гимназии, Воскресной школы, прихожанами храма. Многих гимназистов интересовали практические вопросы.

- Пользуетесь ли вы автоматизированными системами управления самолетом во время своих выступлений?

- Для группового пилотажа не существует автопилота. И вообще в нашем деле не все зависит от техники. Очень важен профессионализм людей, пользующихся техникой.

- Какими видами спорта нужно заниматься, чтобы стать военным летчиком?

- Правильнее сказать, чем будущим летчикам не рекомендуется заниматься. Это все виды спорта, во время занятий которыми можно получить травму, что несовместимо с полетами.

- Участвовали ли вы в боевых операциях?

- Полковник Вадим Шакирзянов совершил 155 боевых вылетов во время своей службы в Афганистане. Военный летчик всегда должен быть готов к бою. Однако состав нашей группы занимается в основном подготовкой и выполнением демонстрационных полетов. Это тоже очень важно, потому что " Русские витязи" - это визитная карточка российских ВВС.

- Авиация и космонавтика очень тесно связаны. Хотели бы вы стать космонавтами?

- Всю жизнь готовиться, чтобы два раза слетать - и в этом вся профессия?

- Какую фигуру высшего пилотажа вам нравится исполнять более других?

- Посадку.

- Все ли возможности Су-27 вы используете в своей работе?

- Для группового пилотажа нет пределов для совершенства. Су-27 - уникальный самолет, и запас его возможностей далеко не отработан. Конечно же, хотелось бы еще полетать и на новой технике.

- Что нужно для того, чтобы попасть в состав "Русских витязей"?

- Самое главное - желание. Остальному можно научиться. Те, кто захочет войти в нашу группу, должны быть готовы к большим тренировкам и труду, труду...

Желающих ближе познакомиться с профессией военного летчика " Русские витязи" пригласили в гости в подмосковную Кубинку, где располагается их полк.

Принято считать, что летчик - это романтическая профессия. Наверное, поэтому часто звучали соответствующие вопросы.

- Есть ли у вас какие-то традиции, ритуалы?

- Вернувшись из очередного полета, мы обязательно пожимаем друг другу руки.

- Вы побывали во многих странах мира. Где вам больше всего понравилось выступать?

- В Китае. Мы даже хотели совершить там полет через одну пещеру. Ее высота 80 метров, и мы уже провели ее облет. Однако об этом намерении узнали в нашем Правительстве, и полет был запрещен.

- В какую погоду вам нравится летать?

- Очень хорошо летать в хорошую погоду или для хороших зрителей, какие оказались у вас в Ханты-Мансийске. Когда мы подлетали к вашему городу, первое, что сверху увидели - храм Воскресения Христова. Это было так замечательно - на фоне леса белоснежный храм с сияющими на солнце куполами. А потом на земле увидели, что этот храм видно со всех сторон города, и невозможно представить, чтобы на его месте было построено что-нибудь другое.

- Какие еще специальности в авиации вызывают у вас уважение?

- Уважение вызывает прежде всего высокий уровень профессионализма. Есть асы среди летчиков-перехватчиков, среди бомбардировщиков. Нельзя не восхищаться мастерством, в какой бы сфере человеческой деятельности оно ни проявлялось.

- Чего больше в вашей работе - математического расчета, спортивного азарта и ловкости или, может быть, это можно назвать искусством?

- Высший пилотаж - это, конечно же, искусство. Ну, и немного всего остального.

- Почему такое название - "Русские витязи"? Что значит для вас быть русскими и считаете ли вы себя православными?

- Когда обсуждали название группы, было много разных предложений, но все они как-то не очень нравились. А когда прозвучало это, все единодушно согласились, что оно отвечает предназначению группы, что называется, попадает в точку.

Русский народ очень сильный своим духом. И это дает нам православная вера. Вы посмотрите - у нас самая красивая земля, у нас красивые люди, у нас самые красивые храмы. Нигде в мире нам не приходилось видеть такой красоты, какую создают наши православные храмы с их золотыми куполами. И все, что мы имели и имеем - это потому, что мы русские. Потому, что мы православные.

- Приедете ли вы еще когда-нибудь в Ханты-Мансийск?

- Если пригласите - обязательно. У вас замечательный город, очень доброжелательные люди, хорошее небо, красивый храм.

...По окончании встречи гости раздавали автографы, фотографировались с желающими на фоне города и храмового комплекса и вновь отвечали на вопросы обступивших их мальчишек, интересовавшихся, где учат летать. Пилоты давали им адреса и телефоны училищ и аэроклубов. Но главный вывод будущие летчики могли сделать уже в зале: чтобы летать, как " Русские витязи", нужно научиться любить свою Родину, ее синее небо, в которое устремлены золотые купола православных храмов, и тех, кто трудится на ее земле, своих соотечественников.

Для справки. Пилотажная группа "Русские витязи" основана в 1991 г. из лучших военных летчиков подмосковной военной базы Кубинка и входит в состав 237-го Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырех и шести истребителей четвертого поколения Су-27 (суммарный вес группы из шести самолетов при выполнении пилотажа составляет около 150 тонн, а "размах" - более 75 метров). С момента своего основания "Русские витязи" регулярно проводят показательные полеты в небе России и за ее пределами. Это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелых истребителей.

Фоторепортаж Ольги Санталовой и Оксаны Ященко

Назад

Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок
Сибирская Православная газета, 2024 г.