ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

Хроника ноября 2023 г.

О работе секции «Духовно-нравственное воспитание в школе» XXII Филофеевских образовательных чтений



Филофеевские образовательные чтения в рамках Всероссийской научно-практической конференции объединяют представителей государственной власти, образования и духовенства для обсуждения и принятия решений компетентными участниками по актуальным проблемам духовно-нравственного образования и воспитания в отечественных традициях.

В рамках взаимодействия Церкви и светского образования 23 октября в Департаменте образования и науки Тюменской области состоялся круглый стол секции № 1 «Духовно-нравственное воспитание в школе» на тему «Взаимодействие светской и церковной систем образования в вопросах духовно-нравственного воспитания молодежи: совместные мероприятия».

С приветственным словом выступили руководители секции: 1) диакон Димитрий Майоров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии (ОРОиК ТТЕ), ст. преподаватель Тобольской духовной семинарии (ТДС), канд. богословия, канд. филос. наук; 2) Павлович Даниил Александрович, начальник управления развития образовательной среды Департамента образования и науки Тюменской области; 3) иеромонах Трифон (Умалатов), президент АНО «Поколение», заведующий сектором мероприятий и конкурсов Синодального ОРОиК (Москва).

Было отмечено, что в настоящее время происходит активный пересмотр последствий европейских веяний в образовании и возрождение отечественных традиционных моделей образования и воспитания, основанных на православных традициях. Корни обсуждаемых проблем уходят в проблему мировоззрения, которая может быть решена в процессе перманентного диалога религии, философии, науки и практики светского образования. Вопросы духовно-нравственного воспитания могут быть представлены в векторе анализа требований к учителю XXI в. В этой связи особо следует выделить Всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», направленный на укрепление взаимодействия светской и церковной систем образования по духовнонравственному воспитанию граждан России.

С рефлексией работ первыми докладчиками выступили эксперты конкурса: 1) иеромонах Трифон (Умалатов) с докладом на тему «Конкурс “За нравственный подвиг учителя” как отражение ценностных установок учителя и ученика»; 2) Белявская Юлия Евгеньевна, доц. кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), канд. ист. наук (Тюмень), с докладом «Педагог и воспитанники сквозь призму конкурса “За нравственный подвиг учителя”».

Эксперты отметили, что в рамках конкурса «За нравственный подвиг учителя» происходит профессиональный диалог работников образования по проблеме целенаправленного мониторинга процесса воспитания в образовательной организации.

Авторские педагогические технологии участников конкурса в четырех номинациях нашли уникальные ответы на вопросы, связанные как с психолого-педагогическими условиями, влияющими на позитивные изменения в личности ребенка, так и с организационными условиями, которые благоприятствуют развитию его личности.

Среди участников есть педагоги, которые участвуют в конкурсе уже не один год. Отмечено, что процесс развития захватывает всех участников образовательного пространства – как детей, так и их родителей, которые под руководством педагогов – участников конкурса вовлекаются в процесс воспитания своих детей уже на новом – профе с сиона л ьном уровне, что подтверждают их отзывы.

Методические разработки победителей, по мнению независимых экспертов – членов жюри, представляют ценность для профессионального педагогического сообщества, понятны для внедрения, поэтому заслужили высокую оценку и рекомендованы к публикации. Продолжение дискуссии круглого стола строилось относительно размышления о требованиях к образовательному пространству в XXI в. Особенность в том, что образовательное пространство создает внутри себя образовательную среду, представляя совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, которые оказывают как обучающее, так и воспитывающее влияние на личность.

Светлана Владиславовна ШУТОВА,
заместитель председателя епархиального
отдела религиозного образования
и катехизаци

Назад

Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок
Сибирская Православная газета, 2024 г.