ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

Православный месяцеслов. Апрель


1 апреля (19 марта по ст. стилю) – мчч. Хрисанфа и Дарии (283). Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612).

Святые Хрисанф и Дария пострадали в Риме в 283 году. Св. Хрисанф был сыном знатного римского сенатора Полемия и учился в философской школе, где случайно нашел книги Нового Завета. Христианин и священник Карпофор в течение несколько месяцев наставил и подготовил Хрисанфа, а потом крестил его. Желая отвратить сына от христианства, Полемий женил сына на красавице Дарии, жрице богини Афродиты. Хрисанф сумел убедить Дарию в истинности христианской веры, и супруги стали вести благочестивую жизнь, открыто исповедуя веру и обучая других. Хрисанф крестил Дарию и основал монастырь для юношей, а его жена собрала вокруг себя девиц и жен, решивших посвятить себя Богу. По жалобе горожан святой Хрисанф был отдан на мучения трибуну Клавдию, однако Клавдий сам уверовал во Христа с женой своей Иларией и сыновьями Мавром и Иасоном, за что по приказу императора они были казнены. Хрисанфа и Дарию после истязаний живыми закопали в землю.

* * *

Святая праведная София (1585–1612), княгиня Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в Слуцке, одном из древнейших городов Северо-западной Руси. Отец святой Софии - Юрий Юрьевич II - был единственным из трех сыновей, исполнившим заветы своего родителя - твердо держаться Православия. Он был женат на Екатерине из рода Кишек, от этого брака родилась 1 мая 1585 года их единственная дочь, которую назвали в святом Крещении Софией - Премудростию. Вскоре после родов отошла в жизнь вечную мать, а через год умер и отец.

Опеку над годовалой девочкой приняла семья Ходкевичей — ее родственников, преследуя корыстные цели. Они хотели расплатиться с долгами за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода.

Ходкевичи заключили сделку, подтвердив ее письменно, что княжна София по достижении ею совершеннолетия будет выдана замуж за Несвижского князя Януша из рода Радзивиллов.

Однако опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с князем-католиком. Она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. После обращения князя Януша к Римскому Папе, разрешение на это было получено, и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду, в одном из соборов Бреста.

В 1596 году в западнорусских землях была заключена церковная уния с Римом. Введение унии сопровождалось ужасающими насилиями над православными. Юная княгиня стала защитницей православных святынь и православного народа от униатского насилия. Слуцк она превратила в твердыню Православия — одну из немногочисленных, а вскоре и единственную во всем крае.

Умерла блаженная София в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года при рождении дочери и была погребена в Слуцком Свято-Троицком монастыре. Ныне нетленные мощи святой праведной Софии, княгини Слуцкой, почивают открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска.

* * *

3 апреля (21 марта) – преп. Серафима Вырицкого (1949).

Грозный 1917 год... Господу угодно ниспослать России тяжкие испытания... Многие состоятельные люди из числа дворянства, интеллигенции и купечества переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. В это время известный петербургский купец Василий Николаевич Муравьев (так звали в миру преподобного Серафима Вырицкого), занимавшийся высокоприбыльным предприятием - торговлей пушниной - закрывает свое дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петербурге и других обителей.

Успех и слава, богатство и красота, телесное здравие и крепкая семья - вот те земные ценности, которыми наделил Господь от щедрот Своих супругов Муравьевых... Однако Василий Николаевич по обоюдному согласию с женой принимает бесповоротное решение всецело посвятить себя служению Единому Богу. 16/29 октября 1920 года в церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры он принял монашеский постриг с наречением имени Варнава (в схиме Серафим). Тогда же была пострижена в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда его верная супруга и сподвижница Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).

Приняв монашество в Александро-Невской Лавре, иеросхимонах Серафим стал впоследствии ее духовником. С 1930 года, с началом тяжелой болезни, и до своей кончины в 1949 году он жил в Вырице.

Отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовал о Христе, вносил неизмеримый вклад в сохранение Православия и приводил ко спасению неисчислимое количество душ. За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ и дар пророчества. Старец иеросхимонах Серафим отошел в вечность 3 апреля 1949 г., в день празднования Воскрешения праведного Лазаря, предваряющий праздник Входа Господня в Иерусалим. В 2000 году Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной Церкви.

* * *


4 апреля (22 марта) – преп. Исаакия Далматского (383). Преподобный Исаакий Далматский жил в IV в., приняв постриг, подвизался в пустыне.

Во время гонения императора Валента (364 – 378), сторонника ереси Ария, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, чтобы утешить и укрепить православных в вере.

В то время варвары-готы захватили Фракию и приблизились к византийской столице. Когда Валент в сопровождении армии отправился на войну, Исаакий обратился к императору с требованием открыть православные храмы, угрожая ему в противном случае карой Божией. Но император не обратил внимания на слова монаха и приказал бросить Исаакия в глубокий овраг, на дне которого находилось топкое болото. Но монах, сохраненный Ангелами, остался жив и повторил свое предсказание. Валент приказал своим приближенным схватить преподобного и держать в заточении, пока он не возвратится с войны.

Пророчество святого сбылось. Готы победили Валента и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены.

После известия о гибели Валента преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Царь Феодосий Великий (379 – 395) после восшествия на престол по совету старца изгнал ариан и возвратил православным храмы. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого и стал называться монастырь.


5 апреля (23 марта) – мч. Василия Мангазейского (1600).
7 апреля (25 марта) – Благовещение Пресвятой Богородицы.
12 апреля (30 марта) – преп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771).

Св. Иоанн, будущий игумен Синайской горы, родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. На 20 году жизни он постригся в иночество в Синайском монастыре. По смерти старца Мартирия, под руководством которого подвизался 19 лет, св. Иоанн удалился в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в строгом посте, молитве, уединении и безмолвии. Он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Вкушал он все, что дозволялось по иноческому обету, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Но если во внешней жизни пр. Иоанн действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души, то внутренняя духовная жизнь его была непрестанная молитва и безмерная любовь к Богу. После 40 лет подвигов он сделался игуменом Синайской обители, но через 4 года снова удалился в уединение и мирно отошел к Господу, 80 лет от роду.

Величайший из подвижников благочестия, преп. Иоанн и другим оставил руководство для их духовной жизни, написав душеспасительное сочинение «Лествицу». Изображая путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, «Лествица» есть верное и надежное руководство к духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении души.


14 (1) апреля – преп. Марии Египетской (522).
19 (6) апреля – Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Преп. Севастиана Карагандинского (1966).
20 (7) апреля – Вход Господень в Иерусалим.
21 (8) – 26 (13) апреля – Страстная седмица.
27 (14) апреля – ПАСХА. Светлое Христово Воскресение .
29 (16) апреля – Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери.
30 (17) апреля – Среда Светлой седмицы. Обретение мощей преп. Александра
Свирского (1641).

Назад

Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок
Сибирская Православная газета, 2024 г.