ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2012 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Праздник Крещения Господня. Богоявление

До своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали Его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение.
Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов.

Евангелисты называют Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне», потому что Он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте Его путь». Слова эти взяты из речи пророка Исайи, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро явится слава Господня, и «всякая плоть увидит спасение Божие» (Ис. 40, 5). Пророчество это Иоанн Креститель изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе своего народа, подразумевается Мессия, а под вестником – Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо устранить, как препятствия к приходу Мессии, – это человеческие грехи и страсти. И сущность всей проповеди Предтечи сводилась к одному призыву: «Покайтесь!».

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшимся акридами (род саранчи) и диким медом. Его проповедь о приближении Мессии, прихода Которого многие напряженно ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Народ был восхищен учением Иоанна и стекался к нему во множестве. Он смело обличал надменность и уверенность в собственной справедливости фарисеев и саддукеев, внушая народу, что он должен жить в духе веры и преданности Богу.

Смущенные строгостью его речи, люди спрашивали: «Что же нам делать?». Иоанн отвечал, что необходимо творить дела любви и милосердия, воздерживаться от всякого зла. Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причем иудеи верили, что Мессия, когда придет, будет крестить. Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это отвечал Иоанн, что он крестит водой покаяния, но за ним идет Сильнейший его, Которому он, Иоанн, не достоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11, Лк. 3, 16, Мк. 1, 8). В Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну.

Тогда среди прочего народа к Иоанну пришел и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал, Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой и поэтому в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» – «Так надлежит нам исполнить всякую правду», – кротко ответил Спаситель.

Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрожденного Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Однако «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды», потому что Ему не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста (Мф. 3, 16), молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

«И се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь и ниспускался на Него». Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого также Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси днесь вселенней». Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошел на Иисуса, но и остался на Нем (Ин. 1, 32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и чистое существо, а так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде».

По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего».

Голос Бога Отца: «Сей есть сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества. Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н.ст. (6 января ст. ст.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям Вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снисшедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является большим христианским праздником. Он всегда встречается людьми с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого Таинства.

Вода, освященная в Навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой Агиасмой, то есть великой святыней. Поэтому эта вода имела важное и обширное употребление у православных христиан различных исторических эпох. Ею окропляли дома. Верующие могли ее употреблять во всякое время с великим благоговением, вкушали до принятия пищи, заботливо хранили в течение года. И сегодня эти благочестивые традиции соблюдаются современными православными христианами. Церковь употребляет ее при освящении мира, антиминсов и артоса в день Пасхи. Церковь определила давать ее вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Кроме благочестивых традиций, бывали и различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, в особенности это ярко выражается в наши дни, когда люди, далекие от восприятия праздника по православной традиции, отмечают его по совершенно непонятным обычаям, напоминающим языческие обряды и доходящим до откровенного кощунства. Например, купаются в «Иордани» и распивают спиртные напитки. Но самое ужасное – это отношение к Крещенской воде как к языческому оберегу. Отсюда полумагическое отношение к святыне, страх, что не достанется, ссоры в очереди за водой. Бытует еще одно суеверие, что якобы вода, освященная в Навечерие праздника 18 января, отличается по своей благодатной силе от воды, освященной после Литургии 19 января, поэтому вечернюю воду называют «Богоявленской», а утреннюю – «Крещенской». Чин освящения воды один и тот же, и благодатная сила одинакова.

Благодать, дарованная нам в приобщении святыне в эти дни, должна бережно сохраняться нами как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании.

Иерей Виталий Остапчук,
настоятель храма в честь Богоявления
с. Омутинское

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.