ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2012 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Песнопения Рождественского Богослужения

Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир, – великое для каждого христианина событие. Чувствами радости и ликования наполнено церковное Богослужение. Святая Церковь, заботясь о нас, так устроила служение Богу, чтобы человек всем своим естеством был соучастником в этом величайшем общении со своим Творцом. И, действительно, входя в храм, человек видит иконы, которые можно назвать Евангелием, написанным красками. К слуху молящегося человека обращены Богослужебные тексты. А обоняние чувствует фимиам, который, как приятная жертва Богу, возносится к Его Престолу.

Церковные песнопения, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми богословами-песнопевцами Церкви: святителем Григорием Богословом, преподобным Иоанном Дамаскиным, святителем Косьмою, епископом Майюмским, святителем Андреем, епископом Критским, и преподобным Романом Сладкопевцем. Чтобы передать то, что «око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не приходило», то, что находится за пределами возможностей человеческого разума и что постигается верою. Так заведено у людей, что в дар родившемуся человеку приносят подарки. А что можно принести в дар рождшемуся Богомладенцу? На этот вопрос нам поможет ответить стихира из праздничного Богослужения:


Что принести Тебе, Христе,
Яко явился еси на земли,
яко Человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей,
Благодарение Тебе приносит:
Ангели пение,
Небеса звезду,
Волсви дары,
Пастырие чудо,
Земля вертеп,
Пустыня ясли:
Мы же Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже,
Помилуй нас.


Что принести Тебе, Христе,
За то, что Ты явился на земле,
как Человек для нас?
Каждое из бывших Тобою творений
Приносит Тебе благодарность:
Ангелы – песнь,
Небо – звезду,
Волхвы – дары,
Пастыри – удивление,
Земля – пещеру,
Пустыня – ясли,
Мы же Мать Деву.
Предвечный Боже,
Помилуй нас.

От песни к песни раскрывается нам глубочайший смысл происходящего: Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария спешат в Вифлеем на перепись населения, объявленную кесарем Августом; в Вифлееме они не находят места в гостинице и вынуждены провести ночь за городом в вертепе, то есть в пещере для загона скота; в этом вертепе Мария рождает Младенца и кладет Его в ясли; пастухам, пасущим стадо недалеко от пещеры, являются ангелы с благой вестью о рождении Спасителя, и пастухи спешат поклониться необыкновенному Младенцу; на далеком Востоке персидские мудрецы видят в небе ярчайшую звезду, по древним пророчествам, свидетельствующую о рождении Сына Божьего, и отправляются с дарами в дальнее путешествие поклониться Ему, Солнцу Правды.

Исполненные духовной радости о Родившемся Спасителе, творцы праздничной Рождественской службы всех призывают к ликованию: «Сегодня пусть веселятся небо и земля! Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют ангелы и люди, ныне Христос пришел для обновления и спасения наших душ».

Протоиерей Вадим Баранов,
настоятель храма Рождества Христова села Слобода-Бешкиль,
Исетский район

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.