ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Возьми на себя бремя заботы о ближнем!

«Даже не знаю, как мне относиться к нищим...», - заметил как-то в разговоре один мой знакомый. Я сначала удивилась тому, что он сомневается в однозначности евангельского отношения к обездоленным людям, и не знала, как реагировать на такое его рассуждение. Ибо всегда сочувствовала убогим людям, особенно калекам. Но взглянув на проблему взаимоотношения нищих и Церкви глазами знакомого, поняла, что однозначно относиться к этой проблеме действительно нельзя. Сама не раз видела, как нищие «одолевают» прихожан, бесцеремонно попрошайничая; как проходят в храм в грязной одежде, жутко пахнут, и потому люди сторонятся их...

Нельзя, конечно, всех нищих «стричь под одну гребенку». У каждого из них своя история обнищания (или падения). И вообще, никто из нас не застрахован ни от тюрьмы, ни от сумы... Тот же самый знакомый рассказал мне, как он однажды в беседе с незнакомым бомжем выяснил, что тот в недавнем прошлом ученый муж, профессор, оказавшийся в тяжелейшей жизненной ситуации, которая выбросила его на улицу без средств к существованию. Такое в нашем современном мире бывает нередко...

Господь наш Иисус Христос, отвечая на вопрос одного законника, кого можно считать своим ближним, рассказал притчу о милосердном самарянине, тем самым Он расширил понятие «ближний» до вселенского. Потому что человек тот был иноплеменником. Такое понимание родства в христианской Церкви, на мой взгляд, приемлемо и сегодня. Ибо на любой дороге можно встретить человека, нуждающегося именно в твоей помощи. Ведь мы - христиане - все братья и сестры, хотя осознать это духовное родство многим из нас очень непросто... Но если ты истинно встал на христианский путь, желая на деле (а не только теоретически) последовать за Христом, Он укажет тебе на человека, которому ты можешь стать ближним, оказав ему ту или иную помощь на его пути к вечности. Надо лишь быть внимательным к обстоятельствам своей жизни, формируя в себе христианский взгляд на все происходящее вокруг.

Вот и мне, слава Богу, довелось недавно обратить внимание и, по мере сип, оказать милость одному убогому человеку. От общения с ним у меня просто защемило сердце, едва сдержалась, чтобы не заплакать прямо в храме. Впервые мне удалось взглянуть на проблему нищих изнутри, глазами самого нищего. Вернее, одним глазом бомжа Алексия, потому что на второй глаз он был слепой из-за бельма.

Познакомились мы с ним в Знаменском соборе Тюмени после службы, когда я присела на скамеечку отдохнуть. Он спросил меня, как звать батюшку, который служил тогда. Я сказала, и спросила в ответ, как звать его самого? «Я бомж Алексий», - ответил он смиренно, но без стеснения. «Видимо, привык к своему положению нищего, бедняга!» - подумала я и спросила, крещен пи он? Рука потянулась за крестом, словно за паспортом. Я его остановила, мол, верю, верю, и стала рассказывать ему о его небесном покровителе - человеке Бо-жием Алексии, чтобы морально поддержать его. На этот раз он меня остановил, достав из-за пазухи иконку этого великого угодника Божия, и продолжил рассказ о его жизни.

Если сказать, что я была удивлена, значит, ничего не сказать. «Вот тебе и бомж!» -подумала я. Многие нищие на улице и креститься-то толком не умеют. А этот даже молитвы знает и историю жизни своего небесного покровителя! «Конечно, как ему не знать,- подумала я в следующий момент, -если во многих монастырях трудником подвизался...». Об этом он рассказывал мне с каким-то особым вдохновением, называя святые места, некоторые из которых знакомы и мне по паломническим поездкам. Из-за отсутствия передних зубов Алексий сильно шепелявил, но искренность рассказа и церковнославянские слова, которые нет-нет, да и проскакивали в его нескладной речи, убеждали меня в том, что этот убогий человек действительно мой брат во Христе, мой ближний, на которого Господь обратил мое внимание.

А сколько света было в его единственном здоровом глазу, когда он поведал мне о том, как Господь помог ему бросить пить! «Вот только курить не могу бросить...», - сокрушался Алексий. Тут во мне «включился» психолог, и я стала консультировать его, как справиться с этой пагубной страстью. Когда говорила о молитве, посредством которой он может получить помощь в борьбе с этим своим пристрастием, он попросил меня записать ее, что я тут же и сделала. Потом, спохватившись, спросила, подходил ли он ко Кресту? Оказалось, что не подходил из-за солидного по объему пакета, который он боялся оставить без присмотра. Весь его скарб был с ним. «Идите скорее, я присмотрю за вашими вещами», - пообещала я Алексию, и он заковылял на своих перебитых ногах, чтобы приложиться ко Кресту Господа нашего Иисуса Христа и выразить тем самым Ему благодарность за спасение своей души. Сколько смирения было в этой удаляющейся от меня хромающей фигуре нищего!

Многим из нас - с виду благополучным христианам - поучиться бы у бомжа Алексия истинному смирению. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5, 3), - вспомнилась мне тогда первая заповедь блаженства. «Можно ли отнести этого физически нищего человека к евангельским нищим духом?» - подумалось мне. «Не всякий нищий блажен. Блажен не просто обездоленный, потому что от обездоленности нищенства духовного не обретешь; обездоленный, который только жаждет доли потерянной, в Царствие Божие не входит...», - говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский.

По возвращении Алексия я спросила его, исповедуется ли он и причащается ли? «Исповедуюсь, а вот к Причастию меня батюшки не допускают», - с горечью ответил он... Радостное выражение лица моментально исчезло, словно солнце погасло в его душе. Обращаю внимание на его внешний вид: лицо побрито, волосы аккуратно пострижены, чистые руки и никакого неприятного запаха... «Но я все равно хожу в храмы и молитвы читаю. Только вот, молитвослов недавно украли у меня вместе с иконкой Иисуса Христа, да еще деньги - прямо из-под головы, когда спал. Сильно жалко икону и молитвослов...», - продолжал сокрушаться Алексий.

Тронутая до глубины души этим искренним переживанием Алексия по поводу кражи не денег, но иконы и молитвослова, я купила ему здесь же в церковной лавке небольшой молитвослов и дала денег на дорогу (он собирался ехать к родственникам в другой город). Надо было видеть его радость, когда я давала ему эту маленькую книжицу! «А у меня сегодня как раз день рождения!» - сказал Алексий и, смущенно улыбаясь, добавил: «Мне бы еще чего-нибудь покушать, ничего не ел с утра...».

Поздравляю его с днем рождения и говорю, что надо получить благословение у батюшки, чтобы взять немного продуктов, которые прихожане пожертвовали сегодня в память об усопших близких. Ждем окончания панихиды. Но подойти к священнику за благословением Алексий побоялся, пришлось чуть не под руку вести его к батюшке. Когда шли, он озирался вокруг, словно затравленный зверек, ожидая удара. И все повторял: «Там еще прихожан много».

К отцу Николаю Цирке, как всегда, огромные очереди за благословением и за словом утешения, за советом. «Видимо, он первый раз в этом храме и не знает, какое доброе сердце у отца Николая! Не прогонит, позволит взять продукты с канона», - подумала я. Подходим, говорю, что у Алексия сегодня день рождения, прошу за него. Батюшка радостно откликнулся и благословил взять продукты. Я пожелала Алексию доброго пути и Ангела-хранителя в дорогу, и мы расстались.

Вот так Господь показал мне живо, наглядно, конкретно, кто может быть моим ближним. Не только родственники по крови, которые, по сути, являются продолжением нас самих, особенно дети и внуки, и не только друзья наши да приятели, но и те, кого мы по Промыслу Божию встречаем на жизненном пути. Помочь всем нуждающимся мы, конечно, не в силах, но на пути к Богу всегда можно встретить человека, нуждающегося именно в твоей помощи. Здесь и сейчас, в данный конкретный момент времени Господь дает тебе урок милосердия. Пройди его и поблагодари Христа за шанс стать к Нему чуточку ближе, исполняя Его заповедь о любви к ближнему. Важно то, что на этом благодатном пути мы приумножаем число своих духовных родственников не абстрактно, не теоретически, когда пафосно заявляем о себе, что «все мы братья и сестры во Христе Иисусе», а фактически, творя добро своему ближнему, вернее, дальнему, который через акт милосердия твоего стал тебе ближним. Тем самым, я твердо в этом уверена, мы способствуем единению всех христианских душ...

«Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня, - говорил в одной из своих проповедей святитель Николай Сербский, -как сласти свою душу, я, не раздумывая, ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, - наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы... О своем личном опыте я мог бы сказать вот что: в жизни человека столько радости, сколько он проявляет заботы о людях... Будьте сыновьями заботы и станете сынами Божиими. Создайте малое царство душ, о которых вы будете заботиться, и вы почувствуете в себе широту души великих вождей и царей. Знаете ли ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы...» («Семь ключей к вечной жизни», М., Никея, 2013, с. 90-96).

Христианской любовью любить -

Это значит - благотворить

Всем скорбящим, отверженным, павшим -

От врага на земле пострадавшим...

Это значит - идти за Христом,

Помня, прежде всего, о том:

Бог пришел не к здоровым, к больным -

Вот и нам помогать надо им...

Надежда ГЕОРГИЦА,
православный психолог,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.