ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
`

№1 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Село Богандинское и его храм

День памяти св. пророка Илии

Протоиерей Григорий Мансуров:
Отец Олег, добрый день. Килки или Богандинское? Как правильно исторически называлось ваше село?

Протоиерей Олег Квашнин: Не вы один об этом спрашиваете. Местные жители постоянно путаются в названии. Если говорить об истории, правильно должно звучать – село Богандинское. Есть два варианта этимологии слова. Первая версия сообщает, что название произошло от тюркского «боганда», что значит «недалекое», «близкое место».

Действительно, наше село располагается не так далеко от Тюмени. Однако мне больше нравится второй вариант – первоначальное название от «богодатный», то есть «данный Богом». Село было основано крестьянами-переселенцами из европейской части России. Они остановились на этом прекрасном месте, увидев красоту природы и все, что дает лес. Со временем название места изменилось и стало называться Богандинское.

Откуда название Килки, никому не известно. Однако у меня есть один документ, в котором оно фигурирует. Речь идет о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Когда бунт был подавлен, в Тобольской губернии в 1774 году сибирский губернатор Денис Чичерин распорядился, цитирую: «В Тюменском воеводстве… поставь ради кары преступников по одной виселице, для колесования по одному колесу и к вешанию за ребро по одному глаголю в Килках». Нужно сказать, что это первое и, возможно, последнее упоминание о нашем селе в такой форме, дальше оно пропадает.

П.Г.: Получается, что это одно из древних названий.

П.О.: Сейчас я вас еще больше запутаю. Если посмотреть название Килки на карте, то такое название есть в Ирландии, в России нет.

П.Г.: Во время восстания Пугачева храм уже был в селе?

П.О.: Храма не было, но была часовня. В документе, который я цитировал, свидетельствуется, что орудия казни были установлены у часовни, поскольку церкви тогда не было. Стояли они до июля 1775 года. Передо мной еще один исторический документ, датированный 1852 годом. Поскольку в деревне не было церкви, местные жители села Богандинского пишут в Тобольскую духовную консисторию такие слова: «Принуждены мы были служить воскресные праздничные дни лишь некоторые молитвословия (имеется в виду в часовне), и то не всегда, и видеть большое затруднение в исправлении христианских треб. Видя ощутимый недостаток и духовную нужду, мы приняли непременные намерения при помощи и содействии доброхотов-дателей устроить новую деревянную церковь». В 1856 году в нашем селе появляется первый деревянный храм, устроенный в честь пророка Илии. Выбор местными жителями такого святого неслучайный. Издревле крестьяне обращались к нему в молитвах для сбора хорошего урожая.

П.Г.: Были какие-то особенности того, чем занимались местные жители? Например, в Кулаково, где я служу, по воспоминаниям Николая Чукмалдина, делали сани, телеги. Выполняли работы по мощению дорог. Была история, когда крестьяне обнаружили природное место, где были камни. В Сибири камней нет, их нужно вести с Урала. Так они специально ничего не сказали начальству, чтобы их не заставили эти камни вывозить и мостить дорогу. Чем занимались жители Богандинского?

П.О.: Мне кажется, что где-то за Кулаково начинаются Уральские горы. У вас какая-то холмистая местность.

П.Г.: Может быть. Свердловская область уже недалеко начинается, но территория пока еще равнинная.

П.О.: Пышминская равнина. Здесь больше занимались рубкой и поставкой леса в Тюмень.

П.Г.: Может быть, какие-то производства открывались в конце XIX века?

П.О.: Все, что мне попадается, связано с нашим сибирским лесом.

П.Г.: Так всегда бывает, что деревянные храмы ветшают, горят. На их месте начинают строить каменные. К какому периоду относится строительство вашего каменного храма?

Ильин день

П.О.: В 1899 году в селе Богандинском случилось большое несчастье – сгорел деревянный приходской храм, построенный в 1856 году. Это было очень горьким событием для местных селян. Приход был небогатый. Постройка новой церкви представлялась делом затратным. Строительство продвигалось трудно. Не было требуемой суммы. «Всего несколько сот рублей материалов» – «одни слезы», по выражению самих прихожан.

Господь внял молитвам богандинцев, и в 1901 году с приходом нового настоятеля 55-летнего священника Владимира Малиновского дело, наконец, закипело. Нужно сказать, что отец Владимир – один из замечательных настоятелей Богандинского прихода, прекрасный законоучитель, деятельный энергичный человек. Он сумел таким образом поставить дело, что в скором времени постройка храма уже не казалась безнадежной.

4 октября 1908 года прошло торжественное освящение каменного Ильинского храма, который стоит и по сей день. У меня есть исторические сведения, как прошло освящение. По приезду в село Богандинское благочинного отца Аврамия Чемесова прихожане подняли колокол на колокольню, и в шесть часов вечера мягкие звуки призвали прихожан к вечернему богослужению. «Толпами спешили нарядные богомольцы, оживленно и весело беседовали они, идя в свой новый храм. У них столько радостей: и церковь новая, и урожай хороший дал им Господь Бог».

П.Г.: Как раз Покров прошел, наверное, свадьбы справляли, уже в новом храме совершали венчание. В России было принято после этого праздника венчаться. Урожай убран, можно подумать и о других делах...

П.О.: В день освящения храма произошло нечто необычное. За литургией отец Владимир Малиновский сказал поучение. Праздничное богослужение закончилось благодарственным молебном. Вдруг неожиданно из толпы молящихся выступил один прихожанин из числа самых уважаемых и прочитал благодарность в адрес отцу Владимиру. Он засвидетельствовал, что храм сей создан исключительно трудами, умением и энергией отца Владимира. От имени всех прихожан принес ему глубокое почтение. Едва он дочитал эти слова, как кругом со всех сторон понеслись благодарения. Растроганный настоятель в свою очередь высказал благодарность прихожанам за этот знак внимания. Все вышло так просто и неожиданно, что все невольно испытали чувство умиления.

Нужно сказать, впоследствии прихожане ходатайствовали перед владыкой по разрешению поднести отцу Владимиру наперсный серебряный крест по образцу синодального, для священников. Крест был вручен в следующем, 1909 году. Также я знаю, что архипастырь наградил его орденом святого Владимира 4-й степени и повысил в служении.

П.Г.: Видимо, был дружный приход, все участвовали в строительстве. Сохранились ли имена благотворителей?

П.О.: Известны только имена. В храме есть помянник, в который мы вписали всех известных священников, которые служили в нашем храме. Есть имена матушек, просфорниц и благотворителей.

П.Г.: Но дальше произошла трагедия. Она даже так и называется – Богандинская трагедия времен Гражданской войны. Расскажите об этом событии.

П.О.: «Богандинская трагедия» – есть такой исторический документ, который написан нашим последним дореволюционным настоятелем храма, священником Герасимом Шорецом. Нужно сказать, что это совершенно незаурядный человек. Он был осведомлен в вопросах противосектантской полемики, широко образованный, литературно одаренный. В знаменитой книге «Закон Божий» под редакцией профессора Слободского встречаются цитаты из его книг.

Отец Герасим интересовался появлением первых сект на территории Сибири. Кажется, с его именем связаны и первые лекции на эту тему. Они проходили в Тобольском кремле, куда съезжались местные священники. На его долю пришлась и Гражданская война.

Мы издали книгу об истории храма и в центре этой книги поместили документ под названием «Богандинская трагедия». Не стали сокращать текст, настолько интересно он был написан. Впервые опубликован в «Тобольских епархиальных ведомостях» за 1919 год. Вот что пишет отец Герасим о событиях, которые происходили в России в то время и в селе Богандинском в частности. «С самого начала войны для охраны железнодорожного моста на р. Пышме (в 1,5 верстах от села Богандинского) была поставлена рота солдат.

Крестный ход во время пандемии

Хотя солдаты жили в бараках у моста, однако же они большую часть времени проводили в селе, куда приходили за покупкой молока, хлеба, а главным образом, от нечего делать, за бражкой и самосядкой… На местное население солдатчина оказывала самое растлевающее влияние. Среди солдат было немало атеистов, сектантов, раскольников. Уже вскоре после переворота среди населения были пущены слухи, направленные против Церкви и религии. “Долой Бога, ни к чему иконы” и так далее. В особенности же злоба людей была направлена против святителя Иоанна Тобольского, причисленного к лику святых при императоре Николае II и епископе Варнаве».

В нашей стране действительно случилась трагедия. Произошла она и в селе Богандинском. «В начале февраля 1918 года в одно не прекрасное время, – как пишет отец Герасим, – собравшиеся из окрестных сел солдаты разогнали волостное земство и образовали совдеп. Так в селе Богандинском произошла социалистическая революция. Совет образовался ровно в полночь и сейчас же первым делом постановил социализировать имущество местного буржуя, лавочника Посохова. На следующий день рано утром, вооружившись винтовками, местные большевики сделали у Посохова обыск. Обшарили все углы, нашли, кажется, в пачке 40 серебряных рублей и с торжеством извлекли их оттуда.

А затем принялись вытаскивать из лавки на улицу товар. Необычайное событие привлекло множество праздных зрителей, зевак. Одни из толпы, новоиспеченные, сочувствовали этой социализации, призывали: “Так ему и надо, грабь буржуя. Кровь нашу пил”, другие, преимущественно мужики, кричали: “Это денный грабеж. Посохов трудами наживал. В голодный год он всю деревню кормил”. Толпа увеличилась, оппозиция росла. Тогда председатель волостного совдепа Зайков, напустив на себя величие и бья кулаками в перси, с пеной у рта кричал: “Товарищи, мы этот товар бедным раздадим”. Вооруженные же люди из местных крестьян стояли вокруг горы товаров, выброшенных из лавки, и резко покрикивали на публику: “Не напирая, осади назад!” А бедный Посохов побледнел, как полотно, жена его и дети подняли плач. Надо заметить, что Посохов и его жена люди больные, а потому были крайне напуганы всем происходящим.

Между тем волнение в народе росло. Нашлись добровольцы, которые, невзирая на угрозы винтовками, брали товар и несли обратно в лавку. Кто-то закричал: “Зачем вы трогаете товар? Пусть таскает тот, кто вытащил”. И вот, окруженные со всех сторон совдеповщики, под градом иронических замечаний и насмешек, вынуждены были относить товары обратно в лавку. “Это вам даром не пройдет, вы не хотите признать новой власти. Завтра же вызову красную гвардию”, – кричал председатель Совдепа. “Грабители вы, а не власть”, – отвечали из толпы».

Конечно, красная гвардия была вызвана, и то, что потом произошло в селе, – действительно трагедия.

П.Г.: Не получилось соблазнить людей разграбить имущество лавочника. Народ не поддержал Совет народных депутатов в Богандинском. Получается, они сами себя избрали.

П.О.: Действительно, не все были согласны. Вскоре началась Гражданская война, и наш храм оказался в эпицентре событий. Буквально здесь, где находится село, была линия фронта между красноармейцами и белой гвардией. Битва шла за город Тюмень. Вернемся к документу, который мы начали читать. Дальше отец Герасим пишет такие слова: «Между тем, в Омске произошел переворот. Ишим пал, военный фронт начал медленно приближаться к Богандинскому.

Жители села вынуждены были под угрозами штыковой расправы рыть окопы. Окопы были устроены у самого села, начиная от маслодельного завода к кладбищу, и даже на кладбище были устроены блиндажи. При этом одна или две свежих могилы у заплота были разрыты чуть ли не до половины, чтобы прятаться во время перестрелки. Говорят, засевшими на кладбище красноармейцами был выкинут плакат с надписью: “мирные жители”. В самой деревне на некоторых высоких строениях были поставлены пулеметы, которых у красных было большое изобилие. А на колокольне храма был устроен наблюдательный пункт, вследствие чего храм и подвергся обстрелу. Осада Богандинки продолжалась 10 дней. Можно себе представить, что вытерпели жители!.. За все время осады из села никто не был выпущен. Всего на Богандинском фронте (от Муллашевских юрт до с. Червишево) было не менее 5000 человек красноармейцев, причем среди них преобладали мадьяры (венгры), были и китайцы. Справедливость требует сказать, что красноармейцы хозяйничали в церковной ограде и притворе, внутрь храма не заходили. Только сломали замки у двух кружек, стоявших у церковной ограды, но извлечь содержимое почему-то не успели. Грубые с местными жителями, при малейшей опасности для их “драгоценной жизни” красноармейцы вообще проявляли поразительную трусость. Например, рассказывают такую историю. Ночью часовые сообщают в штаб, что приближается разъезд казаков. Тогда главнокомандующий садится на лошадь и во весь опор мчится по направлению к Тюмени. От него не отстает и вся красногвардейская кавалерия.

Крещение в реке

Отъехав до реки Пышмы и не видя погони, “герои” набираются храбрости, возвращаются, выискивают воображаемого противника и начинают беспорядочную стрельбу. Противник не отвечает, только слышится визг раненых лошадей. Оказывается, это были не казаки, а табун лошадей. Тем не менее красноармейцы хвастливо рассказывают крестьянам: “Сегодня ночью мы завладели табуном казачьих лошадей”. “Ну а где же казаки?” – спрашивают крестьяне. “Казаки, к сожалению, убежали…” Выходит, по красноармейским понятиям, казаки быстрее своих лошадей бегают.

Когда начался обстрел села из тяжелых орудий, красногвардейцы бросили окопы и прятались за строения, за спины мирных баб и мужиков. Впрочем, для того-то они и засели в деревне, т. к. по опыту знали, что войска Временного правительства будут щадить население, чем и объясняется продолжительность осады».

То есть 10 дней по тем временам казалось очень много.

П.Г.: В это время храм пострадал. Я знаю, там снаряды пролетали сквозь окна навылет.

П.О.: Отец Герасим об этом пишет. Влетали в одно окно, вылетали в другое напролет. Это чудо. Ни один снаряд не задел храм. Однако, говорят, в стене храма засело 2 снаряда, но не взорвались. Такое бывает и в современное время. Господь хранит храмы и монастыри.

П.Г.: Что было дальше? Из-за границы вернулся Колчак, организовал здесь новый фронт для борьбы с большевиками, провозгласил себя Верховным правителем России, столицей сделал город Омск. Будущий священномученик Сильвестр Омский его на это благословил.

Есть такая легенда, что Колчак венчался в богандинском храме. Это правда?

П.О.: Не знаю. Когда я начал здесь свое служение, ко мне подошла одна бабушка и сказала, что в нашем храме венчался адмирал Колчак. Я не предал ее словам особого значения. У бабушек обычно 4-7 классов образования. Изучала ли она в школе, кто такой Колчак? Отдает ли она отчет своим словам? Но потом подошла другая бабушка, за ней третья. Потом были такие случаи, когда мимо храма из одной области в другую проезжали люди, специально заезжали в храм. Говорили, мы наслышаны, что именно здесь было венчание адмирала Колчака. Я года два терпел, а потом подумал, почему бы не заняться биографией, изучением истории его личной жизни. Это было начало двухтысячных годов. Я наткнулся на одну историю, которая впоследствии появилась в художественно-историческом фильме «Адмирал». Не буду давать моральной оценки тому, что там показывается. Мы говорим только об истории. Возможно, с точки зрения современной светскости – это красивая история.

Они, конечно, были знакомы. Адмирал дружил с Анной Тимиревой, был знаком с ее мужем. Колчак возвращался из Соединенных Штатов, ехал через Маньчжурию. Анна Тимирева оказалась там же. Они посчитали, что это знак свыше. По сути, два последних года они прожили вместе.

Нужно сказать, что Александр Васильевич был в венчаном браке со своей законной супругой Софьей Омировой. Венчался в Харлампиевской церкви, недалеко от Иркутска, будучи тогда еще лейтенантом флота.

П.Г.: Там же, где он и нашел потом свою кончину, в Иркутске.

П.О.: Да. Позднее адмирала предали белочехи. Он сидел в иркутской тюрьме, его допрашивали, сохранился протокол допроса. В одном месте следователь прямо задает ему вопрос: «Кем приходится вам Анна Тимирева: жена или нет?» Колчак отвечает прямо: «Нет». Здесь нужно понять, что иначе Верховный правитель не мог сказать, потому что Анна Тимирева самоарестовалась. Она сидела там же, в иркутской тюрьме. Они оба сидели в отдельных одиночных камерах. Ее дальнейшая судьба – в общей сложности 37 лет ссылок, тюрем, каторги. За то, что была его гражданской женой. Она была очень талантливым человеком, публицистом, снималась в некоторых известных фильмах.

П.Г.: Настоящая семья Колчака, что с ней?

П.О.: Софья Омирова вместе с сыном уехала во Францию. Там закончила годы своей жизни. Сын Ростислав Александрович жил вместе с ней во Франции.

П.Г.: Судьба Колчака трагична. Но как относиться к белому движению? Генералы уговаривали императора отречься от престола. Обещали навести порядок, взять власть в свои руки, и к ним перейдет доверие народа. Но получилось еще хуже. Когда Белая армия воевала с Красной и представляла свои интересы, к ним возникал вопрос: а кто вы такие? Это же вы посадили под арест царя в Царском Селе, потом отправили в тобольскую ссылку. Ведь царя отстранила от власти ни Красная армия, ни Ленин. Его отстранили от власти те, кто возглавил потом белое движение. Это они разрушили прежнюю Россию, а с новой силой не справились.

Праздник Благовещения в детской колонии

У нас есть телефонный звонок. Представьтесь, пожалуйста. – Здравствуйте, меня зовут Дмитрий. Я из Ишима. Вопрос отцу Олегу. В богандинском храме святыни, чудотворные иконы, совершаемые крестные ходы, свидетельства чудес имеются?

П.О.: У нас есть старая традиция, заслуживающая внимания. Ей уже 16 лет. Традиция заключается в том, что в наш храм из села Успенки ходит крестный ход. Когда я встречался с первыми крестоходцами, задал им вопрос: почему вы когда-то пошли к нам? Они сказали, мы просто пошли. Эта традиция вошла в нашу жизнь. Чтобы вы понимали, это примерно 70 км. Крестный ход по сути связывает два крайние точки Тюменского района с запада на восток, от Успенки до села Богандинского. Он идет к нам на наш престольный праздник 2 августа с остановками в Московском, Боровском и на третий день приходит к нам.

П.Г.: Нужно сказать, что это движение снизу. У нас, как правило, крестные ходы организованы по инициативе руководства епархии. Например, возрождение традиции крестного хода с Абалакской иконой Божией Матери. Он был возобновлен в 1999 году. А здесь люди сами организовались, несмотря на все трудности. Слава Богу! Какие у вас есть святыни?

П.О.: Храм – это и есть главная святыня. То, что он сохранился, есть самое большое чудо. Как вы думаете, что может быть общего между нашей небольшой сибирской деревней Килки и американским Голливудом?

П.Г.: Не знаю.

П.О.: Мы не до конца рассказали историю о священнике Герасиме Шореце. Он основал в эмиграции один из православных приходов в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Отец Герасим отступил вместе с частями белой гвардии на восток. Через некоторое время его следы находят в Прибалтике. Он служил в Германии. Но большую часть своей жизни он провел в Голливуде, в Лос-Анжелесе. В 1966 году мирно преставился. Это был незаурядный священник, миссионер.

После него в этом храме служил другой православный священник – отец Александр Лебедев. Готовясь к нашей передаче, я залез в интернет и нашел высказывания отца Александра. Будут ли они интересны тем, кто увлекается голливудскими звездами? Я зачитаю. Отец Александр пишет о празднике Пасхи: «Христово Воскресение – любимый праздник православного Голливуда. Подготовка к нему начинается заранее. В Америке принято всем миром делать предпраздничную уборку и украшать церковь к светлому дню. В ночь с Великой пятницы на Великую субботу прихожане по очереди читают псалтирь. В пасхальную ночь храм бывает полон. Молящиеся открыто радуются, по-американски эмоционально выкрикивают “Воистину воскресе!”. И среди этих людей, единодушных в своем ликовании, даже наметанный глаз опытного папарацци затруднится выделить звезд мирового кинематографа. Не Том Хэнкс восторженно смотрит на распахнутый алтарь, а раб Божий Фома. Не Джеймс Белуши не обращает внимания, что закапал воском дорогой костюм, а христианин Иаков.

Что-то подлинно исконное просыпается в этот день в их душах. Они становятся как дети. А среди детей звезд не бывает». Если вернуться к отцу Герасиму, он своей активностью, молитвой и на богандинском приходе в Сибири устроил так, что храм оказался самым последним из неразоренных в Тюменском районе.

У меня есть одна небольшая пропагандистская заметка из тюменской газеты «Красное знамя», датированная 1929 годом. Здесь даже есть рисунок под названием «Богандинский поп Страхов устроил самообложение». Сидит упитанный священник на колокольне богандинского храма и забрасывает удочки в местные дворы.

П.Г.: Это карикатура?

П.О.: Конечно, 1929 год. Зачитаю из той статьи всего один абзац. «Обжуливанию попа нужно положить предел. С церковью крестьянам Богандинки надо поступить так же, как поступила деревня Парфенова, передавшая церковь под клуб, Княжева, устроившая в церкви культурное учреждение, Мыс, Яр, Друганова, Успенка, Головина, занявшие помещения церквей под школы», – пишет газета. Богандинский храм был закрыт последним на территории Тюменского района в 1930 году. И был первым, кто возобновил свою деятельность после нескольких десятилетий советского безбожия. Чудо, что храм сохранился до этого времени.

Его возрождение непременно связано с именем главы Тюменского района Валерия Алексеевича Бугаева. Он рассказывал, что к нему обратились коммерсанты, которые пожелали возле трассы устроить придорожное кафе в здании храма. Валерий Алексеевич сильно возмутился духом. Это был 1988 год. Тогда для нашей страны это была большая редкость, чтобы коммунистический деятель, партийный работник решил восстановить храм.

За советский период вокруг храма появилось много крупных поселков городского типа: Боровский, Винзили, Богандинский.

Общая численность населения примерно 45 тысяч человек. Ильинский храм, оказавшийся в эпицентре этих трех крупных населенных пунктов, что называется, пригодился. В них находится много учреждений социального типа. Прежде всего, это Областная клиническая психиатрическая больница в Винзилях. Очень серьезное, крупное медицинское учреждение со множеством отделений, которое нуждается в духовной поддержке.

П.Г.: Вы окормляете эту больницу?

П.О.: У нас сложилась традиция – раз в две недели группа сестер милосердия посещает психиатрическую больницу, помогает священнику. Подобные учреждения у нас на Руси были еще до революции, только назывались по-другому. В них попадали люди, которых в нашей церковной среде принято называть бесноватыми. Наверное, они и там сейчас присутствуют. Конечно, мы понимаем, откуда берется этот тяжелый недуг, с чем он связан. Недаром в народе принято считать, что там прокуроры, наполеоны лежат. Это тоже связано с высокой гордостью человека, с другими заболеваниями. Безусловно, это серьезное заведение нуждается в духовной поддержке.

Продолжу перечислять этот список. Он достаточно обширный. Рядом с поселком Богандинским находится воинская часть. У нас и здесь сложились добрые отношения. Следующим учреждением можно назвать колонию для несовершеннолетних. Туда попадают дети в возрасте с 14 до 18 лет, совершившие серьезные правонарушения на территории Тюменской области, ХантыМансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов. В последнее время еще и с Курганской области, частично из Челябинской области. Молодой переходный возраст. Сейчас там примерно 80 человек. Это немного, было больше. На сегодняшний день к детям относятся более снисходительно. Преступления, за которые сюда попадают, не просто воровство, но что-то более серьезное.

Концерт на Пасху

П.Г.: Есть статистика сокращений преступлений или просто стали более снисходительно относиться к несовершеннолетним?

П.О.: Это легко понять, даже не ходя в колонию. Статистика связана с экономической ситуацией в стране. Экономика падает – преступность растет. Сейчас (2017 г. – прим. ред.) она растет, численность молодых ребят увеличивается.

Там же находится единственный в области следственный изолятор для женщин, включая округа. Женщины очень чувствительные существа. Попадая в казенный дом, конечно, нуждаются в помощи. Ведь в душе они сопротивляются тому, что произошло в их жизни, может быть, неожиданно, внезапно.

Есть и психоневрологический интернат. Он тоже находится в поселке Винзили. Центр реабилитации слепых, слабовидящих под названием «Пышма». У нас на территории области находится около 30 инвалидов слепоглухих. Они тоже нуждаются в окормлении.

П.Г.: Как вы ведете это окормление?

П.О.: За мной есть небольшой должок, я должен обучиться тифлосурдопереводу. Есть такие планы, но меня не особо учат. Говорят, что сами его знают, учить меня не будут. Сейчас прекрасные слуховые аппараты. Настолько хорошие, что даже для таких инвалидов они в помощь. У нас в области есть специалисты, но ни один из них тифлосурдопереводом не пользуется.

П.Г.: Получается, что человек глухой, слепой может слышать с помощью хорошего аппарата? Видимо, абсолютной глухоты практически не бывает…

П.О.: В Тюменской области таких людей нет. Мне рассказывали об одном инвалиде Александре Васильевиче Суворове. Он профессор, живет в Москве, работает на компьютере. Он абсолютно слепоглухой. Это большая редкость.

П.Г.: Вас слышат, с ними удается наладить контакт. Они участвуют в таинствах? Приходят в храм, или вы их посещаете?

П.О.: Бывают в храме. Общение больше происходит тактильное. Они нуждаются в специальных иконах, которые, не имея возможность рассмотреть, могут почувствовать с помощью рук. Общение очень сложное.

Привезти их с разных точек Тюменской области в центр реабилитации «Пышма», потом в наш храм – это уже сложный процесс. Поэтому бывают у нас только раз в квартал, каждые три месяца. Не так давно стали с ними заниматься, но продолжим эту традицию.

П.Г.: В детской колонии, я знаю, есть часовня, иконостас – все очень красиво.

П.О.: Должно быть красиво, это же детям. Часовня действительно очень красивая и пользуется большим спросом у ребят. У них уже такой возраст, который требует серьезного отношения к жизни. Они не стесняются исповедовать свою веру. Общение с ними происходит как с людьми, не побоюсь этих слов, интеллигентными, воспитанными, культурными Я давно их окормляю, знаю, о чем говорю. Не нужно смущаться этих слов, потому что иначе вести себя, согласно внутреннему распорядку дня, на территории колонии нельзя.

В тех местах, которые я перечислил, везде есть молельные комнаты, часовни.

П.Г.: Говорят, что дети, совершающие правонарушения, более жестоки.

П.О.: Их преступления относительно взрослых действительно более жестоки. Кстати, они могут нас сейчас с вами слышать. Радио «Вера» звучит и на территории воспитательной колонии через громкоговоритель. Думаю, они на меня не обидятся, но они не всегда могут быть уравновешены и контролировать свои эмоции. Здесь никого не нужно осуждать, ведь это еще детский возраст, когда за свои поступки человек не может полностью отвечать. Нужно еще понимать, какие у ребят семьи. Почти на сто процентов это неполные семьи либо пьющие.

П.Г.: Получается найти с ними общий язык?

П.О.: Легко. Нигде нельзя встретить такой прекрасной аудитории, даже в какойнибудь элитной гимназии, как на территории детской воспитательной колонии.

Ну и в конце передачи хотел бы обратиться к тюменцам. Уважаемые радиослушатели, хорошо выбраться за город в выходной день, выехать на 30-й км Ялуторовского тракта, посетить наш старинный, по сибирским меркам, храм. Службы проходят каждое воскресенье, начинаются в 9:00 утра. Будем рады видеть вас!

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.