ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№2 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Остаток Рая на земле

Не знаю, как вам, дорогие читатели, а мне уже порядком надоело читать и слушать о том, какие плохие, какие некрепкие, какие несчастные у нас семьи! Как они быстро распадаются, не просуществовав иногда и года, как все страдают от этого, как всем плохо, и государству в том числе!

И все это так, и все это правильно. Но не лучше ли писать, говорить или показывать, как надо строить семью, о том, какой она должна быть, каков идеал брака, какими должны быть взаимоотношения между супругами, чем проповедовать, как не надо.

Известно, что молодые супруги привносят в свою, вновь созданную семью те традиции, те правила и обычаи, которые были в их родительской семье. Чаще всего они не совпадают или даже бывают противоположными, вот тут-то и начинается противостояние и борьба: у кого лучше и правильнее. Родители же, прожив долгую совместную жизнь, более или менее счастливую, чаще всего также не представляют, что есть идеальный брак. И плохо то, что люди, не зная идеального образа семьи, не знают, к чему стремиться, как устроить, чтобы было всем хорошо и полезно. Им кажется, что вот именно они делают правильно, а остальные не правы. В результате у каждого своя правда, но вот несчастливы все почему-то одинаково!

Идеальный образ семьи должен быть в сознании каждого человека. Он придает смысл и дает силы для преодоления всех сложностей совместной жизни, в стремлении к совершенству.

Многие скажут, что идеального брака нет и быть не может. Да, потому что человек не совершенен и не идеален, поэтому он и не может создать идеальную семью, но стремиться к этому должен. Образ идеального брака был дан людям тысячелетия назад. Всегда, во все времена, были семьи, которые стремились достичь полной семейной гармонии. И сейчас такие есть (которые стремятся, а не которые достигли). Это те немногие, которые знают, к чему стремиться, они знакомы с требованиями и согласны с ними.

Давайте в этой и последующих статьях поговорим об идеальном браке, как его задумал Творец для нашего же блага. И будем руководствоваться философией христианского брака, которая дана в Библии, отражена и развита в учениях святых отцов и трудах современных богословов.

«По библейскому воззрению, брак – это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими катастрофами, не был осквернен ни грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа, о чем свидетельствуют канонические и богослужебные книги».

Прекрасно, правда: «Остаток рая…»? Или еще: «Брак есть таинство любви, не доступное пониманию человека, т.к. там два становятся одним». Как это: «два становятся одним»?

Вселенский учитель Иоанн Златоуст учит: «Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину». Муж и жена не два человека, а один. «Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного человека».

Вот такое представление о браке как о таинстве было у древних христиан и философов, так они понимали замысел Бога о нем.

Брак является по Библии синонимом радости. Если мужчина недавно женился, то его освобождали от воинской повинности сроком до года, «дабы увеселял жену свою» (Второзаконие). Чувство радости и блаженства, чувство достигнутой полноты бытия – вот что должно быть свойственно всякому идеальному браку.

Мы же чаще всего превращаем наш брак в отделение Дантова ада.

Зло, возникающее в семье, отвлекает духовные силы человечества от лежащих на нем высоких и трудных задач. Поэтому его движение вперед идет слишком медленно и часто сменяется отступлением и регрессом. А затем физическая слабость народа дает ненормальное направление в самой культуре. Поэтому спасение и возрождение народа России невозможно без возрождения семьи, а это требует от нас высокого героизма в борьбе с родовой распущенностью.

Как в капле воды – весь химический состав моря, так и в семье – все извращения общества.

Прежде всего, необходимо поговорить о цели брака. Как древним философам, так и современным психологам хорошо известно, что благополучие и долголетие семьи зависит от того, какую цель преследуют люди, вступающие в брак. Вернее, общая ли у них цель. Отсутствие в жизни брачующихся единства духовно-нравственных целей есть главная и основная причина несчастных браков. Т.е. основной и главной целью любого брака является не избегание одиночества, не получение удовольствий от общения и от плотской любви и даже не деторождение, а восполнение, помощь друг другу в духовно-нравственном совершенствовании. В счастливых браках муж и жена, восполняя друг друга, через взаимообщение помогают друг другу в совершенствовании и выполнении своего назначения в жизни. Мужчина, живя в семье, лучше понимает женскую природу, как она видит мир, что она чувствует, а женщина – мужскую. В таких семьях связь между супругами бывает настолько сильной, что ее не может ослабить даже смерть. Когда нет у мужа и жены единства во взглядах и убеждениях, то не может быть и согласия. Второй и тоже очень важной целью идеального брака является рождение детей. Третья цель – это предохранение от распутства и сохранение целомудрия.

Брачная любовь в учении об идеальном браке – это не только и не столько радость, сколько подвиг. Молодые люди, вступающие в брак, должны быть готовы не только к получению удовольствий и не просто к трудностям, а к настоящему подвигу, пожертвовать ради любимого жизнью, если понадобится. В истинной любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя. Без полной смерти личного эгоизма не получится счастливой семьи. Любящий не должен останавливаться ни перед какой жертвой, если она нужна на благо любимого и для сохранения единства с ним (если она не противоречит нравственному закону).

Вот такие высокие цели ставятся пред людьми, вступившими в брак. А иначе нельзя, т.к. вечные законы нравственности неумолимы, и народ, не желающий их выполнять, приходит к вырождению и рано или поздно вынужден будет уступить место другим, более строгим народам или превратиться в удобрение для их культур.

Надежда Федоровна ПАРЕНКО,
психолог, г. Тюмень.
В статье использованы материалы
из труда профессора С.В. Троицкого
«Философия христианского брака».
Киев, 1996 г.


Об авторе


Паренко Надежда Федоровна, психолог Детского общественного движения «Родник». Имеет два высших образования. Стаж психологического консультирования (в том числе и семейного) – 17 лет. Семейный стаж – 34 года. Родительский стаж – 33 года. Автор статей и методических разработок.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.