ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Притча о мытаре и фарисее

Евангелие от Луки глава 18:
9. Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Как следует искать Бога, и что нужно для духовного возрождения? На этот вопрос подробно отвечает притча о мытаре и фарисее. Как говорит евангелист, она была произнесена для тех, которые были уверены в себе, что праведны, и унижали других (Лк. 18, 9).

Через эту притчу Господь показывает, что Ему угодны не самоуверенные и гордые, а смиренные и кающиеся. Первые представлены в притче в образе фарисея, а вторые – в образе мытаря. Оба они – фарисей и мытарь – пришли в храм помолиться, но сколь различно их внутреннее состояние и внешнее поведение!

Фарисей сразу же прошел вперед, и первыми словами его внутренней («самой в себе») молитвы были слова самопревозношения: Боже! Благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11).

Сколько гордости и нарочитого осуждения других в этой молитве фарисея! Он благодарит Бога не за Его милосердие, не за благое Промышление о мире и людях, но за то, что он, фарисей, лучший среди людей. Гордость не позволила ему взглянуть в свою душу, узреть в ней грехи и причислить себя к грешникам, нуждавшимся в покаянии и милосердии Божием. Не грехи и пороки, а добродетели и заслуги свои фарисей стал выставлять перед Богом: Пощусь два раза в неделю и даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 12). Так может поступать только гордость человеческая, не желающая понять, что тем самым она удаляет себя от Бога.

Как часто мы гордимся, когда соблюдаем пост, считая себя лучше тех, кто не постится; как часто тщеславимся, когда оказываем какую-либо помощь ближним; как часто любуемся собой и превозносим свои достоинства, забывая, что пред Богом мы всего лишь рабы, ничего не стоящие (Лк. 17, 10), что на одно доброе, хорошее дело у нас приходятся десятки и сотни плохих и злых дел и что похваляться нам нечего и нечем. Каждый из нас считает себя в глубине души лучше других или, во всяком случае, не хуже. Как близки мы по своей гордости к фарисею из сегодняшней притчи! И как необходимо нам подражать мытарю, быть ближе к нему в смирении и покаянном чувстве.

Сосредоточим же теперь свое внимание на мытаре, на его поведении в храме. Он вошел сюда с сознанием своей глубокой греховности и виновности пред Богом и с жаждой духовного обновления. Но уже на пороге храма он сразу же остановился, не смея ни шагнуть дальше, ни поднять глаза вверх, ни осмотреться кругом.

Войдя, он тут же ощутил присутствие Божие, понял, что храм – это святилище Всевышнего, что Сам Бог встречает здесь каждого вошедшего. Почувствовав это, грешная душа вострепетала и с молитвенным воплем обратилась к милосердию Божию: Боже! Милостив буди мне, грешному (Лк. 18, 13).

Дрогнуло его сердце, и совесть открылась для глубокого покаяния и исповеди пред Лицом Божиим. И вот один за другим стали вставать в памяти соделанные грехи, и он переживал их как вину, как преступление пред Богом. Опуская все ниже и ниже голову и ударяя себя в грудь, он продолжал взывать к милосердию Божию: Боже! Милостив буди мне, грешному!

Как много обид и огорчений причинил он бедным людям, сиротам и вдовам, обирая их незаконными налогами и поборами. Сколько слез было пролито ими! Сколько укоров, бранных слов, проклятий и угроз было сказано в его адрес. Все это сейчас вновь нахлынуло в его душу, раздирая сердце горькой, покаянной скорбью. Чем он может оправдаться пред Богом, в чем найти защиту? Только в милосердии Божием. И вот вновь и вновь грешный мытарь взывает к Богу: Боже! Милостив буди мне, грешному!

Долго так покаянно и сокрушенно молился мытарь, пока не сошла с его души греховная тяжесть и скверна и он не очистился милосердием Божиим. Оправданный Богом (Лк. 18, 14), он вышел из храма, вышел уже другим человеком и уже для другой жизни. Так произошло возрождение мытаря.

Почему мытарю удалось в храме глубоко пережить свою греховность и очиститься? Потому что покаяние его началось еще задолго до молитвы в храме. Здесь оно лишь усилилось и превратилось в живую и чистосердечную исповедь перед Богом.

Святая Церковь, готовя нас к Великому посту, дает нам в путеводители образ мытаря, его покаяние и молитву. Боже! Милостив буди мне, грешному!

Многие из нас знают эту молитву, но однако не всегда от сердца ее произносят. А между тем она таит в себе благодатную силу и приближает нас к смирению и покаянию, а тем самым и к милосердию Божию.

Святитель Лука,
архиепископ Симферопольский
и Крымский

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.