ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Фильм «Викинг» основан на реальных исторических событиях

После рождественских праздников удалось найти время и сходить со старшими детьми в кинотеатр на фильм «Викинг». Разумеется, на версию +12, так как на версию более старшей возрастной категории христианину и без детей вход воспрещен. Незадолго до этого на глаза попалась статья с критикой данного фильма. И хоть критика была совсем не предметной и неаргументированной, осадок все равно остался. Поэтому шел на просмотр с некоторым напряжением: а вдруг и правда реклама фильма значительно преувеличивает качество самого кино?

Однако фильм не разочаровал. Особенно приятно было то, что сюжетная линия не противоречила летописным свидетельствам о жизни князя Владимира. И охота в лесу, где погибает слуга князя Ярополка, и гибель Олега, преследуемого братом, и поход Владимира на Киев, попутное завоевание Полоцка, да и все прочие события имеют основание в летописях Древней Руси.

Исключение составляет история, когда Владимир прячется в воде под мостками от печенегов – подобный сюжет присутствует в летописях, но относится он к событиям более поздним, спустя восемь лет после Крещения Руси. Немного покоробил сюжет с кораблем греков-ромеев, которые прибыли к Киеву договариваться с князем о помощи греческому императору в подавлении мятежа. Дело в том, что такой факт отсутствует в «Повести временных лет» – самом авторитетном летописном памятнике того периода. Однако, как оказалось, событие договора греков с руссами по поводу взятия Корсуни описывается у арабоязычного историка того периода по имени Яхъя Антиохийский. Также сюжет с кораблями, которые войска Владимира спустили на своих врагов со склона холма, – не стал уже интересоваться, из каких источников взят этот сюжет… В конце концов режиссер имеет право на художественный вымысел!

Немножко резануло представление князя Владимира в виде такого несколько нерасторопного и довольно слабого правителя. Но по историческим документам нельзя понять, какой у него был характер. А вот хотел ли он смерти брата Ярополка – так и останется загадкой для историков. Об этом преподобный Нестор Летописец в своей «Повести» говорит только то, что и показали в фильме: Ярополк зашел в комнату к брату Владимиру, а два человека из войска последнего «подняли его на мечи». Была ли это их личная инициатива, чтобы «помочь» своему князю занять киевский престол, или они согласовали с Владимиром это убийство – неизвестно.

Также надо сказать, что главный герой показан в фильме в довольно «причесанном» образе. Умалчивается о том, что у него до крещения было множество жен и наложниц, что жена убитого Ярополка – гречанка (пленная монахиня), возможно, беременная от своего мужа, – была взята Владимиром себе в жены. Кстати, когда она родила сына Святополка, так и не было ясно до конца, чей он сын. Хотя Владимир растил его как своего.

В фильме показано язычество во всей его неприглядности. Но тут уж ничего не поделаешь: события гибели христиан Федора и сына его Иоанна, которого хотели принести в жертву «богам», отражают без изменений летописные свидетельства. Момент принятия Владимиром крещения в Корсуни показан с долей художественного вымысла, но принципиально не противоречит историческим документам.

Кому-то из критиков, возможно, не понравится, что в фильме, где используются яркие и сильные средства современного кинематографа, язычество показано явно в негативном свете, а христианство – в ярко положительном. Эти образы запоминаются и откладываются в памяти. Однако за что можно тут упрекать создателей фильма? Созданная ими картина вполне соответствует действительности того периода. Не в полной мере, лишь отчасти, но она отражает атмосферу Руси X века. Почему я так решил? Потому что читал несколько раз «Повесть временных лет» и ряд других книг. Иной истории не существует. Если кто-то ее захочет переписать и снять фильм – это будет другая, «альтернативная история», то есть фантастика.

Кстати, насчет фантастики: в детстве я несколько раз перечитал «Хоббита» и трилогию «Властелин колец». Современные дети, как правило, не читают, а смотрят фильмы «по мотивам». Так вот, при всем уважении к Толкиену и Льюису («Хроники Нарнии»), пусть дети лучше смотрят фильмы на основе невыдуманных событий нашей истории, снятые в подобном стиле. И впечатлений наберутся, и историю подучат. Разве это будет плохо?

Священник Григорий Мансуров,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.