ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Защитники земли русской

В наш век, когда доминируют сугубо материальные ценности личного благополучия, максимальных удовольствий при минимальных затратах, такие понятия, как вера, честь, верность, доблесть, благородство, мужество, самопожертвование, героизм, любовь к Отечеству, все более и более утрачивают свое безусловное значение в жизни человека. Они или оттесняются на задний план бытия как музейные экспонаты красивого, романтичного, но глупого прошлого, либо высмеиваются, выставляясь в карикатурном виде, либо же откровенно втаптываются в грязь.

Вечным и святым понятиям противопоставляются принципы индивидуализма и личного преуспеяния. И для достижения этих целей хороши все средства: и предательство, и обман, и подлость, и жестокость по отношению к тем, кто ниже тебя, с позорным унижением перед теми, кто выше, и так далее, и тому подобное.

И вот на этих шатких жизненных основах воспитывается современная молодежь. Но на таких принципах настоящего мужчину, защитника Отечества, героя не воспитать. Потому что мужчина – это слово, неразрывно связанное со словом мужество. А мужество – это отвага и честь, великодушие, верность высшим идеалам, готовность отказаться от своего «хорошо» ради того, чтобы хорошо было другому.

Чтобы воспитать такую мужественную душу, ее нужно взращивать не на «голливудской тележвачке», а на высоких принципах святости, духовных ценностей, на примере настоящих мужественных дел и подвигов. А для этого необходимо обращаться к своей истории, вере, культуре, традициям, своим героям.

И на ум сразу приходит имя великого русского полководца, государственного деятеля, настоящего сына своего Отечества, святого благоверного князя Александра Невского, который в 16 лет уже правил Новгородом, в 20 – громил шведов на Неве. (Интересный факт, что битва со шведами началась в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, который является небесным покровителем структур и подразделений внутренних войск.) А через два года «разбирается» с немцами на Чудском озере. Причем и в первом, и во втором сражениях силы противника численно значительно превосходили наши войска.

Но не только мужеством на полях сражений и полководческим талантом послужил Александр Отечеству. Он проявил себя и как мудрый правитель и дальновидный политик. Для блага и процветания Руси он пошел на такие шаги, которые нанесли удар по его доброму имени. А это характеризует его как человека, способного поступиться своими амбициями, своей гордыней ради общей пользы.

Князь Александр пошел на мир с татарами. Потому что понимал, что в тех условиях военные действия против них – это верная смерть Русской земле. Он несколько раз ездил в Орду и ценой неимоверных дипломатических усилий отводил от Руси ханский гнев, вызываемый восстаниями русских городов против сборщиков налогов или отказами платить дань.

В первый приезд в Орду князь своим мужеством и в то же время мудростью, учтивостью, великодушием и благородством сразу вызвал к себе уважение со стороны хана Батыя. Дело в том, что всех приезжавших в ставку хана русских князей монгольские завоеватели заставляли участвовать в своих языческих обрядах (кланяться идолам и проходить через очистительный огонь). А тех, кто отказывался, карали смертью. Для христианина же поклониться языческому идолу равносильно отречению от Христа, поэтому русские князья предпочитали смерть участию в мерзких ритуалах. Отказался от участия в языческом обряде и князь Александр. Он не отказывался оказать знаки почтения имеющему власть хану, но поклонение языческим богам категорически отверг. Татары не тронули его.

Потому что в их памяти свежи еще были воспоминания о подвиге Черниговского князя Михаила и его боярина Федора, которые приняли лютую смерть, отказавшись участвовать в языческом ритуале. Татары тогда были поражены несгибаемым мужеством русских мучеников. Поэтому и в случае с Александром они решили, что ничего кроме мученической смерти они от него не добьются и не стали настаивать на своем.

И вот, благодаря смирению и дипломатии князя Александра Русь получила передышку и возможность собраться с силами для того, чтобы в дальнейшем сбросить с себя ненавистное татарское иго.

Благодаря политике князя несколько поколений русских людей не видели ужасающих карательных походов татар на Русь. И это было важным психологическим фактором, благодаря которому оказалась возможной в дальнейшем победа над татаро-монголами, одержанная потомком князя Александра – святым благоверным князем Димитрием Донским, чье имя также украсило историю нашего Отечества.

Святой князь Димитрий Донской наравне с Александром Невским является покровителем русского воинства. В честь благоверного Димитрия Донского, освящен храм в Тюмени.

Хочется также вспомнить не менее выдающегося русского полководца XVIII века, истинного русского патриота, генералиссимуса, графа Рымникского, князя Италийского, Александра Васильевича Суворова, который военное дело называл «наукой побеждать», и не только называл, но и доказывал делом: за всю свою военную деятельность он не потерпел ни одного поражения. Выходил из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. От древних времен до наших дней не было армии, подобной cуворовской, никогда не отступавшей, не проигравшей ни одного сражения, атаковавшей десятикратно превосходящего противника и побеждавшей всегда с минимальными потерями, вопреки всем законам военной логики.

Вот некоторые заветы, оставленные потомкам этим великим русским воином. «Достоинство военного суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала».

«Обывателя не обижай; он нас поит и кормит; солдат – не разбойник». Так учит он обращаться с мирным населением. А врага, басурмана – «вали на месте, гони, коли – остальным давай пощаду, они такие же люди; грех напрасно убить... Просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель – тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник!»

Смерти бояться нечего: «Бог нас водит. Он нам генерал». «Мы, Русские, Богу молимся: Он нам помощник... Кого из нас убьют – Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы – нам честь, нам слава, слава, слава!» «Герой – властитель стыдливости и воздержания». «Нравственность – его религия». «С нами Бог, и кто переможет нас?» «Братцы! Вы – богатыри! Неприятель от вас дрожит! Вы – русские!» «Один десятерых своей силой не одолеешь, помощь Божия нужна! Без молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай».

Чудо-богатыри Суворова не просто несли воинскую повинность, они относились к своей службе как к святому делу, служа Отечеству, они служили Богу, как это видно из приказа Суворова перед штурмом турецкой крепости Измаил, о которой турки кичливо говорили, что «скорее Дунай потечет вспять и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил». Накануне битвы Суворов объявил солдатам: «Сегодня молимся, завтра – постимся, послезавтра – победа или смерть!». И вновь вера великого Суворова и его воинов сделала невозможное – считавшаяся неприступной крепость пала.

В этом и была всегда сила русского воина: в отваге, в честности, в великодушии, в милосердии к врагам, в верности Отечеству, в верности Богу.

Также нельзя не упомянуть имя еще одного человека, много потрудившегося в ратном деле для славы и величия своего Отечества. Это Суворов на морях – Федор Федорович Ушаков, так же, как и генералиссимус, не проигравший ни одного из сорока морских сражений, которыми он командовал.

Он всегда был восхитительно храбр, удивительно умен, силен духом, воздержан и целомудрен. Наступал по-суворовски стремительно и побеждал с минимальными потерями. Так же, как и Суворов, где бы он ни был со своими воинами, всегда удивлял иноземцев своим бескорыстием и великодушием в отношении побежденных.

В последние годы жизни в имении Ф.Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию: «Оный адмирал Ушаков… и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своем из Санкт-Петербурга около восьми лет вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям Божьим во всякое время, а в Великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения… по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно…

Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви».

Адмирала Ф.Ф. Ушакова по праву можно считать основателем русской тактической школы в военно-морском искусстве, а орден его имени стал высшей военной наградой Русского флота. Русской Православной Церковью адмирал Федор Ушаков причислен к лику святых.

Много имен навечно вписано в скрижали Славы Российской, о них можно говорить часами и днями. Все они разные, несли разное служение России, но одно объединяет их всех – это мужество, отвага, честь, великодушие, верность Богу и верность Отечеству. Церковь и армия по дороге жизни всегда шли «рука об руку» до переворота 1917 года, когда Церковь была объявлена вне закона, и миллионы наших соотечественников приняли мученическую кончину за веру от рук «варваров XX века», как назвал большевиков старец архимандрит Павел Груздев, сам прошедший через все круги советского репрессивного ада.

Сегодня предпринимаются попытки возродить институт военного священства, что, несомненно, необходимо для поднятия морального, нравственного и боевого духа нашей армии.

Сейчас наша многострадальная страна переживает не самые лучшие времена – и это прямое следствие забвения русскими своей веры, святого Православия, которым жила, дышала, крепла и множилась Русская земля не одно столетие. Хочется верить в возрождение Великой России. Но важно помнить, что великой Россия может быть только православной. А пока русские девушки и русские парни предаются разврату, не хотят создавать семей, девушки делают аборты, молодые люди не хотят служить в армии, уклоняясь из эгоистических соображений от святого долга – защищать Отечество, с юных лет приобщаются к табаку, алкоголю и наркотикам, утрачивают христианские принципы жизни, идут вместо храма в кабак или ночной клуб, ни о каком возрождении, конечно, и речи быть не может. Пока мы – вымирающая нация, и спасение наше, возрождение и величие только в покаянии, в изменении и переосмыслении жизни и в возвращении к вере отцов, к Отцу Небесному.

Иерей Николай СУШКОВ,
штатный клирик храма Всех святых
г. Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.