ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Великий пост: личный опыт

Когда я беседую с кем-либо о христианской вере, разговор зачастую сводится не столько к Заповедям Божиим, сколько к соблюдению пищевого, телесного поста. Потому что неверующие люди, а иногда и новоначальные христиане, спрашивают меня: «Неужели вы все посты выдерживаете?». При этом имеется в виду воздержание от белковой пищи – мяса, яиц, молочных продуктов и т.п. Как будто ограничение себя в пище – самое сложное на пути к Богу.

Очень точно заметил по этому поводу святитель Иннокентий Херсонский: «Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать Богослужения, приступать к Исповеди – на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста – это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным». Это происходит, на мой взгляд, потому, что современные люди, в массе своей, изнежены, избалованы комфортной жизнью, а также потому, что, вследствие падения нравов, привыкли идти на поводу своих плотских желаний. Я имею в виду и объедение, и винопитие, а также супружеское невоздержание, прелюбодеяние и блуд.

Цель каждого христианина – подготовить свою жизнь к вечности, к блаженной жизни с Богом. Поэтому мы должны, прежде всего, смирить свою душу, победить все страсти, а они, по Святому Евангелию, побеждаются постом и молитвой. Значит, постом мы можем значительно приблизиться к Богу! Но пост только телесный ничего не значит без духовного поста нашего внутреннего человека, когда душа воздерживается от злых слов и дел и не допускает даже помыслов недобрых, недостойных. Апостол замечает, что «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8). А вот как о настоящем христианском постнике говорит святитель Тихон Задонский: «Изрядный постник есть, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто руки свои удерживает от воровства, грабления и сердце свое – от желания чужих вещей. – Словом: добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла…».

К такому посту надо, конечно, готовиться, настраиваться на него, молить Бога о помощи в этом многотрудном деле. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, «если кто не предаст себя на заклание, как овча, за каждую даже малейшую добродетель и не прольет крови своей за нее, тот не стяжет ее никогда». Отсечение греховных привычек – это действительно подвиг, сопряженный со множеством скорбей. Но эти скорби, по святым отцам, впоследствии Господь обратит в радости, пошлет Свою благодать.

Так, вспоминается сейчас рассказ одной моей знакомой, как она, впервые в жизни понуждая себя выдержать весь Великий пост, по его окончании ощутила невероятную духовную радость от того, что она смогла преодолеть свои немощи. Она почувствовала не только легкость в теле, благодаря тому, что прошла боль из-за многочисленных застарелых «болячек», но, главное, ощутила силу своего духа. И это укрепило ее веру во Христа, в то, что Он – Спаситель и Главный Целитель душ и телес наших. Больше всего меня порадовало в этом рассказе то, что ей захотелось тогда повиниться перед Богом за все предыдущие годы, что не соблюдала пост раньше. А уж как она благодарила Господа за этот «великопостный урок» – нетрудно представить. Потому что произошло самое настоящее чудо, когда человек перепробовал массу всяких средств для исцеления (традиционной и нетрадиционной медицины), но улучшения не наступало… И только искреннее обращение к Богу позволило ей «употребить» это сильнодействующее средство – пост, и исцелиться. Исцелиться, прежде всего, душой. А состояние здоровья нашего тела в огромной степени зависит от состояния нашей души. В пост душа человека учится повелевать телом. Идет настоящая борьба между желаниями плоти и духовными потребностями человека. Говоря психологическим языком, пост – это тренинг волевой сферы человека. Если душе удается взять верх над влечениями своей плоти, она становится настоящей царицей тела, обретает истинную духовную радость и наполняется духовной силой. Возможно, моей знакомой, о которой я сейчас вспомнила, с Божией помощью это как раз и удалось.

Хочу сказать и о себе, о своем опыте в деле соблюдения поста. Скажу честно, долгое время я считала пищевой, телесный пост не столь важным, как духовный, и не очень-то его соблюдала. Воспоминания о лечебном голодании в «атеистические годы» моей жизни, когда я один раз в неделю ничего совсем не ела, только пила воду, наво- дили на меня такую тоску при мысли о посте, что я отвергала всякую мысль о важности соблюдения пищевого поста.

Уверовав во Христа, я долго шла к пониманию необходимости соблюдать предписания Церкви относительно поста. Думала, что если я не ем мяса (а я его не ем уже много лет) и ограничиваю себя в молочных продуктах из-за состояния своего здоровья, то и пост мне соблюдать совсем необязательно. Кроме того, пока дети подрастали, я сильно уставала от «кухни», потому что была не в меру заботливой мамочкой. А теперь, когда дети повзрослели и живут отдельно, стараюсь питаться очень просто, без разносолов и кулинарных изысков. И вообще, гурманом я никогда не была! Так какой мне еще пост? Но по мере своего воцерковления и чтения святоотеческой литературы, я все больше проникалась мыслью, что соблюдать пост нужно в полноте, как предписывает Церковь – заботливая наша Мать… Когда Христос, не имеющий в Себе никакого греха, постился сорок дней, Он тем самым показывал нам прямой путь ко спасению. А подвиги поста многих Христовых подвижников, о которых я читала, помогли мне понять то, что постом они, кроме всего прочего, доказывали Богу свою верность и свою любовь. Ибо настоящая любовь всегда жертвенна.

Открыв для себя эту истину, я стала, по мере своих сил, ограничивать себя в приеме скоромной пищи во время всех постов. Потому что мне тоже захотелось этим актом самоограничения в пище выразить Богу свою любовь и преданность. Когда я все же срывалась поесть чего-нибудь вкусненького, запретного, в минуты жизненных огорчений (а это происходило довольно часто поначалу), то чувствовала себя при этом прескверно – предательницей, и просила у Бога прощения. Но если удавалось выдержать пост, испытывала такую сладость победы над своими немощами, что не передать словами! Хочется сказать и о благодатной помощи, которая идет человеку во время постов, если он просит ее у Бога. Получая благословение на пост у священника, я прошу поддержки свыше и на домашней молитве – на каждый день поста. Помню, как сама удивлялась тому, что иногда вообще забывала про пищу, и мой желудок был совершенно спокоен, не подавал никаких «голодных сигналов»… Голова при этом была ясной, мысли – в нужном христианском русле, чувства – самые высокие… Лучшие мои стихи, по-моему, написаны как раз во время постов. Теперь мне совершенно ясно, почему святые угодники Божии перед принятием важных решений или чтобы дать кому-либо совет по вопросам государственной важности долго постились и усердно молились. Вспоминаются и библейские ветхозаветные пророки, которые долго постились, прежде чем приступить к беседе с Богом. Также поступали раньше и великие художники, прежде чем приступать к написанию икон и картин на библейские темы. Победить свои страсти есть основная задача поста. А в борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное – смирение. По слову преподобного Варсонофия Великого, «сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». Хотя решимость на такой подвиг борьбы со страстями во время поста и зависит от нас, но, по мнению учителей нашей Церкви, более зависит от милосердия Божия, возбуждается в сердце и совершается Его вседействующею благодатью. Потому много и с усердием должно молиться, чтобы Господь отверз нам двери покаяния и сокрушил наши окаменелые сердца.

Святые отцы советуют в пост, кроме молитв, исследовать свою жизнь и совесть; размышлять о жизни, учении, страданиях и смерти за нас Спасителя; читать Евангелие и душеспасительные книги; примириться с ближними, беседовать с благочестивыми людьми. А главное – часто ходить в храм, исповедоваться и причащаться Святых Таин. Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и воздержанием от всевозможных развлечений – смотрения телевизора, общения с друзьями в Интернете, азартных игр и чтения легкой, развлекательной литературы; от посещения кино, театров, дискотек, гостей; от пустых разговоров по телефону и в личном общении. Внешние впечатления – это пища души. Ее также надо ограничивать, как и пищу физическую.

Телевизор и Интернет очень вредны для постящихся тем, что являются подмостками, на которых демонстрируются человеческие страсти во всем их разнообразии и изощренности. Кто-то сравнил телевизор с источником постоянной радиации, которая облучает смертоносным стронцием психику людей. То же можно сказать и об Интернете. За один пост, конечно, достичь преображения души вряд ли возможно, но если последовать за призывом святителя Иоанна Златоуста на все последующие посты, то шанс у нас есть. «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Соблюдать пост будет легче, если помнить о том, что пост наш – лишь малая дань Богу за грехи, которые мы за свою жизнь успели совершить. И надо верить, а святые отцы нас в этом убеждают, что достойно соблюдаемый пост умилостивляет Бога, Его праведный гнев. Но особая польза от поста усматривается в том отношении, что он вменяется нам в заслугу, и через него мы можем получить от Бога блага как временные, так и вечные. А секрет успеха в деле соблюдения поста состоит в том, чтобы в это время со всем упованием предаться воле Божией и крепко верить в то, что помощь от Него непременно придет. Преподобный Симеон Новый Богослов сказал об этом так: «Христианин не может сам собою произвести в себе желаемое изменение, и Христос не отблагодарит его даром сего изменения, если он не предаст Ему себя от всего сердца своего».

Самый главный вывод, который я сделала, состоит в том, что пост для христианина – словно короткая духовная дистанция в марафоне земной жизни. Ее можно пройти черепашьим ходом, если не соблюдать пост, а можно пробежать семимильными шагами, то есть сделать спринтерский забег. При этом получая огромную радость от быстрого бега и от ощущения себя в команде «Христовых спринтеров», ибо чувствуешь в своем сердце биение пульса всей Православной Церкви. И если ты достойно подготовился к этому забегу, будь уверен, что ты не сойдешь с дистанции, ибо ты един со Христом и со всей Его Церковью, через которую нисходит на тебя Дух Святой и поддерживает на всем твоем пути.

Надежда ГЕОРГИЦА, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.