| Редкий великопостный звон разбивает
скованное морозом солнечное утро, и оно
будто бы рассыпается от колокольных ударов
на мелкие снежные крупинки. Под ногами
скрипит снег, как новые сапоги, которые я
обуваю по праздникам.
 Чистый понедельник. Мать послала меня
в церковь «к часам» и сказала с тихой
строгостью:
 – Пост да молитва небо отворяют!
 Иду через базар. Он пахнет Великим
постом: редька, капуста, огурцы, сушеные
грибы, баранки, снитки, постный сахар... Из
деревень привезли много веников (в Чистый
понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку
за сотками и говорят с покупателями тихо
и деликатно:
 
– Грибки монастырские!
 – Венички для очищения!
 – Огурчики печорские!
 – Сниточки причудские!
 От мороза голубой дым стоит над базаром. Увидел в руке проходившего мальчишки
прутик вербы, и сердце охватила знобкая
радость: скоро весна, скоро Пасха, и от
мороза только ручейки останутся!
В церкви прохладно и голубовато, как в
снежном утреннем лесу. Из алтаря вышел
священник в черной епитрахили и произнес
никогда не слыханные слова:
 
«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа
в третий час апостолом Твоим низпославый,
Того, Благий, не отыми от нас, но обнови
нас, молящих Ти ся...»
 Все опустились на колени, и лица молящихся, как у предстоящих перед Господом
на картине «Страшный суд». И даже у купца
Бабкина, который побоями вогнал жену в
гроб и никому не отпускает товар в долг,
губы дрожат от молитвы и на выпуклых глазах слезы. Около распятия стоит чиновник
Остряков и тоже крестится, а на масленице
похвалялся моему отцу, что он, как образованный, не имеет права верить в Бога.
Все молятся, и только церковный староста
звенит медяками у свечного ящика.
 
За окнами снежной пылью осыпались
деревья, розовые от солнца.
 
После долгой службы идешь домой и
слушаешь внутри себя шепот: «Обнови нас,
молящих Ти ся... даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...»
А кругом солнце. Оно уже сожгло утренние морозы. Улица звенит от ледяных сосулек, падающих с крыш.
 Обед в этот день был необычайный: редька,
грибная похлебка, гречневая каша без масла
и чай яблочный. Перед тем как сесть за стол,
долго крестились перед иконами. Обедал у нас
нищий старичок Яков, и он сказывал:
 – В монастырях по правилам святых
отцов на Великий пост положено сухоястие,
хлеб да вода... А святой Ерм со своими учениками вкушали пищу единожды
в день и только вечером...
 Я задумался над словами
Якова и перестал есть.
 – Ты что не ешь? – спросила мать.
 Я нахмурился и ответил
басом, исподлобья:
 – Хочу быть святым Ермом!
Все улыбнулись, а дедушка
Яков погладил меня по голове
и сказал:
 – Ишь ты, какой восприемный!
 Постная похлебка так хорошо
пахла, что я не сдержался и стал
есть; дохлебал ее до конца и попросил еще тарелку, да погуще.
 Наступил вечер. Сумерки
колыхнулись от звона к великому повечерию. Всей семьей мы
пошли к чтению канона Андрея
Критского. В храме полумрак. На
середине стоит аналой в черной
ризе, и на нем большая старая
книга. Много богомольцев, но их
почти не слышно, и все похожи
на тихие деревца в вечернем
саду. От скудного освещения
лики святых стали глубже и
строже.
 Полумрак вздрогнул от возгласа священника, тоже какого-то
далекого, окутанного глубиной. На клиросе
запели тихо-тихо и до того печально, что
защемило в сердце:
 «Помощник и Покровитель бысть мне во
спасение; Сей мой Бог, и прославлю Его,
Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо
прославися...»
 К аналою подошел священник, зажег
свечу и начал читать великий канон Андрея
Критского:
 «Откуду начну плакати окаяннаго моего
жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление».
После каждого прочитанного стиха хор
вторит батюшке: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
 Долгая-долгая, монастырски строгая
служба. За погасшими окнами ходит темный
вечер, осыпанный звездами. Подошла ко мне
мать и шепнула на ухо:
 – Сядь на скамейку и отдохни малость...
Я сел, и охватила меня от усталости
сладкая дрема, но на клиросе запели: «Душе
моя, душе моя, возстани, что спиши?»
Я смахнул дрему, встал со скамейки и
стал креститься.
 Батюшка читает: «Согреших, беззаконновах, и отвергох заповедь Твою...»
 Эти слова заставляют меня задуматься.
Я начинаю думать о своих грехах. На масленице стянул у отца из кармана гривенник
и купил себе пряников; недавно запустил
комом снега в спину извозчика; приятеля
своего Гришку обозвал «рыжим бесом»,
хотя он совсем не рыжий; тетку Федосью
прозвал «грызлой»; утаил от матери сдачу, когда покупал керосин в лавке, и при
встрече с батюшкой не снял шапку.
Я становлюсь на колени и с сокрушением повторяю за хором: «Помилуй мя, Боже,
помилуй мя...»
 Когда шли из церкви домой, дорогою я
сказал отцу, понурив голову:
 – Папка! Прости меня, я у тебя стянул
гривенник!
 Отец ответил:
– Бог простит, сынок.
 После некоторого молчания обратился
я и к матери:
 – Мама, и ты прости меня. Я сдачу за
керосин на пряниках проел.
 
И мать тоже ответила:
 – Бог простит.
 Засыпая в постели, я подумал:
 – Как хорошо быть безгрешным!
 
В. НИКИФОРОВ-ВОЛГИН
 |