ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Объяснение Божественной литургии. Часть 2

(Продолжение. Начало см. в выпуске газеты № 3 (март) 2015 г.)

Молитва об оглашаемых.

После чтения Евангелия и ектении «Рцем вси» идут молитвы об оглашаемых. Некрещеный не может пребывать на Литургии верных, потому что он не рожден свыше, пребывает в первородном грехе и подвержен духовной смерти.

Диакон возглашает: Оглашеннии, изыдите (выйдите).

Это наставление и для нас. Серьезная ошибка – считать, что нам не нужно никакое научение. Мы подобны маленьким детям, и постоянно нуждаемся в научении, увещевании и воспитании в вере через Церковь. Как только мы начинаем думать, что нам все известно, мы отдаляемся от силы и благодати Божией, а это в действительности выводит нас на путь тьмы и личного разрушения.

Литургия верных – третья, самая важная, часть Божественной литургии, на которой Святые Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы и затем преподаются верующим для причащения.

Верные христиане составляют Церковь Христову, они соучаствуют в служении священнику. Народ церковный – хранитель истины и благочестия. Священник предстоит перед святым престолом и возносит молитву, как делал это Иисус Христос в Гефсимании, и в двух тайных молитвах просит для них, «с любовию служащих Богу», очищения души и тела, укрепления силой Святого Духа, разума духовного, причастия Святых Таин и Небесного Царствия. Верные ученики Спасителя следуют по указанному Им пути и входят за Ним во Святая Святых, в Царство Божие, «отложив житейское попечение». С чистым помышлением они со Христом сраспинаются и соумирают для мира, да будут жить с Господом в вечности. Затем поется Херувимская песнь и совершается Великий вход с честными Дарами – это означает шествие Господа на Голгофские страдания. В это время мы про себя читаем покаянный 50-й псалом. Свещеносец знаменует светильники, которые были при взятии Господа в Гефсиманском саду, Честные Дары знаменуют Господа, несущего Свой Крест на Голгофу. После того как Господь был распят, солнце покрылось тьмою, земля потряслась, камни расселись, открылись гробы и темная сила злых духов была низложена. Мы стоим прямо, не делаем земных поклонов, не становимся на колени, но просим Господа, как благоразумный разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

И'же Херуви'мы та'йно образу'юще и Животворя'щей Тро'ице Трисвяту'ю песнь припева'юще, вся'кое ны'не жите'йское отложи'м попече'ние. Я'ко да Царя' всех поды'мем, а'нгельскими неви'димо дориноси'ма чи'нми. Аллилу'иа, аллилу'иа, аллилу'иа.

Предстоятель поминает Святейшего Патриарха, Преосвященных архипастырей и весь народ.

Духовенство входит в алтарь, Честные Дары поставляются на престол – этим символизируется положение Господа нашего во гроб. Закрываются Царские врата – это душа Спасителя, соединенная с Божеством, сошла во ад. Завеса закрывается – это камень привален ко гробу.

Совершается просительная ектения, в которой мы испрашиваем милости земные и небесные. Ектения как бы соединяет следующие друг за другом части службы. Просительная ектения представляет собой духовное воспоминание о том, что уже свершилось. Мир всем! – возглашает священник. Христос оставил нам Свой мир и заповедь любить друг друга, как Он возлюбил нас.

После ектении открывается завеса Царских врат – это означает Воскресение Христа Спасителя.

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы… – призывает диакон, и мы поем: – Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Когда мы слышим слова «Двери, двери, премудростию вонмем!» (внимайте премудрости), то начинаем свидетельствовать о Воскресении Христовом. Мы исповедуем и поем Символ веры.

Ве'рую во еди'наго Бо'га Отца', Вседержи'теля, Творца' не'бу и земли', ви'димым же всем и неви'димым. И во еди'наго Го'спода Иису'са Христа', Сы'на Бо'жия, Единоро'днаго, И'же от Отца' рожде'ннаго пре'жде всех век. Све'та от Све'та, Бо'га и'стинна от Бо'га и'стинна, рожде'нна, несотворе'нна, единосу'щна Отцу', И'мже вся бы'ша. Нас ра'ди челове'к и на'шего ра'ди спасе'ния сше'дшаго с небе'с, и воплоти'вшагося от Ду'ха Свя'та и Мари'и Де'вы, и вочелове'чшася. Распя'таго же за ны при Понти'йстем Пила'те, и страда'вша, и погребе'нна. И воскре'сшаго в тре'тий день по Писа'нием. И возше'дшаго на небеса', и седя'ща одесну'ю Отца'. И па'ки гряду'щаго со сла'вою суди'ти живы'м и ме'ртвым, Его'же Ца'рствию не бу'дет конца'. И в Ду'ха Свята'го, Го'спода, Животворя'щаго, И'же от Отца' исходя'щаго, И'же со Отце'м и Сы'ном спокланя'ема и ссла'вима, глаго'лавшаго проро'ки. Во еди'ну Святу'ю, Собо'рную и Апо'стольскую Це'рковь. Испове'дую еди'но креще'ние во оставле'ние грехо'в. Ча'ю воскресе'ния ме'ртвых и жи'зни бу'дущаго ве'ка. Ами'нь.

Мы исповедуем веру во Святую Троицу: Бога Отца, создавшего весь мир; Бога Сына, ставшего человеком и совершившего подвиг спасения падшего мира, Его Второе Пришествие и Суд над миром; Бога Духа Святого, освящающего все творение. Веруем во Единую Церковь Православную, исповедуем единое Крещение и другие святые Таинства, особенно Исповедь и Святое Причащение. Ожидаем всеобщее воскресение всех людей и жизнь будущего века, которой не будет конца. Крестное знамение делаем трижды, при произнесении Каждого Лица Святой Троицы, без поклонов.

Священнослужители в алтаре целуют друг друга в плечи с Христовой любовью, приветствуя: Христос посреди (среди) нас – и есть, и будет. Возглас: Двери! Двери! – говорит, что как в первые времена христианства привратники бдительно охраняли двери храма от вторжения неверных, так и мы ныне, заградив сердце от лукавых помыслов, в единомыслии исповедуем догматы своей веры. После пения Символа веры начинается Евхаристический (благодарственный) канон – самая важная часть Литургии, на которой совершается Таинство Тела и Крови Христовых. Мы становимся участниками Тайной Вечери Христовой.

Святое Возношение:

Диакон: Ста'нем до'бре, ста'нем со стра'хом, во'нмем, свято'е возноше'ние в ми'ре приноси'ти.

Слова «станем добре» являются призывом к внутренней, духовной собранности, к вниманию и благоговению ввиду предстоящего совершения Таинства, чтобы в душевном мире принести Богу Жертву (Святые Дары), помня, что эта Жертва приносится Богу не только за нас, но и от нас. Мы присутствуем при этом как соучастники Божественной службы. Ибо эти слова призывают нас твердо стоять в исповедании веры.

Хор: Ми'лость ми'ра, Же'ртву хвале'ния.

Эти слова означают, что Евхаристическая Жертва со стороны Бога есть величайшее милосердие к нам и плод примирения с Богом через Христа Спасителя, тогда как с нашей стороны она является прославлением величия Божия, открывшегося в Домостроительстве нашего спасения (Евр. 13, 15; Пс. 49, 14).]

Священник возглашает: Благода'ть Го'спода на'шего Иису'са Христа', и любы' Бо'га и Отца', и прича'стие Свята'го Ду'ха бу'ди со все'ми ва'ми!

Хор: И со ду'хом твои'м.

Священник: Горе' име'им сердца'!

Хор: И'мамы ко Го'споду.

Надо, чтобы все (и пастыри, и народ) в тот час оставили житейские попечения, вознеслись сердцем на Небо, к Человеколюбцу Богу.

Священник: Благодари'м Го'спода!

Хор: Досто'йно и пра'ведно есть покланя'тися Отцу', и Сы'ну, и Свято'му Ду'ху, Тро'ице Единосу'щней и Неразде'льней.

В нашей Церкви существует обычай начинать звонить в это время в колокол. Это так называемый звон к «Достойно».

Священник: Побе'дную песнь пою'ще, вопию'ще, взыва'юще и глаго'люще.

Хор: Свят, Свят, Свят Госпо'дь Савао'ф, испо'лнь не'бо и земля' сла'вы Твоея'! Оса'нна в вы'шних, благослове'н Гряды'й во и'мя Госпо'дне, оса'нна в вы'шних!

Вспоминая славословие Серафимов и Херувимов, Церковь присоединяет к их пению слова: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Такими словами народ приветствовал Господа при Его входе в Иерусалим (Мф. 21, 9). И будет приветствовать Его и во Второе Его Славное Пришествие (Мф. 23, 39).

Священник: Приими'те, яди'те: сие' есть Те'ло Мое', е'же за вы ломи'мое во оставле'ние грехо'в.

Хор: Ами'нь.

Священник: Пи'йте от нея' вси: сия' есть Кровь Моя' Но'ваго Заве'та, я'же за вы и за мно'ги излива'емая во оставле'ние грехо'в.

Хор: Ами'нь.

Священник: Твоя' от Твои'х Тебе' принося'ще о всех и за вся.

Хор: Тебе' пое'м, Тебе' благослови'м, Тебе' благодари'м, Го'споди, и мо'лим Ти ся, Бо'же наш.

Во время пения «Тебе поем» священник просит Бога Отца ниспослать Святого Духа на всех молящихся и на Дары. На молящихся – чтобы их очистить от всякой скверны греховной. На предлежащие Дары – чтобы освятить их, преложить в Тело и Кровь Господни.

Это самый важный момент службы, и мы поклоняемся Самому Господу, таинственно присутствующему на престоле.

Священник, взяв кадило, возглашает: Изря'дно о Пресвяте'й, Пречи'стей, Преблагослове'нней, Сла'вней Влады'чице на'шей Богоро'дице и Присноде'ве Мари'и. Хор поет: Досто'йно есть я'ко вои'стину блажи'ти Тя, Богоро'дицу, Присноблаже'нную и Пренепоро'чную и Ма'терь Бо'га на'шего. Честне'йшую Херуви'м и сла'внейшую без сравне'ния Серафи'м, без истле'ния Бо'га Сло'ва ро'ждшую, су'щую Богоро'дицу Тя велича'ем (или задостойник, на Господские и Богородичные праздники).

Во время песнопения «Достойно есть», прославляющего Божию Матерь, поминаем своих родственников, усопших и живых.

Священник поминает имена усопших и живых членов Церкви. Он просит об отпущении грехов «всех от века усопших в вере и надежде воскресения». Он молит Отца Небесного упокоить их в обителях вечного блаженства, где постоянно пребывает Его несозданная Слава и изливается от света Лица Его благодать, радость небесных благ всем праведным душам. И помяни всех усопших о надежде воскресения жизни вечныя, – поминает священник имена людей, – и упокой их, идеже (где) присещает (сияет) свет Лица Твоего. Да помнит же всякий верный христианин, что если он любит своего ближнего, отшедшего отсюда или живущего, то доставит ему великие блага приношением за него Жертвы Христовой и будет для него виновником великой радости. Помянув усопших, священник молится о живых. И первыми поминает Предстоятеля Русской Православной Церкви и правящего архиерея.

И мы в этот момент Литургии вспоминаем имена людей, почивших и живых, и, христианской любовью обнимая весь мир, говорим: «Помяни, Господи – и всех, и вся», ибо Господь наш Иисус Христос умилостивляет Отца Небесного за грехи всего мира.

Священник возглашает: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков… – это молитва о единении уст и сердец, то есть о единодушии верных чад Церкви. Только при истинном единодушии и взаимной любви посещает нас Божественная благодать. Священник благословляет народ и возглашает: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!

Хор: И со духом твоим.

Диакон: Вся святы'я помяну'вше, па'ки и па'ки ми'ром Го'споду помо'лимся.

Хор: Го'споди, поми'луй.

О принесе'нных и освяще'нных Честны'х Даре'х Го'споду помо'лимся. Я'ко да Человеколю'бец Бог наш, прие'мь я' во святы'й, и пренебе'сный, и мы'сленный Свой же'ртвенник, в воню' благоуха'ния духо'внаго, возниспо'слет нам Боже'ственную благода'ть и дар Свята'го Ду'ха, помо'лимся. О изба'витися нам от вся'кия ско'рби, гне'ва и ну'жды Го'споду помо'лимся.

Заступи', спаси', поми'луй и сохрани' нас, Бо'же, Твое'ю благода'тию.

Дне всего' соверше'нна, свя'та, ми'рна и безгре'шна у Го'спода про'сим.

Хор: Пода'й, Го'споди.

А'нгела ми'рна, ве'рна наста'вника, храни'теля душ и теле'с на'ших, у Го'спода про'сим.

Проще'ния и оставле'ния грехо'в и прегреше'ний на'ших у Го'спода про'сим. До'брых и поле'зных душа'м нашим и ми'ра ми'рови у Го'спода про'сим.

Про'чее вре'мя живота' на'шего в ми'ре и покая'нии сконча'ти у Го'спода про'сим. Христиа'нския кончи'ны живота' на'шего, безболе'знены, непосты'дны, ми'рны, и до'браго отве'та на Стра'шнем Суди'щи Христо'ве про'сим.

Соедине'ние ве'ры и прича'стие Свята'го Ду'ха испроси'вше, са'ми себе', и друг дру'га, и весь живо'т наш Христу' Бо'гу предади'м.

Хор: Тебе, Го'споди.

В конце ектении священник призывает весь народ вознести молитву Господню, которую Он дал нам и в которой мы исповедуем Святую Троицу: Отца Небесного, Творца всего существующего, святое имя Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося и ставшего для нас Хлебом Жизни, и пришедшее Царствие Божие в силе Духа Святого, Который сохраняет нас от искушений. Просим, чтобы в нас исполнилась Его святая воля, которая есть освящение наше через Таинства Церкви, особенно же через Евхаристию – причащение Хлеба Насущного, Тела и Крови Христовых. Молимся о прощении наших грехов – так же, к'ак и мы прощаем всякому должнику нашему. Просим о том, чтобы Господь не попустил нам потерять благодать и веру, избавил нас от лукавого «князя» мира сего.

Священник возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати.

Хор и все молящиеся: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Ца'рствие Твое', да бу'дет во'ля Твоя, я'ко на небеси' и на земли'. Хлеб наш насу'щный да'ждь нам днесь; и оста'ви нам до'лги наша, я'коже и мы оставля'ем должнико'м на'шим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лука'ваго.

Священник: Яко Твое есть Царство, и си'ла, и сла'ва, Отца', и Сы'на, и Свята'го Ду'ха, ны'не, и при'сно, и во ве'ки веко'в.

Хор: Аминь.

(Окончание следует)
Архимандрит Зосима (Горшунов),
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.