ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2013 г.

Перейти в раздел [Документы]

Семь дней, наполненных пасхальной радостью

«Паломник не турист. Он едет на
Святую землю не посмотреть, а помо-
литься, покаяться, духовно укрепиться,
обновиться».
Епископ Мефодий

Вот уже несколько недель прошло, как вернулись мы из паломнической поездки на Святую землю, а я все еще «путешествую», рассматривая фотографии, перелистывая книги и свои записи, забираясь в интернет: дополняю, уточняю, вспоминаю. Так не хочется отрываться от той светлой радости, которая пронизывала всю поездку.
Радовало все. Начиная от перелета на самолете. Ночью мы видели цепочки огней больших городов, утром – заснеженные вершины гор и ленточки рек, селения, разбросанные тут и там, как горсти бисера (видимо, поблескивали стекла окон), морскую гладь с грядой облаков над нею. Над Черным морем мы летели 30 минут. Еще видны были в иллюминатор наши берега, как показался «берег турецкий». Как красива наша Земля, как она велика и как мала одновременно!

Теплый морской воздух окутал нас уже в Тель-Авиве.

Нас встречала матушка Евгения из Русского Горненского монастыря – расторопная и хлопотливая девушка. Сразу же началась экскурсия.

И сразу же, приехав в Иерусалим, мы оказались на Елеонской горе, на месте Вознесения Иисуса Христа. Это была первая святыня, к которой прикоснулись мы на земле Израиля. Зазвучало пение наших священников возле этого святого места: «Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение». Как же было не подпевать!

Елеонский монастырь издалека приветствовал нас своей высокой колокольней, так называемой «Русской свечой», встретил нас обилием зелени и красок весенних цветов, русской речью монахинь и послушниц. Здесь мы поклонились месту двукратного обретения Честной Главы Иоанна Предтечи, приложились к камню, на котором стояла Пресвятая Богородица во время Вознесения Сына. В Спасо-Вознесенском храме постояли у могилы архимандрита Антонина (Капустина), которого наши верующие по сей день благодарят за то, что есть на Святой земле уголки России – православные монастыри, храмы и часовни.

В тот же день побывали мы в Гефсимании. Именно здесь завещала похоронить себя Пресвятая Богородица. Здесь, в Гробнице Божией Матери, были погребены родители Девы Марии, Иосиф Обручник и сама Пречистая Дева. Как необычно и волнительно было слушать здесь знакомые слова тропаря: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице…». А потом все вместе мы пели со слезами на глазах перед иконой Божией Матери, называемой Иерусалимскою, «Царице моя Преблагая». В Гефсимании же находится католическая Базилика Моления о чаше. Построена она на том месте, где, по преданию, Христос молился в ночь перед арестом. В церковь зашли ненадолго и лишь издалека могли взглянуть на Камень Моления, т.к. у католиков начиналась месса. Камень находился как раз перед Престолом. Пастор подождал минуты две, терпеливо выслушав наше шуршание, и вежливо показал на часы. Мы, извинившись, удалились и вскоре фотографировались у древних деревьев Гефсиманского сада, свидетелей моления Христа и предательского поцелуя Иуды.

Там же, в Гефсимании, среди сосен, многолетних кипарисов и оливковых деревьев сверкают золотом купола храма св. равноапостольной Марии Магдалины (русский православный монастырь). Здесь покоятся мощи княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары. Там на подворье монастыря мы увидели ступени, по которым ступал Иисус. А у часовни перед входом в грот, в котором молился Иисус Христос, мы прочли: «Бдите и молитесь да не внидите в напасть. Мк. 14, 38».

В Горненский женский монастырь мы выехали рано, чтобы успеть на Литургию. Сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, чтобы поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елизаветой, матерью св. Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя. Здесь родился Иоанн Предтеча.

Подворье монастыря, все постройки и цветники радовали красотой и ухоженностью. Куда ни повернись, можно увидеть с любовью оформленные клумбы и рабатки, художественно выполненные из камня заборчики и ступеньки. Ароматы распускающихся после зимних дождей деревьев и кустов кружили голову. Величественный храм Всем святым в земле Российской просиявшим сверкал позолоченными куполами.

В церковной лавке говорили по-русски. Оказалось, что одна из матушек – наша землячка. Приехала она сюда из Барнаула. Купив свечи и приготовив записки, поспешили мы в храм на службу.

Служили наши сибирские архипастыри – Архиепископ Димитрий и Епископ Максим (из Барнаула), наши батюшки, а пели наши тобольские семинаристы. (Вся наша группа состояла из 160 человек). В этот день мы впервые причастились на Святой земле. Так радостно начался второй день нашей поездки. В нескольких минутах езды от Горнего находится еще одна святыня – пещера, в которой праведная Елизавета пряталась со своим сыном Иоанном. Рядом – источник, забивший из скалы вскоре после того, как Елизавета укрылась здесь от преследователей. Здесь батюшка прочитал отрывок из Евангелия, снова пропели величания праведной Елизавете и св. Иоанну Предтече. Вообще в эти дни хотелось петь. Сердце ликовало.

Но вот тропинка повела круто вверх, и мы, едва переводя дыхание, остановились у гробницы св. праведной Елизаветы. Небольшая пещерка, отделанная природным камнем, иконы, лампада, скромный подсвечник с песком. Углубление в скале – гробница. Поклонились, приложились к иконам, помолились. «Святая праведная Елизавета, моли Бога о нас грешных».

После этого нас ждал монастырь Святого Креста. Здесь мы услышали интересное предание о том, как появилось древо Животворящего Креста Господня. Как праведный Лот получил от Авраама три отростка деревьев: кедра, сосны и кипариса. Он их посадил и прилежно поливал. Три деревца срослись в одно, и выросло большое дерево. Из этого дерева был сделан Крест Христов – как и поется в церковных песнопениях. Здесь, в монастыре, жил несколько лет в качестве паломника Шота Руставели и, предположительно, похоронена святая благоверная царица Тамара. Недалеко от монастыря Св. Креста находится монастырь Катамон. Святыня в нем – гроб св. прав. Симеона Богоприимца. Множество преданий и легенд услышали мы от нашего гида, множество посетили замечательных мест – наверное, обо всех и не расскажешь.

В Яффе праведный Ной строил ковчег, так говорит предание. Теперь здесь, благодаря подвижничеству архимандрита Антонина (Капустина), – русский православный храм во имя апостола Петра. (Здесь Петр воскресил добродетельную Тавифу, помогавшую бедным). Одно только перечисление памятных мест Святой земли наполняет радостью сердце, и неизменно возникает мысль: «Неужели я там побывала?». Монастырь Герасима Иорданского, храм и гробница великомученика Георгия Победоносца; Овчая купель, у которой Иисус исцелил расслабленного; монастырь преп. Феодосия, где нашли упокоение мать пр. Саввы Освященного, мать святых бессеребреников Космы и Дамиана, и где покоятся мощи и самого преп. Феодосия. Сохранилось предание, что здесь на обратном пути из Вифлеема останавливались на отдых «волхвы с востока». И мы спускались в эту пещеру волхвов.

В Хевроне посетили монастырь святого пророка Илии; фотографировались у Мамврийского дуба, возле которого Авраам и Сарра встречали Бога в виде Трех Странников. Совсем недалеко от дуба – русский храм во имя Святых Праотцев; в Иерихоне видели мы дерево Закхея-мытаря, побывали на подворье святого Иоанна Предтечи. В Назарете мы набирали воду из колодца, к которому ходила за водой Дева Мария. И везде читали Евангелие, пели тропари и величания.

Программа нашего паломничества была очень насыщенной. Наш экскурсовод матушка Евгения даже беспокоилась, сможем ли мы все осилить.

Монастырь Григория Хозевита поразил нас и красотой, и своеобразной суровостью. Матушка Евгения предупредила нас, что последний отрезок пути к монастырю придется идти пешком по крутым спускам и подъемам или брать «бедуинское такси» – ослика. Двое наших батюшек и две-три женщины все же отважились проехаться на осликах. А я подумала: «Нас все время возят на автобусе. Пройду-ка этот путь пешком, как в старину это паломники делали». Бедуин с осликом все время шел рядом и уговаривал на ломаном русском: «Матушка, три километр туда-суда. Матушка, биры ослик!». Но я поднялась сама. Да и не только я. Хотя те, кто взял ослика, тоже были в восторге: «Ведь и Спаситель на ослике сидел, когда въехал в Иерусалим!».

Очень радовало и то, какие доброжелательные отношения сложились в нашей группе: неизменная отзывчивость на все просьбы, внимание друг ко другу. Если нужно было кому-то лекарство – всей группой помогали. Очень терпеливо переносили все неприятности (например, изнурительные проверки в аэропорту), ни на кого не раздражались, старались помочь друг другу. Вот такие отношения и должны быть всегда и везде между людьми. Тем более христианами.

Когда мы подъехали к Сорокодневной горе, нашим взорам открылась огромная гора, почти круто уходящая ввысь. Где-то на середине горы на отвесной стене, словно ласточкино гнездо, – монастырь Искушения. Именно туда нам и нужно было добраться. Подъем предстоял нелегкий, солнце палило нещадно. Но вот поднялись с молитвой на устах. Это здесь прозвучало в ответ на коварные предложения сатаны: «написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»». Здесь в давние времена построен пещерный храм. Престол этой церкви устроен над камнем, на котором, по преданию, молился Христос.

На шестой день нашей паломнической поездки у некоторых из нас как будто появились признаки усталости. Но вот мы приехали к тому месту, где Иоанн Креститель крестил Спасителя. Иордан! На берегах зазвучало наше восторженное: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…». Удивительно, но после погружения в реку усталость и всяческие недомогания исчезли. А впрочем, это как раз и не вызывает удивления.

А нас ждали еще Вифания, Капернаум, гора Фавор.

В Вифании жили Марфа, Мария и брат их Лазарь. Здесь любил Иисус останавливаться для отдыха. Это в Вифании была вечеря перед страданиями Христа, когда некая жена возлила драгоценное масло на голову и ноги Спасителя. Это была Мария, сестра Лазаря. Спускались мы в гробницу Лазаря Четверодневного. Рядом у входа молились католические священнослужители.

В Магдале, родине Марии Магдалины, сооружена обитель на том месте, где, по преданию, Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины. Небольшая часовня, источники во имя Марии Магдалины и бассейн с лечебной родоновой водой. Удивительный уголок, по которому по-хозяйски бродят павлины и курочки с петухом. Пальмы, цветы. 35 градусов тепла, а жара не мучает. Недалеко плещутся волны Галилейского моря. Грейпфрутовый сад, где на деревьях я видела и плоды, и цветы. Воистину, земля здесь пропитана молоком и медом. А вот по периметру над оградой – колючая проволока. Не просто тут живется православным. Агрессивно настроенная публика и просто местные хулиганы не дают жить спокойно.

Совсем недалеко от этого места необычным своим видом (купола темнорозового цвета) поражает храм Апостолов. Внутреннее убранство церкви яркое и радостное. Здесь в Капернауме были исцелены теща Симонова, дочь Иаира, был восстановлен расслабленный, пронесенный через кровлю, исцелена кровоточивая жена. Здесь начал Спаситель свою проповедь: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».

Фавор – Гора Преображения. Она возвышается над всей долиной, полями и пашнями земли Галилейской. Я знаю, что многие паломники поднимаются на эту священную гору пешком. Но нас привезли по крутым и узким серпантинам небольшие автобусы. Нигде не было так хорошо, как на этом святом месте. Это было что-то особенное. Уже и в храм зашли, помолились, и свечи поставили, записки написали, уже и множество фотографий сделали, а уходить все не хотелось. «Господи, хорошо нам здесь быть».

О многом я уже вспомнила и написала, но вот все никак не подберусь к описанию двух самых важных святынь на Земле Обетованной. Да и получится ли это описать…

К храму Рождества Христова мы шли ранним утром. Было холодно. Лавки закрыты, и узкие улочки кажутся просторнее. Только ветер гонит по булыжной мостовой обрывки мусора. Выходим на площадь. Входим, нагнувшись, через какой-то маленький проем (Врата Смирения!) в огромный полутемный зал. Да не зал это, а храм! Это храм Рождества Христова. Снова маленькая дверь, несколько ступеней вниз. И оказываемся… – О страх и радость! – Это же та самая пещера, в которой родился Христос! Нас много, и мы стоим плотно, ну точно, как овечки в этом загоне для скота. Мы и дышать боимся – начинается Литургия. Прямо перед нашими глазами – Престол, под которым звезда – место рождения Богомладенца.

Старенький священник приготовляет Святые Дары. Звучит протяжное и причудливое песнопение. Служба идет на греческом языке. Возгласы наших священников на русском и греческое «Кирие, элейсон» («Господи, помилуй») помогают следить за службой. Причащаемся в двух шагах от Яслей. Господи, сохрани, помилуй и спаси нас!

Ночная Литургия в Храме Гроба Господня потрясла не меньше. Нас предупредили, что служба будет идти с полуночи и до 3 часов утра.

Ровно в полночь началось служение утрени в главной части храма – кафоликоне Воскресения Христова. После чтения часов все духовенство направилось из кафоликона к Кувуклии. Наши русские священники шли уже в бело-голубых облачениях братства святого Гроба. Мы, миряне, собрались на ступенях, ведущих в кафоликон, прямо напротив Кувуклии.

Просто не верилось в реальность происходящего. Ведь через этот порог изошел Воскресший Господь, сюда входила Мария Магдалина, апостол Петр... Хорошо было видно все, что происходит в приделе Ангела. Литургия служилась на камне, отваленном некогда Ангелом от гроба. Из глубины Кувуклии раздавались возгласы. Время остановило свой ход. Сердце билось радостью за наших батюшек и за всех нас.

Началось Причастие. Духовенство и монашествующие причащались в непосредственной близости от врат Гроба, а миряне прошли в кафоликон. Неужели все скоро закончится? В 4 часа ночи отправились мы в гостиницу. Не чувствовалось никакой усталости. А в сердце была только светлая пасхальная радость.

Встречаясь на узких улочках Вифлеема (именно в Вифлееме находилась наша гостиница), Иерусалима с нашими земляками, легко узнаваемыми по облачению наших батюшек и неизменным платочкам русских женщин, мы спрашивали: «Откуда вы?». В ответ слышалось: – Из Питера. – Из Челябинска. – Из Череповца. – С Украины. – Из Москвы, а вы?

– Из Сибири, – говорили мы в ответ.

И вот в один прекрасный вечер, кажется, все мы, русские люди, приехавшие сюда, сошлись на Всенощном бдении в Троицком соборе Русской духовной миссии. Здесь, в этом большом и светлом храме было все как дома. Служили наши сибирские священники, пели тобольские семинаристы. После Всенощной Владыка Димитрий подарил храму большую икону Всех святых в земле Сибирской просиявших.

О Крестном пути Спасителя рассказывать надо особо. На улицах старого города кипела будничная жизнь, повсюду сновали торговцы, толпились люди, приехавшие с разных концов света. С благоговением шли мы тем путем, по которому ступали ноги Христа. Несколько остановок было на этом пути: вот здесь Спаситель осужден был на распятие, здесь Его держали в темнице до распятия вместе с двумя разбойниками.

В сохранившейся пещере, где содержался Иисус, можно увидеть каменную скамью с отверстиями для ног узника. Вот здесь была встреча Его с Матерью. Вот на этом месте Иисус упал под тяжестью Креста, здесь на углу был задержан Симон Киринеянин, и Крест с изнемогшего Спасителя был возложен на него. Наконец мы видим так называемые «Судные врата», древние камни которых сохранились до наших дней. До этих ворот обычно доходил служитель претора, сопровождающий осужденного на казнь, и здесь вешал ему на шею приговор, уже не подлежащий с этого момента обжалованию. Далее с осужденным шли одни палачи.

Вскоре мы выходим к Голгофе, находящейся под куполом Храма Гроба Господня. Весь Крестный путь мы несли кресты, привезенные с собой. Их мы приложили к плите Помазания, на которой ученики помазывали Тело Христа, сняв Его с Креста.

По храму можно ходить часами: вот здесь стояли святые жены, здесь явился Христос по Своем Воскресении Марии Магдалине. Вот здесь царицей Еленой был найден Животворящий Крест Господень.

За эти семь дней мы трижды побывали в Храме Гроба Господня. Всякий раз прикладывались к камню Помазания, поднимались по лестнице на Голгофу. Там находится алтарь с металлической звездой под ним – местом Креста. И, отстояв очередь в Кувуклию, с трепетом целовали плиту, где лежало Пречистое Тело Спасителя.

Я благодарна людям, которые меня окружали. Все паломники группы единодушно решили, что группа наша очень сдружилась за время поездки.

Спасибо всем, кто организовал эту поездку, всем, кто согласовывал, договаривался, заказывал, оформлял, телефонировал… Спасибо водителю автобуса и экипажу самолета, милым девушкам стюардессам.

Очень благодарна я матушке Евгении – нашему гиду. Нелегко ей пришлось. Группа большая, но матушка терпеливо повторяла нам все то, что мы не дослышали или не поняли. Я благодарна Жанне Сырниковой – соседке моей по автобусу; Жанне Геннадьевне Трегуб и Ларисе Вячеславовне Зиминой – моим соседкам по номеру, милейшим и добрейшим женщинам. Благодарна матушке Нине, настоятельнице Ильинской обители в Тюмени, которая не раз заводила со мной разговор и многое поясняла. И такое тепло от нее лучилось – говорит-говорит, да и обнимет от души. Благодарна я и отцу Тихону, наместнику Троицкого монастыря в Тюмени. У нас состоялся в этой поездке короткий, но очень теплый разговор.

Уже перед самой отправкой в Тель-Авив, в последний наш день на Святой земле (после Литургии в русском монастыре) судьба подарила мне еще одно счастливое знакомство. Шагая по ухоженным дорожкам монастыря и неторопливо приближаясь к трапезной, как-то случайно и легко заговорили мы с монахиней, матушкой Февронией, что живет в Русском женском монастыре на Елеоне уже двадцать лет. Она взяла меня за руку. Сфотографировались. «Ты пришли мне фотографию, – сказала матушка. – Я хочу, чтобы прислала. Как тебя зовут? Я за тебя молиться буду».

Я так благодарна судьбе, что в моей жизни теперь есть эти семь дней, наполненные радостью, которые я все еще переживаю. И, думаю, долго они будут в моей памяти. Всю оставшуюся жизнь!

Тамара СУТЯГИНА,
руководитель Воскресной школы храма
в честь Казанской иконы Божией
Матери, п. Сумкино

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.