ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Благовещенский собор: от прошлого к настоящему

«Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела его и Пречистыя крове его» (из молитвы ко Пресвятой Богородице пред ее иконою «Благовещение»).

Слова из молитвы точно отражают любовь православных христиан ко Пресвятой Богородице и празднику в честь иконы Ее Благовещения. Православные люди всегда любили этот праздник. В Тюмени, выражая сокровенную любовь к Богородице, на рубеже XVII-XVIII веков построили первый каменный храм, очень красивый, в стиле московского (нарышкинского) барокко: нарядный, многоярусный, с резными и декоративными украшениями. Многие годы он был соборным, главным храмом Тюмени. По своему убранству заслуженно величался Патриархом белокаменного зодчества, жемчужиной Сибири. Благовещенский собор располагался на высоком берегу Туры, являлся украшением Тюмени и был ее духовным символом. Две главные дороги Тюмени – сухопутная и речная – проходили рядом. Главная улица города, проходившая рядом с собором, называлась Благовещенской. Панорама на высокий берег открывалась прекрасная. Вот как описывает свои впечатления литератор и этнограф И. Завалишин: «…Подъезжая… к Тюмени, сквозь волнистое марево внезапно сверкнут справа золотые блески крестов и глав и обрисуются силуэты белокаменных церквей на яхонтовой, дальней полосе небосклона. Это нагорная Тюмень с ее живописным Троицким монастырем, десятью каменными церквами и несколькими же каменными зданиями». На первой цветной фотографии Тюмени, сделанной С.М. Прокудиным-Горским в 1912 году, хорошо видна часть этой панорамы

С 1704 по 1929 год молились в этом храме наши прабабушки, прадедушки, венчались, крестили детей, отпевали умерших, исповедовались, подавали милостыню нищим, учили детей в школе при храме. Собор был заложен по высочайшему повелению Петра Первого 31 мая 1700 года. Это было уже третье по счету здание церкви: первое было построено в 1586, второе – в 1601 году.

После пожара 1695 года Сибирский приказ повелел строить в Тюмени каменный кремль. Воевода О.Я. Тухачевский составил «чертеж с мерою, где новый каменный город ставить». Но Москва предписала ограничиться сооружением Благовещенской церкви с амбарами для хранения казны. В подклете Благовещенского собора Московского Кремля веками хранилась великокняжеская казна и был он домовым храмом русских царей. Возможно, это стало основанием выбора. Подготовка к строительству началась еще в 1699 году, митрополит Игнатий (Римский-Корсаков) освятил закладку церкви, уезжая в Москву через Тюмень.

Строили новый храм и за казенный счет, и мирскими пожертвованиями. Известно, что в 1710 году в Тюмени проживало 630 человек служилых, а посадских – 348. Ямщики и городовые крестьяне были представлены в меньшей степени. С 1700 по 1704 годы помимо «натурального труда колодников и доброхотов», жители собрали 304 рубля на покупку 900 бочек извести. Государевой казны израсходовано «по январь 1706 г. 684 рубля 17 алтын 2 деньги». В 1701 году «разных чинов люди и татары поставили из Верхотурья на сборные деньги 500 бочек извести на 200 рублей». Прислано с Алапаевских заводов 26 пудов железа. Сверх того, по указу Петра I доставлено в дар железа 326 пудов.

О чем и отчитывался в 1703 году воевода О.Я. Тухачевский царю: «И по тем твоим… указам и грамотам построено на Тюмени каменного строения амбара казенных, а на них соборная церковь во имя Благовещения Пресвятые Богородицы тюменскими всяких чинов русскими людьми и освятил тое церковь преосвященный Филофей митрополит Сибирский и Тобольский».

Строительство еще продолжалось: заканчивалось возведение крыши собора, к западной стене пристраивали еще один амбар с папертью и колокольней на ней. Возводили храм присланные из Тобольска мастера Федот Чайка и Кирилл Шадрин. Колокольню возводил подмастерье каменных дел Яков Афанасьев. Окончательно строительство было закончено только в начале 1708 года. Это было грандиозное для того времени сооружение, занимающее площадь 24,8х10,7 м. Высота алтаря и трапезной составляла 9,7 м. Центральная часть до креста – 32,4 м. Строили из крупного, 10-фунтового (4 кг) кирпича. Сохранилось имя кирпичного мастера – Саватей Андреев.

С какой любовью и старанием украшали первое каменное строение города! Для окон была куплена слюда, а кузнецы выковали железные решетки; двери, окна и фасад украшены резными балясинами. Веретенообразные столбы для иконостаса выточил К. Тараканов. Столяр Е. Ефремов сделал резной иконостас. Дети боярские М.Ф. и Н.Ф. Стрекаловские, Н. Осипов, М. Афонасьев, конные казаки Н. Котельников и Л. Мурзин написали иконы. Особое внимание в нем привлекали образы Господа Саваофа, Господа Вседержителя и Трех Святителей (в медных ризах). Стенная роспись произведена Винокуровым. Прекрасную черепицу изготавливал кирпичник, стрелец С. Черепанов. Отделкой здания зелеными изразцами занимался мастер, выписанный митрополитом Филофеем «из своего архиерейского дома».

Церковь привлекала внимание керамическими рельефными изображениями цветов, виноградных лоз и орла с распростертыми крыльями, окрашенными в зеленый и фиолетовый цвета. Центральная глава храма была покрыта желтой черепицей, малые раскрашены зеленой и красной красками. Кровля на трапезной и алтаре состояла из квадратных черных и белых плит, создававших шахматный рисунок. Надпись, окаймляющая храм, состояла из двух лент, сообщала подробности создания его. Воеводы жертвовали дорогие предметы для церковной службы, книги: М. Павлов пожертвовал серебряный напрестольный крест с частицами мощей разных мучеников весом 1 фунт 15 золотников. Воевода-стольник А. Лихачев – Евангелие, отпечатанное в 1697 году. Далеко разносился звон семи колоколов. Здесь же на колокольне располагался караул служилых людей и большие «боевые» железные часы.

Двести лет – маленький срок не только для строения, но и для доброй человеческой памяти. Поэтому, когда после 1917 года начались в стране кампании по изъятию церковных ценностей, верующие люди пытались отстоять то, что им дорого и принадлежит Богу.

В апреле 1922 года тюменцы собрали более трехсот подписей против разорения любимых святынь – Никольской и Благовещенской церквей. В воззвании они писали: «…всеми силами протестуем против изъятия драгоценностей… церковь отделена от Государства [храмы] содержали мы, христиане, стало быть и распоряжаться достоянием храма, которое ставилось исключительно на доброхотные пожертвования гр-н, можем только мы. Потому, что «кто в грехе, тот и в ответе»».

Не помогло. В марте 1929 последовало решение Тюменского горкома ВКП(б): «Отвести Благовещенскую церковь под антирелигиозный музей». А в ночь с 13 на 14 июня 1932 года по распоряжению горсовета он был превращен в груду камней.

Более восьмидесяти лет нет на привычном месте в Тюмени храма Благовещения Пресвятой Богородицы, и тюменцы не могли смириться с трагической гибелью его. Из поколения в поколение передавалось: «Здесь стоял прекрасный храм!» Так с любовью рассматривают старые семейные альбомы, когда старшие передают младшим поколениям рассказы об их предках. В тридцатые годы видели горожане в Туре (при малой воде) одну из пяти маковок разрушенного собора.

Живая память помогла в воссоздании нового храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тюмени. Соединение прошлого с настоящим состоялось в октябре 2007 года: в торжественной обстановке Архиепископ, ныне Митрополит, Тобольский и Тюменский Димитрий заложил камни из взорванного собора в стены собора, который сегодня всем миром возрождают тюменцы.

Надежда АНТУФUЕВА, член клуба
«Тюменская старина», г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.