ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№05 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления семинариста

Вашему вниманию, дорогой читатель, предлагаем новую рубрику нашей газеты «Размышления семинариста». Замысел создания рубрики возник из особенностей учебной программы предмета «Русский язык и культура речи» в Тобольской духовной семинарии. Данную дисциплину преподает с 1993 года Людмила Викторовна Павина, чьи уроки прививали внимательное отношение к устной и письменной речи вот уже нескольким поколениям семинаристов – 1990-х, 2000-х и 2010-х годов.

По новой учебной программе предмет «Русский язык и культура речи» изучается на 1 курсе семинарии. Учитывая специфику учебного заведения, готовящего специалистов в области богословия и священнослужителей Русской Православной Церкви, Людмила Викторовна в качестве практических занятий предлагает студентам писать краткие сочинения с элементами рассуждения. Три таких сочинения-рассуждения, написанные на уроках во время прошедшего Великого поста, мы публикуем, открывая ими нашу новую рубрику.



Делаю другим добро, а в ответ получаю зло. Как быть и что делать?


Часто в общении с людьми приходится сталкиваться с таким недоумением: делаешь добро, а тебе в ответ делают какую-нибудь пакость. Зачем тогда быть добрым? Очень логичный и имеющий право на существование вопрос. Действительно, зачастую наши добрые дела не дают ожидаемого нами результата: люди наоборот ополчаются против своих благодетелей, в лучшем случае не выражая никакой благодарности, а в худшем – обвиняя их во всех своих проблемах. Добрый человек становится объектом насмешек, упреков, его считают слабым и безвольным. Как же быть? Неужели добрым людям нет места в современном мире? Это, конечно, не так. Эта проблема возникает оттого, что мы забываем, что добро нужно делать не с целью получить в ответ добро, но ради угождения Богу. Этому нас учит Святая Церковь, ее святые угодники и Сам Господь. И действительно, Сам Христос еще две тысячи лет назад предупреждал Своих учеников о том, что не стоит совершать благие дела с эгоистическими целями: «...если делаете добро тем, которые вам делают, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники так же делают». Посмотрите, Господь приравнивает добродетельных эгоистов к грешникам. Он призывает делать добро всем, особенно обижающим и поносящим нас, чтобы мы могли уподобиться Самому Богу, «ибо Он благ и к неблагодарным и злым». То есть Бог, посылая нам скорби за наши добрые дела, попуская неблагодарность по отношению к нам, дает нам же возможность угодить Ему своим терпением и неуклонностью в творении добра и тем самым приблизиться к Нему, уподобиться Ему. Не должны мы забывать и о силах зла, противящихся нашему спасению. Ведь лукавый восстает против людей, ищущих, как исполнить волю Божию, поэтому и использует людей вокруг, ожесточая их против нас, чтобы сломить дух христианина. Об этом мы должны помнить, получая в ответ на доброе слово грубость и недовольство: не человек нам воздает зло, но лукавый использует его как свое оружие. Тем более мы должны стараться в творении добра этому человеку, чтобы этим освободить его от бесовской власти. Например, кричит на тебя твой начальник, а ты и не виноват вовсе, наоборот, ты старался выполнить свою работу максимально эффективно. А он этого не ценит, не видит твоих усилий. Но ты не сердись в ответ, будь добр к нему хотя бы в сердце, не обязательно это проявлять внешне. Постарайся не обидеться, а терпеливо продолжить свой труд. И увидишь, что скоро его отношение к тебе изменится. Ну а если придется ждать долго, то все равно нужно терпеть, ведь «претерпевший до конца спасен будет». Да и что может сделать человек, терпящий подобную несправедливость? Неужели перестать делать добро людям? Но кому он тогда уподобится? Не своим ли обидчикам? Ведь тогда он сам станет источником обиды, причиняемой людям. Не заметит такой человек, как станет сам огрызаться, будет все более и более нетерпелив к недостаткам ближних. В его сердце будет постепенно зарождаться злоба, раздражение, и в итоге там поселятся уныние, гнев, отчаяние. Такой человек будет медленно истлевать изнутри, источая вокруг себя мерзость злобы. Напротив, терпящий зло и творящий добро будет подобен маяку на скалистом берегу: бури и шторма будут греметь вокруг, стихия будет бесноваться, а он будет спокойно и беспрерывно светить и указывать людям путь. Итак, будем помнить, что зла в этом мире много и мы в любом случае с ним сталкиваемся. Будем же сами источниками добра, как светильники Христовы, и это нам не будет сложно, потому что Сам Господь на стороне добра и помогает нам каждую секунду нашей борьбы.

Иван Черных,
Тобольская духовная семинария, 1 курс



***


Все мы знаем «золотое правило нравственности»: как ты хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими. Но в этой формулировке совсем не говорится о том, что те, с кем ты хорошо себя повел, будут делать так же! И действительно, зачастую человек, желающий встать на путь добрых дел, встречается с совершенно противоположным отношением к себе. Грубость, раздражение, просто игнорирование всех усилий – это самое меньшее, что может ждать новоиспеченного поборника добра, после чего энтузиазм его довольно скоро угасает полностью.

«Золотое правило» распространилось в мире благодаря Евангелию, в котором оно содержится, хотя и появилось намного раньше. И в нем говорится однозначно: делай! Нужно нести людям добро, несмотря ни на что! Но как же нам противостоять тому, что наши усилия воспринимаются «в штыки»?

Самое важное – это не выйти из равновесия. Нужно быть твердым: решил делать добро – делай добро! А выйдя из равновесия, можно даже случайно ответить человеку тем же, отплатить ближнему его же монетой – сделать ему злое. А этого нам допускать категорически нельзя!

Да, мы не должны отвечать злом на зло, но нет необходимости и молча терпеть оскорбления, опустив смиренно глазки. Сопротивляться можно, но очень аккуратно. Возможно, хороший вариант – воззвать к совести неким косвенным путем, то есть поступить по примеру Христа в Гефсиманском саду, когда слуга первосвященника ударил Его в щеку.

Чтобы понять, как лучше поступить в сложившейся ситуации, надо подумать не только о себе, но и о своем обидчике, поставить себя на его место. Может, он очень устал и не может контролировать себя? Снисходить к слабостям других – тоже добро.

Конечно, получить в ответ на добро злое слово или дело – очень неприятно, но мы действительно в силах противостоять злу. Ведь Господь не посылает ничего свыше наших сил, и мы с Его помощью должны стараться нести в мир Его свет.

Главное, что должно хранить нас на извилистой тропе добра, – это вера, надежда и любовь: вера в то, что Бог благ, а потому добро сильнее зла; надежда, что Господь не оставит нас на этом пути; и любовь к Творцу и всякому Его творению – любовь, которая не угаснет, несмотря ни на что.

Дмитрий Юдин,
Тобольская духовная семинария, 1 курс



Неприметный человек


Жил в нашей деревне человек по имени Степан. Был он неприметный, и мало кто о нем знал больше, чем о других. Но вот единственный случай, который запомнили все жители нашей деревни, сделал его, как минимум, легендой.

Однажды, рано утром, пока вся деревня спала крепким сном, Степан возвращался домой с охоты. На боку у него красовались несколько добытых шилохвостей и потрепанный временем ягдташ. Неподалеку трусил верный друг – лайка по кличке Тайга. Погода быстро ухудшалась, и с еще недавно чистого неба теперь сурово смотрели вниз набегающие тучи. Вдруг ветер резко переменился и стал теперь бить Степана в лицо непрерывным потоком.

Позже принесло едкий дым пожарища, и все вокруг помутнело. Степан понял сразу – что-то горит. Не раздумывая, он бросился к предполагаемому месту пожара, прикрыв лицо рукавом. Горела сельская школа. Пламя охватило бревенчатый пристрой и, подзадориваемое ветром, кидалось на стены и крышу основного здания.

Решение принять нужно было быстро. Бежать до рынды Степан не стал, но мгновенно зарядил пятизарядное ружье и выстрелил в небо несколько раз. Громкими раскатами отозвались выстрелы. Следом, как будто передразнивая, стал взрываться шифер на крыше школы. Степан теперь, скинув ружье и добычу в канаву, уверенно бежал к пожарному гидранту. Тайга молча бегала, наблюдая за происходящим.

На выстрелы проснулся живущий по соседству Евграф Филимоныч. Увидев черные клубы дыма, понял сразу – пожар. Не раздумывая, завел бульдозер, стоявший во дворе, не дав дизелю прогреться, вдавил на гашетку и двинулся в сторону школы.

Степан тем временем поливал со шланга крышу и стену школы. Залитый водой сруб пристройки горел теперь менее активно. Ревя двигателем, Евграф сходу въехал в стену сруба, затем отъехал, опустил ковш и, снимая верхний слой земли, вторым заходом отрезал горящую постройку от школы. Сбежался проснувшийся народ. Еще минут двадцать Степан поливал пламя, пока оно окончательно не исчезло. Так была спасена школа деревни Дубровино.

Поступок Степанов односельчане запомнили надолго. Первого сентября директор школы Леонид Петрович выразил благодарность и сказал, что не было бы нашей школы, ни пошли нам Бог спасителя Степана.

Потом Степан снова исчез, стал незаметным. Многие даже спрашивали: не умер ли он? Нет. Он так же продолжал жить среди нас – тихо, мирно. И никто никогда не знал о нем больше ничего...

Часто так бывает в нашей жизни: живут среди нас люди незаметные, малоизвестные окружающим. Живут тихо, не требуют к себе никакого внимания. Пребывают как бы в своем внутреннем мире. Не ставят целью обогащение и человеческое признание. Не стремятся к власти. А ведь дело в том, что все эти черты характера и жизни присущи человеку смиренному, не гордому. Благодарному Богу за все то, что он, человек, имеет. Поэтому мы можем не только не услышать от людей ничего плохого о таком человеке, но до поры до времени словно даже и не заметить, что рядом живет такой человек. Но добрые его дела – живут, о них люди помнят, как запомнили односельчане поступок Степана. А нам необходимо помнить, что добро мы должны делать не из-за стремления к славе, а потому, что это наше призвание. К этому и призывает нас Господь, чтобы добро стало нашим естеством.

Никита Гаврилин,
Тобольская духовная семинария, 1 курс

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.