ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№05 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями И.А.Крылова

Почти 200 басен написал Иван Андреевич Крылов, и каждая из них, по сути, доброжелательный нравоучительный рассказ. И если обнажаются немощи людские, то нет в них, баснях, злословия.

Мы читаем их, и наш разум напитывается нравственным поучением, и нет никому никакой обиды и никакого осуждения. К чему осуждать лягушек, ослов или медведей? Да и басенные персонажи: лебедь, рак, щука – не могут быть в обиде. Но вместе с тем басни назидательны. Вот почему труды Ивана Андреевича читал и рекомендовал читать своим духовным чадам оптинский старец Амвросий. «Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним», – вспоминает архимандрит Агапит (Беловидов).

Главные христианские добродетели: вера, надежда и любовь – являются основополагающими для блага каждого человека и общества в целом. Они способствуют единомыслию, сплочению и благоразумию в общественной жизни и делах людских. Целесообразность, целеустремленность и согласованность – вот жизненные качества людей, обладающих упомянутыми добродетелями. А разобщенность в вере, утрата надежды и эгоизм приводят к несогласованности в обществе и к безрезультатности в общих делах. В этом отношении назидательна басня «Лебедь, щука и рак».



Лебедь, Щука и Рак


Когда в товарищах согласья нет –
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, –
судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Россия – обширная и богатейшая страна. И недруги Отечества нашего, чтобы затормозить ход его развития или удержать на месте, на протяжении многих веков стараются применить модель этой басни. Примером тому – агрессивные нападки западников на тысячелетнюю Русскую Православную Церковь. Попытки внести раскол и разделение через «обновление» православной веры. Все это нацелено на разрушение главной добродетели – веры. Добродетель надежды разрушается искажением всего того, что было в нашей истории, и тогда, как следствие, по мнению недоброжелателей России, – «будущее наше безнадежно». А добродетель любви широким фронтом разрушается насаждением эгоизма, алчности, духа потребления и стяжательства. В сложении все это не способствует единению и согласию в обществе.

Кто виноват, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.

М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.