ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№05 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А.Крылова

С первых страниц Священного Писания Бог дает людям заповедь воздержания. У каждого человека должна быть благоразумная мера во всем. Вместе с тем, Господь предписывает людям познавать мир и обустраивать, возделывать этот мир, прилагая труд, прилагая свою любовь к тому, чем человек занят. При этом, одним из важных свойств человеческой природы является дарованная Богом свобода.

Человек свободен поступать так, как определяет его разум, опирающийся на чувства, привязанности, привычки, – все это напрямую связано с понятиями добра и зла, которые регламентируются нравственным законом – законом Божьим. Прародителям дана была заповедь, она явилась критерием разумного самоограничения – не вкушать запретного плода. Воля Божья благая была нарушена, и свобода без всякого регламента и разумных ограничений стала произволом без границ в области нравственного поведения. Нравственная безрассудность может привести к преобладанию склонности ко греху и ко злу. Творить произвол, творить грех противоествественно и чуждо божественной природе человека. В таком состоянии человек попадает под рабскую зависимость от привнесенного извне вируса греха и зла. Кажущаяся свобода в действительности приводящит к погибели, к произволу, к господству зла в мире. Это относится как к отдельному человеку, так и к обществу. О пагубности свободы без границ, а точнее о произволе, изложил в своей басне Иван Андреевич Крылов «Конь и всадник». Давайте вчитаемся в эти строчки.


Конь и Всадник


Какой-то Всадник так Коня себе нашколил,
Что делал из него все, что изволил;
Не шевеля почти и поводов,
Конь слушался его лишь слов.
«Таких коней и взнуздывать напрасно, –
Хозяин некогда сказал. –
Ну, право, вздумал я прекрасно!»
И, в поле выехав, узду с Коня он снял.
Почувствуя свободу,
Сначала Конь прибавил только ходу
Слегка
И, вскинув голову, потряхивая гривой,
Он выступкой пошел игривой,
Как будто теша Седока.
Но, сметя, как над ним управа не крепка,
Взял скоро волю Конь ретивой:
Вскипела кровь его и разгорелся взор;
Не слушая слов всадниковых боле,
Он мчит его во весь опор
Черезо все широко поле.
Напрасно на него несчастный Всадник мой
Дрожащею рукой
Узду накинуть покушался:
Конь боле лишь серчал и рвался
И сбросил, наконец, с себя его долой;
А сам, как бурный вихрь, пустился,
Не взвидя света, ни дорог,
Поколь, в овраг со всех махнувши ног,
До-смерти не убился.
Тут в горести Седок:
«Мой бедный Конь!» сказал: «я стал виною
Твоей беды!
Когда бы не снял я с тебя узды,
Управил бы наверно я тобою:
И ты бы ни меня не сшиб,
Ни смертью б сам столь жалкой не погиб!»

Как ни приманчива свобода,
Но для народа
Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана.

Цель жизни как отдельного человека, так и общества есть сохранение благоразумной свободы. Главной чертой такой свободы должно быть стремление человека к добру, к правде и истине. Но зная пораженность грехом человеческой природы, надо иметь в виду, что люди, воспринявшие дьявольский дух противления Богу, будут лукаво и лицемерно искажать правду и истину в жизни или просто лживо прикрываться таковыми в словах, в обещаниях, в лозунгах. В ХХ веке все смуты в обществе совершались именно под прикрытием многообещающих лозунгов. Из Священного Писания мы знаем: не по словам судите о людях, а по делам. Сегодня мы с горечью признаем, что революции и войны, унесшие жизни миллионов людей, разрушившие многовековые устои, стали великим злом для народов. Если общество теряет нравственные ориентиры, то оно легко подвергается обману и прельщению. Потеря нравственных ориентиров, утрата критериев свободы гибельны как для отдельного человека, так и для семьи, гибельны для народа. Критерий свободы, как мы уже говорили, – это нравственный закон, закон Божий, и, отвергнув эту истину, встав на путь произвола, человек, семья и общество обрекают себя на гибель. Св. Ириней Лионский пишет: «Человек, отступивший от Бога, дошел до такого неистовства, что почитал своего единокровного за врага и предался человекоубийству и жадности». Если человек и общество разрушают нравственные границы свободы, то они обрекают себя на погибель:

Как ни приманчива свобода,
Но для народа
Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана.

М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.