ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

С ЭТОГО ПУТИ Я НЕ СОЙДУ: памяти священномученика Гермогена, епископа Тобольского

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но, по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств. Тому, кто захочет приобрести действительное познание медицины, необходимо иметь: природное расположение, обучение, удобное место, наставление с детства, любовь к труду и время.

С древних времен врачевание признавалось обществом как самая почетная и важная профессия: творить милосердие и помогать страждущим, спасать и предупреждать больных от различных недугов, а также уметь правильно врачевать душу пациента, находить к нему подход и обоюдное взаимопонимание. В акции врачевания переплетается и фокусируется множество составляющих факторов: прежде всего врач, затем – больной, далее – социально-политические условия, медицинская наука, – и поэтому искусство врачевания в настоящее время – это одна из самых сложных сфер человеческой деятельности.

Прежде всего, изменилась человеческая личность; изменилась в корне социально-политическая структура общества. Одной из основных задач формирования целостной личности специалиста врача мы считаем привитие ему навыков врачебного мышления, базирующихся на этических принципах врачебной деятельности. Пациент, который обратился к врачу со своим недугом, должен полностью доверять ему, а врач, в свою очередь, должен правильно и объективно объяснить пациенту, на основании его жалоб и осмотра, предполагаемое у него заболевание. Однако между врачом и больным все же могут возникать различные конфликтные ситуации.

Во многом эти конфликты можно сгладить, если в обязательном порядке обсуждать с пациентом, причем в доступной для него форме, методы обследования и лечения. В настоящее время одна из самых важных задач в подготовке медицинских работников – нравственное воспитание молодого человека, выбравшего профессию медика. Эта работа должна проводиться на всех этапах обучения молодых врачей. Работой по обучению общению с пациентами, постановке диагноза заболеваний, выбору верного метода лечения должны заниматься не только сотрудники кафедры или курса урологии, но и врачи-урологи на клинических базах урологических отделений. Это урологические кабинеты поликлиник, урологические отделения стационаров, включая и приемное отделение, куда впервые обращаются больные и где проводится первичный прием пациентов, поступивших по экстренной помощи, и после первичного осмотра пациента определяется объем диагностического обследования. Лекции, практические и семинарские занятия по выбранной специальности, включая врачебную этику, проводятся на кафедрах и курсах института непрерывного медицинского образования при Тюменском государственном медицинском университете Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Процесс обучения продолжается и на поликлинических приемах, в процессе общения врачей-ординаторов с врачами поликлиник, которые ведут прием обратившихся к ним пациентов, а также и со средним и младшим медицинским персоналом базовых отделений и кабинетов поликлиник.

При чтении лекций по этике и деонтологии особо подчеркиваются гуманные принципы отечественной медицины. Когда-то великий Сократ сказал, что самое сложное в жизни – это искусство учить, лечить и судить людей. Искусство врачевания и мудро, и гуманно, и многотрудно. Мудро потому, что требует ума, честности и огромной человеческой доброты. Гуманно, так как все ценности врачевания направлены на сохранение жизни и здоровья человека. Многотрудно, потому что врачевание – это не шаблон, это и не стандарт, а сложный и многообразный спектр индивидуальных реакций и течений болезней, так как каждый человек уникален и телом, и душой.

На практических занятиях молодой врач должен научиться грамотно и доброжелательно проводить общение с пациентом при его тщательном осмотре и сборе анамнеза заболевания. После осмотра и проведенного обследования в беседе с врачом пациент должен будет подробно узнать о своем заболевании и совместно с врачом обсудить все возможные методы диагностики и лечения. Не исключено, что будет предложено дальнейшее консервативное лечение, при всем его многообразии, а также, при абсолютных показаниях, предложено и оперативное лечение, с использованием современных малоинвазивных методов лечения с применением новейших технологий.

На практических занятиях в процессе обучения нужно подчеркивать необходимость внимательного отношения к состоянию больного, учета характера пациента, особенностей его психического состояния, быта, труда, семейного анамнеза. Необходимо относиться к больному и решать все вопросы лечения так, как если бы на его месте оказались бы вы или ваши ближайшие родственники.

Во время обходов, докладов о больных в палатах следует сообщать только самые необходимые сведения, избегать обсуждения неблагоприятных результатов обследования и спорных вопросов по тактике лечения, что может плохо отразиться на психике больного. При клинических разборах прививаются навыки врачебного (логического) мышления, анализа и синтеза данных обследования для установления правильного диагноза, абсолютных показаний для оперативного лечения, а также определения дальнейшей врачебной тактики ведения данного больного. Врач не имеет права навязывать оперативное лечение по относительным показаниям, пока не использованы все возможности и методы консервативного лечения.

У тяжелых больных при их осмотре на ежедневных врачебных обходах необходимо привлекать более опытных коллег, сотрудников кафедры и врачей смежных специальностей, проводить консилиумы с привлечением профессорского корпуса университета. В процессе работы с персоналом в клинике молодым врачам должно прививаться уважение к врачам старшего поколения, стремление чаще советоваться с ними, так как они имеют более продолжительный опыт ведения сложных больных. Необходимо и уважение к среднему и младшему медицинскому персоналу, так как излечение больного зависит не только от самого врача, а в большей степени от совместного труда всего коллектива.

При беседах с больными и их родственниками и при совместном обсуждении лечения следует учитывать выписки из других лечебных учреждений, где ранее обследовался и лечился пациент: этим воспитывается бережное отношение к авторитету и труду врачей других лечебных учреждений. Тактика, ошибки на предыдущих этапах лечения анализируются в отсутствие больного и его родственников. При этом ошибки в диагностике и тактике оцениваются в зависимости от возможностей уровня знаний врача и его практического стажа (уровень лечебного учреждения и его оснащенность, профиль, в котором лечился и лечится данный пациент и т. д.).

Широко известны слова Войно-Ясенецкого (святителя Луки): «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек». Он также говорил, что врач, который лечит больного, стоит перед своей совестью один. И суд, которым он судит себя, оказывая помощь страдающему, должен быть строже любого трибунала.

Известный профессор-кардиохирург Ю.Л. Шевченко говорил, что сегодня человек подчиняет себе природу, расщепляет атом, покоряет космос – но тот же человек делает далеко не все, чтобы щадить других, чтобы прекрасные слова о должном в человеческих отношениях воплотить в жизнь, чтобы лучше понимать друг друга. Становятся синонимами утонченность и ханжество, рационализм и расчетливость, улыбчивость и жестокость, растет жадность, страсть к наживе и взяточничеству, и с каждым годом этот рост увеличивается. В плановой хирургии увеличивается рост оперативных вмешательств не по абсолютным показаниям, а в интересах большего заработка, так как в настоящее время большой процент плановых операций выполняется платно. Расширяется трещина между технократией и душевностью, между разумом и сердцем.

В настоящее время вокруг нас накопилось много несправедливости, страха, ненависти, зависти и отчаяния, зла, даже к самим коллегам. На все это обидно и больно смотреть, когда есть врачи, которые платно выполняют оперативные вмешательства не по абсолютным показаниям. Все это способствует не только продолжению болезней у больных, но и нездоровому отношению к самим врачам среди больных. Растет недовольство и количество жалоб на медицинских работников. В свою очередь все это сокращает человеческую жизнь.

Выводы. Врач в какой-то степени должен быть «адвокатом» страдающего человека – вот что завещал нам великий Войно-Ясенецкий, жизнь и подвиг которого несут по сей день свет мудрости, душевности и человеколюбия, уроки уважения к старшим коллегам, доброты и милосердия, прощения и любви. Именно это мы должны помнить, вступая в третье тысячелетие своей истории!

Николай иванович Казеко,
доктор медицинских наук,
профессор кафедры онкологии с курсом
урологии, завкурсом урологии института
непрерывного медицинского образования,
Тюменский государственный
медицинский университет

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.