ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Пчела и мухи»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Пчела и мухи» была впервые опубликована в 1817 году. Для России это был период величайшего подвига восстановления страны после губительного нашествия французов на Россию и сожжения Москвы. Победа над Наполеоном, победа над объединенным западом вдохновила на трудовой подвиг восстановления страны весь народ. Среди интеллигенции были и те, которые, сокрушаясь о тяжелейших потерях, готовы были подчиниться Западу, утратив суверенитет страны. К таким настроениям почва была подготовлена заранее. У российской интеллигенции с прозападным настроением в моде был французский язык, многие увлекались французской беллетристикой, для воспитания детей приглашались французские гувернеры, считалось престижным держать французского повара. Восторженно принималась французская революция с ее утопическими лозунгами, но без учета творимого насилия и трагических последствий. Среди интеллигенции в России всегда было достаточное количество людей, которые восхищались Западом, которые стремились на Запад, которые не понимали Россию. Вот про таких любителей чужих краев и была написана басня «Пчела и мухи».

В басне «Пчела и мухи» повествуется, как две мухи собрались лететь в чужие страны и стали звать с собой пчелу. При этом они сетовали, что на родине к ним относятся пренебрежительно и все их гоняют. Пчела отклонила их предложение, сказав: поскольку «за соты я любовь себе сыскала», мне приятно жить с пользой на родине своей. Мораль в басне очень простая: «Кто с пользою отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится». Прочитаем басню.

ПЧЕЛА И МУХИ

Две Мухи собрались лететь в чужие кра?и,

И стали подзывать с собой туда Пчелу:

Им насказали попугаи

О дальних сторонах большую похвалу.

Притом же им самим казалося обидно,

Что их, на родине своей,

Везде гоняют из гостей;

И даже до чего (как людям то не стыдно, ?

И что они за чудаки!):

Чтоб поживиться им не дать сластями

За пышными столами,

Придумали от них стеклянны колпаки;

А в хижинах на них злодеи пауки.

«Путь добрый вам», Пчела на это отвечала:

«А мне

И на моей приятно стороне.

От всех за соты я любовь себе сыскала –

От поселян и до вельмож.

Но вы летите,

Куда хотите!

Везде вам будет счастье то ж:

Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,

Вы ни почтенны, ни любезны,

А рады пауки лишь будут вам

И там».

Кто с пользою отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится;

А кто полезным быть способности лишен,

Чужая сторона тому всегда приятна:

Не бывши гражданин, там мене презрен он,

И никому его там праздность не досадна.

Эта басня затрагивает вопрос о смысле жизни человека, о цели жизни человека, о добрых и недобрых жизненных плодах. Истинно добрая жизнь, истинно добродетельная жизнь человека строится на искренней любви и самоотвержении. Искренняя любовь является главным началом всех добрых дел в семье, в обществе, в государстве. Искренняя любовь имеет свой вектор устремления от человека во вне на окружающих, на родных, близких, друзей, на отечество. Утрата искренней любви, утрата правдивости приводит к формированию эгоизма, приводит к формированию самолюбия, что в свою очередь делает эгоистичными смысл и цели жизни человека. Противоположностью искренней любви является самолюбие или превратная любовь к самому себе. При самолюбии нет сил к самоотвержению, нет бескорыстия.

Самолюбивый человек всецело пребывает в кругу собственных интересов и ищет лишь собственную выгоду и славу, всю его тщеславную жизнь заботит лишь его собственное эгоистическое «Я». Для вразумления самолюбивых и тщеславных наши благоразумные предки говорили: «Я – самая последняя буква в алфавите». Эгоизм и самолюбие являются началом порочной жизни, что в свою очередь приводит к саморазложению человека, к его духовной и нравственной деградации. Смысл жизни обесценивается леностью и порочностью.

Каждый благоразумный человек, живя на земле, обязан трудиться в меру сил и способностей в семье, в обществе, в государстве. Жизнь человека, личная и общественная, должна быть подвигом добрых дел, которые приносят подлинное удовлетворение и сокровенную искреннюю радость бытия. В природе высочайший пример трудолюбия и добрых дел являют пчелы, которые своим трудом приносят пользу и заслуживают всеобщее уважение и любовь. Каждый благоразумный человек должен стремиться быть полезным своему народу и своему отечеству. Надо четко осознавать, что есть отечество, чтобы его крепко любить, а не изменять с дальними странами, о коих «насказали попугаи».

Отечество – это страна, где человек родился, где физически возрастал, где возмужал, где живут его родители, где жили на протяжении веков предки и где покоится их прах, где находятся святыни твоего народа. Отечество – это народ, носитель языка и культуры, под влиянием которых мы получили воспитание и образование, это духовные и нравственные традиции и обычаи. Совокупность всего этого и называется «отечество», которое мы должны любить, благоустраивать и защищать. Семья – это школа любви к ближнему и к отечеству. Дар любви развивается в семье, распространяется на близких и дальних родственников, на друзей, на народ и на родину. Искренне любящий свою семью, свою родину человек будет любвеобилен и к другим народам и другим странам без измены в любви к своему народу, к своему отчеству. «Кто с пользою отечеству трудится, тот с ним не разлучится…». Измена отечеству, предательство друзей и своего народа в себе самих несут вредоносный яд, отравляющий жизнь человеку.

Гораздо злей укуса змей

измены и предательства среди людей.

Не дай, Господь, в судьбе моей

иметь предателей-друзей.


+М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.