ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№07 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

12 июля – день памяти преподобного Паисия Святогорца

В январе 2015 г. Константинопольская Православная Церковь причислила к лику святых старца Паисия Святогорца, одного из самых почитаемых подвижников современности. Актом канонизации Церковь устанавливает общественное почитание святого, ставит его в пример всем верующим, запечатлевает своим авторитетом его жизнь, деяния и учение. Канонизация – всегда большой праздник, тем более когда речь идет о нашем современнике, которого многие из ныне живущих помнят лично. Приведем его биографию и ряд произведений, которые помогут узнать святого получше.

Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис, годы жизни 1924-1994) родился в Каппадокии, незадолго до обмена населением между Турцией и Грецией. По настоянию святого Арсения Каппадокийского, родители будущего старца дали ему имя Арсений.

По профессии Паисий плотник. Участвовал во Второй Мировой войне в качестве радиста. В 1950 г. он пришел на гору Афон, стал послушником старца Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений, будучи также послушником в течение 4 лет, принял в 1954 г. рясофор с именем Аверкий и перешел в обитель Филофей, где стал учеником старца Симеона. В 1956 г. отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кесарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 г. верующие города Стомио попросили помочь остановить распространение в городе протестантизма. Старец согласился и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, откуда отправился в 1962 г. на Синай. В 1964 г. Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 г. он тяжело заболел, ему отняли большую часть легких. С мая 1978 г. отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 г. Старец поехал с Горы Афон в монастырь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Суроти (г.Салоники). Там он и скончался 12 июля 1994 г.

Приведем характерный эпизод из жизни Паисия Святогорца (передает митрополит Лимассольский Афанасий в статье «Голод по Богу»):

«Однажды старцу Паисию принесли кофеварку. У него не было ничего подобного, так как он не занимался приготовлением пищи. Была только банка из-под молока, которую он приспособил для кипячения воды, чтобы заваривать чай для гостей. Увидев, как он готовит чай, ему и принесли кофеварку. Старец Паисий сказал дарителю: «Зачем ты принес мне кофеварку, если мне даже некуда ее поставить? Значит, нужно, чтобы ты принес мне для нее полку, а также понадобятся и гвозди, чтобы прибить полку к стене. Затем понадобится средство для мытья этой посуды, да еще нужно будет узнать, какое… Так что оставь себе кофеварку, а я могу и дальше довольствоваться банкой, которая служит мне уже очень давно»».

Вот одно из наставлений преподобного:

– Скажите нам что-нибудь, геронда.

– Что я вам скажу?

– А что Вам Ваше сердце подсказывает.

– Мое сердце подсказывает мне вот что: «Возьми нож, изрежь меня на кусочки, раздай их людям и после этого умри».



Творения Паисия Святогорца


Письма

Для знакомства со старцем Паисием мы посоветовали бы его «Письма»: шесть писем к духовным дочерям старца в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Короткая, яркая, при этом простая и пламенная книга, передающая самую суть Православия. Приведем несколько выдержек:

Те, которые стремятся к власти, хотя находятся еще во власти страстей, а также выдают свои личные интересы за духовные и даже прибегают к мирским властям, чтобы те решили церковные проблемы, уже оставлены благодатью Божией.

К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех их Церковь получает больший вред, чем от врагов Православия.

Блаженны те, которые не проповедуют Евангелие словами, но живут им и проповедуют его своим молчанием, с помощью благодати Божией, которая и выдает их. Блаженны радующиеся тогда, когда их несправедливо обвиняют, а не тогда, когда их справедливо хвалят за их добродетельную жизнь. Именно в этом заключается признак святости, а не в сухих телесных подвигах и не в великом множестве подвигов, которые, если не совершаются со смирением и с целью совлечения ветхого человека, производят лишь обманное впечатление на людей.

Блаженны родители, которые не используют слова «не» в разговоре со своими детьми, но удерживают их от зла своей святой жизнью, которой дети подражают, следуя с духовным мужеством за Христом в радости. Счастливы, говорят в миру, те, которые могут насладиться благами мира. Однако блаженны те, которые все это отдают Христу и лишают себя всякого человеческого утешения – опять-таки ради Христа. Таким образом они сподобляются день и ночь пребывать со Христом, получая Его божественное утешение, которое часто оказывается столь великим, что они обращаются к Богу с такими словами: «Боже мой, нельзя вынести Твоей любви, потому что она велика и не вмещается в мое маленькое сердце».

«Слова» (5 томов)

«Слова» – самые известные книги Паисия Святогорца, однако надо помнить, что само это выражение не совсем корректно.

Старец Паисий не писал этих книг, они – компиляция бесед с ним. Как правило, это короткие диалоги геронды («геронда» – с греч. «старец». Прим. ред.) с тем или иным его посетителем; яркие, доходчивые ответы на конкретные вопросы.

«С болью и любовью о современном человеке»

В этом томе собраны слова старца по поводу современных проблем.

«Семейная жизнь»

В этом томе собраны ответы старца Паисия касательно семьи, любви, отношения родителей и детей.

«Духовное пробуждение»

Этот том продолжает «С болью и любовью о современном человеке», но ставит акцент на вопросах «выживания христианина в современных условиях», на том, как жить христианам сейчас. Например, старец говорит следующее: «Мы, духовные люди, часто ведем себя так, словно нет Бога – мы не даем Ему действовать. А Бог Свое дело знает. Я имею в виду, что мы хотим действовать по-мирски тогда, когда есть духовные средства для того, чтобы улаживать сложности по-духовному».

«Духовная борьба»

Том посвящен борьбе со страстями, исповеди и покаянию. «Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда – даже если прав».

«Страсти и добродетели»

Здесь собраны наставления старца о страстях и добродетелях. «Геронда, что такое страсти? – Я думаю, что страсти – это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога».

Отцы-святогорцы и святогорские истории

Простые и короткие истории про афонских монахов, живших в недавнее время. Паисий Святогорец рассказывает о том, что видел сам или слышал от самих монахов.

Святой Арсений Каппадокийский

Житие преподобного Арсения Каппадокийского, одного из самых почитаемых современных греческих святых, написанное старцем Паисием.

«Отец Арсений (Хаджефендис) проповедовал Православие истинно православным своим житием.

Он изнурял подвигом плоть, истаивая от пламенной любви к Богу, и изменял души людей Божественной благодатью.

Имея сильную веру, он исцелял многих людей, верующих и неверных. Мало слов, но много чудес.

Он созерцал тайны Божии и хранил в себе большое богатство. Под грубой оболочкой скрывал он сладкий духовный плод.

Строгий к себе, нежный и снисходительный к чадам своим, он не принуждал их законом, но, пробуждая ревность, вел к пониманию сути закона.

Совершая служение Вышнему, он ступал не по земле, а по воздуху и, сослужа у престола вместе с другими, просиял лицом перед всеми. Бог прославил его, прославлявшего непрестанно святой своей жизнью Бога, Которому подобает всякая слава во веки. Аминь.»



Книги и фильмы о старце Паисии Святогорце


«Архондарик под открытым небом» Дионисий (Тацис)

Одна из первых книг о старце Паисии. Эта очень небольшая книга содержит в себе воспоминания посетилей старца, поучения самого Паисия, обзор его книг, а также разные рассказы и случаи.

«Старец Паисий Святогорец: свидетельства паломников»

Собрание воспоминаний собеседников старца Паисия: епископов, игуменов, профессоров, клириков, монахов и мирян. Собрал их один из духовных чад Паисия Святогорца – Николаос Зурнатзоглу.

«Паисий Святогорец» (шестисерийный фильм)

Шесть фильмов последовательно расскажут о жизни старца от его рождения до кончины. Кроме самого рассказа о старце фильм содержит множество свидетельств людей, лично его знавших.

«Старец Паисий Святогорец. Жизнь и духовные наставления». Документальный фильм Греческий фильм о старце Паисии, длится чуть меньше часа. О старце рассказывают его соотечественники.

Интервью Афанасия Симонопетрита Интервью Гимнографа Великой Церкви Христовой иеромонаха Афанасия Симонопетрита о старце Паисии Святогорце, которого отец Афанасий знал лично.

«Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Художественный фильм

Художественный фильм по мотивам рассказов о старце Паисии. Жанр необычен, так же, как и материал: «игровой документальный фильм», «православная комедия». Нетривиальными сценарными и режиссерскими приемами здесь решается сложнейшая задача: показать святость.

Владимир ШАЛЛАРЬ.
Портал «Предание.ру»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.