ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6-7 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

История церкви во имя Святой Троицы в селе Черном Вагайского района

Для нас, русского народа, основой культуры является Православие. Так случилось, что большую часть своей сознательной жизни я живу в селе Черном Вагайского района. Мой отец, Владимир Климов, является настоятелем черноковского храма. Этому храму уже триста с лишним лет.

История храма очень сложная, даже трагичная. Когда-то в Тобольской губернии была образована Адбажская слобода, основателем которой считается боярский сын Никита Боровский. Это было время, когда в XVII веке шло активное освоение новых сибирских земель. Чтобы сдерживать натиск кочевников, требовалась закладка поселений, жители которых могли бы не только заниматься сельским хозяйством, охотой и рыболовством, но и обороняться от внешних врагов. Так и стали возникать остроги.

Сведения об Адбажском остроге следующие: «стоячей мерой 117 саженей, в том числе и три башни по три сажени да калитка, в той же стене церковь построена на 10 саженей. Позади острога с трех сторон ров шириною в три сажени, позади рву надолбы и рогатки, с четвертой стороны река Черная».

Непременным условием острога и слободы была церковь. Первая церковь в Адбажской слободе была построена в 1678 году. Ее строителями были казаки, но церковь была уничтожена пожаром. В XVIII веке город Тобольск становится крупным торговым центром, куда съезжались купцы из крупных городов России, Бухары, Казахской орды. В связи с этим в Адбажской слободе в 1750 году была построена таможенная застава. В 1877 году на средства купца Г. Плесовских и прихожан в селе Черном была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1985 году церковь была снесена по причине своей ветхости.

Так еще одна церковь ушла в небытие. Из воспоминаний Ивана Георгиевича Бабикова, жителя с. Черного, узнаем, что в 1947 году его пригласил директор черноковского МТС Павел Яковлевич и сказал, чтобы он дал гусеничный трактор Ивану Георгиевичу Чередину. Вечером Чередин с помощью троса стащил крест светло-желтого цвета с церковного купола. Так церковь была обезглавлена. Крест был сдан черному заготовителю. С тех пор его судьба неизвестна. Первоначально в поруганной церкви хранили зерно, потом оборудовали клуб. В 1985 году здание разобрали и отправили в пекарню на дрова.

Прошло немало времени, и снова по небу в селе Черном поплыли колокольные звоны, зазвучали соборные молитвы. На месте старого разрушенного храма поднялись стены нового. Люди с Божьей помощью взялись за дело и бревнышко к бревнышку, камешек к камешку воздвигли новый храм. Закладка черноковского храма началась с поклонного креста и торжественного молебна ко Святой Троице, Чье имя носила утраченная церковь и будет носить возрожденная церковь. В 2004 году поднялись ее стены. Сельчане вносили посильную лепту на важное и богоугодное дело. Большую помощь оказал Абалакский монастырь. Всем миром поднимало село Черное свою церковь. Во все века люди чтут своих небесных покровителей. Черноковцам снова есть у кого просить помощи и заступничества – у Святой Троицы, в честь Которой и был освящен храм. Сам храм похож на старинный диковинный корабль, который увозит на небо молитвенников.

Помню, примерно классе в третьем к нам с Афона привезли икону Божьей Матери. Привез ее бывший строитель храма. Сейчас эта икона висит в средней части храма по левую сторону. Иконостас разрисован так, как будто ты попал в рай, а иконы на нем и греческого, и русского канонов. Храм уже реставрировали, и я сам красил наружные стены, помогал в уборке. Раньше в храме я был пономарем и видел алтарь. На престоле стоит красивая дарохранительница, изображающая стеклянный храм. Горнее место имеет икону Спасителя, взгляд Которого строгий, но в то же время любящий. По обеим сторонам от престола – светлые большие окна. Одно выходит на поле, а другое – на кедровый сад, в котором очень красиво. Храм деревянный и не имеет фресок. В нем всегда прохладно, пахнет ладаном и очень тихо. Кажется, что время замерло, никто не мешает молиться.

С колокольни открывается живописный вид на село. Колокольный звон в праздничные и воскресные дни разливается далеко за сельской околицей. Позолоченные купола церкви отражают свет солнца… Когда стоишь на клиросе и поешь вместе с маленьким хором тропари и кондаки, уносишься куда-то наверх, к теплому и близкому.

Алексей КЛИМОВ,
воспитанник 7 класса
Тобольской православной гимназии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.