ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6-7 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

У книжной полки: «Страж недремлющий и верный. Жизнеописание священномученика Гермогена Тобольского»

Чуть более века назад Тобольский епископ Гермоген (Долганев) принял от богоборцев мученическую кончину за Христа, встав в первые ряды сонма новомучеников и исповедников Российских. В России его имя было известно далеко за пределами вверенной ему епархии. Его знали как неустрашимого борца с революционной крамолой и духовным развращением русских людей, знали как непоколебимого стража, охраняющего основы основ русской жизни – неискаженную веру, идею самодержавия и величие Отечества. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский называл его служение подвигом. О священномученике Гермогене рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Царское дело» и называется «Страж недремлющий и верный».

Как отмечают издатели, прославленный на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года священномученик Гермоген достаточно известен современному православному читателю. Открыл для него это имя иеромонах, а ныне архимандрит Дамаскин (Орловский), поместивший жизнеописание святого в своей известной серии о новомучениках. Затем о священномученике Гермогене было написано несколько книг, но предлагаемый читателю труд Александра Калмыкова представляет собой наиболее полное его жизнеописание, составленное на основе архивных материалов и периодической печати начала XX века. Как пишет автор, конец XIX – начало XX века – период, на который пришелся расцвет служения и патриотической деятельности священномученика Гермогена, – является временем, чрезвычайно насыщенным крупными событиями. Он характеризуется двумя важнейшими течениями в религиозно-нравственной и общественно-политической жизни России. Первое течение – традиционное, русское, в основе которого были положены, как фундамент, Православие, самодержавие, благо русской народности. На этом духовном основании было построено тысячелетнее здание русской государственности. Второе течение – нетрадиционное, революционное, направленное на ниспровержение всех духовных, культурных и государственных устоев России. Между этими двумя течениями шла непримиримая и напряженная борьба, закончившаяся временной победой последнего.

Временной отрезок с января 1905 по февраль 1917 года вообще не имеет аналогов в русской истории. Уникальность его обусловлена тем, что впервые в России при сохранении самодержавного строя были введены элементы западной демократии: свобода слова, свобода собраний, свобода совести и т.д. Возникло несколько революционных партий. Наряду с ними появилось и несколько православно-монархических союзов, которые по своей совокупной численности превосходили все вместе взятые революционные организации в несколько раз. Между этими партиями шла борьба, и она носила откровенный, бескомпромиссный, неманипулятивный характер. Православная Церковь, в лице своих лучших сыновей и дочерей, приняла активное участие в этой борьбе, преследуя искони присущие ей, вытекающие из ее учения патриотические цели – за Бога, царя и Отечество. Многие из ее верных чад являлись активными членами православно-монархических союзов (партий).

Это православно-монархическое, или, иначе, православно-патриотическое движение выдвинуло из себя целый ряд таких одаренных, образованных, решительных личностей – героев, которые наиболее ярко выразили его задачи и своей жизнью, служением, своей деятельностью явили пример другим, стали лицом этого движения. Они ясно понимали, к чему стремились, сознавали способы достижения цели и неуклонно шли, невзирая ни на какие преграды, к ее достижению. Они сделали все, что было в их силах, но пали героически в неравной схватке. Сегодня известно, что многие иерархи и священнослужители были членами этих течений: в их числе священномученики Серафим (Чичагов) и Андроник (Никольский), праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Иоанн Восторгов и многие другие.

Одним из наиболее активных, наиболее цельных и целеустремленных иерархов-патриотов, а на каком-то этапе и наиболее активным представителем этого лучшего крыла русского духовенства явился священномученик Гермоген (Долганев). К сожалению, – отмечает автор, – святитель не оставил мемуаров и каких-то автобиографических записок. Этому воспрепятствовала неожиданная мученическая кончина. Но благодаря воспоминаниям современников, благодаря его переписке и публикациям издаваемых им газет и журналов, а также других предреволюционных периодических изданий мы все же имеем возможность достаточно подробно ознакомиться с жизнью, подвигами, добродетелями и взглядами архипастыря. То, что удалось представить в этой работе, дает возможность хотя бы отчасти осознать масштабы личности священномученика, понять путь, которым он шел ко спасению и по которому вел свою паству.

Этот опыт дает богатую пищу для размышления человеку, задумывающемуся о своем спасении, стремящемуся к духовному совершенству. Пройдем, – говорит автор, – мысленно по этапам подвижнической жизни и служения святителя, что необыкновенно актуально для современных православных христиан. Святитель Гермоген был скалой благочестия. Уже в его время русское образованное общество поразил порок теплохладности, который стал бичом современности.

Святитель же не был индифферентным и теплохладным, но пламенел огнем ревности по Бозе. В наше время тоже происходят нападки на Православную Церковь, и в святом Гермогене мы видим образец того, как верные ее чада должны ее защищать. По словам автора, святитель Гермоген воистину исполнил заповедь Божию о пастыре добром. Он полагал душу свою за овец Христовых, он унаследовал блаженство нищих духом, смиряясь перед старцами и старицами. Беспрестанно благотворя, он унаследовал блаженство милостивых, неся язычникам и язычествующим христианам свет Христовой веры, он сделался сопричастником святых апостолов.

Будучи изгнан за правду и несколько лет прожив в ссылке, он унаследовал блаженство изгнанных правды ради. Пребывая в монастырском уединении в посте, молитве и частом служении литургии, он очистил свое сердце, унаследовав блаженство чистых сердцем. Наконец, бестрепетно, благодушно приняв лютую смерть за Христа, святитель Гермоген унаследовал блаженство мучеников, претерпевших поношения, заушения, муки и смерть ради исповедания имени Христова. Исполнив эти заповеди, он научил им и других, некоторые из них также достигли дивного совершенства. О святителе Гермогене (Долганеве) в беседе от 21 ноября 1908 года святой царь-страстотерпец Николай говорил Петру Аркадьевичу Столыпину и обер-прокурору Святейшего Синода Петру Петровичу Извольскому: «Это редкий иерарх… у него прекрасная душа». Убедиться в этом мы можем, читая книгу «Страж недремлющий и верный». По объему она превосходит работы предыдущих авторов, в том числе и монографию архимандрита Дамаскина 2010 года. Но все-таки ее сложно назвать полным жизнеописанием, поскольку остается еще много материалов, которые автор в силу тех или иных причин не смог использовать.

Книга рассчитана на всех, кто интересуется русской историей начала XX века и жизнью святых, подвязавшихся в это время. Книга допущена к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.

По материалам сайта
телеканала «СОЮЗ»
(публикация от 02.03.2021 г.)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.