ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Объяснение Всенощного бдения. Утреня

(Окончание. Нач. в №6 (200) 2014 г.)

Утреня начинается с пения (или чтения) малого славословия, которое воспели Святые Ангелы в ночь Рождества Христова:

Хор: Сла.ва в вы.шних Бо.гу, и на земли. мир, в челове.цех благоволе.ние. (Трижды)

Го.споди, устне. мои. отве.рзеши, и уста. моя. возвестя.т хвалу. Твою.. (Дважды)

Читается шестопсалмие и тушатся свет и свечи. Темнота в храме символизирует: 1 – ночь Рождества Христова, 2 – беседу Моисея с Богом: «вниде во мрак», 3 – Второе Пришествие Христа Спасителя.

Псалмы носят покаянный характер:

«Самому Христу Богу предстояще невидимо и молящеся о гресех своих». Верующие внимательно слушают, в середине чтения, на славословия имени Божия, необходимо три раза перекреститься, без поклонов. В середине шестопсалмия выходит священник на амвон и читает особые молитвы. Он символизирует Моисея, который молился Богу за согрешивший народ в пустыне.

Первые три псалма (3, 37, 62) имеют следующее содержание: отцы Церкви толкуют, что в 3 псалме пророчески звучит глас Спасителя к Богу Отцу во время Его крестных страданий; 37 псалом носит покаянный характер, он выражает жалкое положение грешника и глубочайшую скорбь о содеянных грехах. 62 псалом Давид воспевал, спасаясь бегством в пустыни от Саула, он призывал на помощь Бога. Этот псалом относится также и к душе, которая была в пустыне, лишенная всякого блага, а потом обратилась к благодати Христовой.

Вторая часть Шестопсалмия состоит из трех псалмов (87, 102, 142). В прообразовательном 87 псалме изображается смерть, какую принял за нас Христос, чтобы, проповедовав духам, сущим во аде, даровать нам Воскресение. Псалмопевец оплакивает также Иерусалим, утративший упование на Христа. Псалом этот относится ко всякой страждущей благочестивой душе как выражающий молитву человека, находящегося в самых тяжких страданиях, но не утратившего упование на Господа. В 102 псалме мы научаемся песнословить Бога за Его благодеяния: уничтожение греха и славу Воскресения.

Последний 142 псалом относится ко всем онимым, угнетенным искушениями и скорбями. Псалом напоминает о последних днях мира сего. Пришествие Господа и Страшный Суд – последние слова Шестопсалмия: «Не вниди в суд с рабом Твоим и Дух Твой Благий наставит мя на землю праву». Дух Божий возводит верующих во Христа в небесное Царство Отца: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. гл. 8). В конце Шестопсалмия верующие должны три раза перекреститься с поясным поклоном. Диакон сменяет священника на солее и возглашает мирную ектению (молитвенную просьбу) и затем произносит «Бог Господь» со стихами:

БОГ ГОСПО.ДЬ, ГЛАС 7:

Диа.кон: Бог Госпо.дь, и яви.ся нам, благослове.н Гряды.й во И.мя Госпо.дне.

Стих 1: Испове.дайтеся Го.сподеви, я.ко благ, я.ко в век ми.лость Его..

Хор: Бог Госпо.дь, и яви.ся нам, благослове.н

Гряды.й во И.мя Госпо.дне. (И далее на каждый стих)

Стих 2: Обыше.дше обыдо.ша мя, и И.менем Госпо.дним противля.хся им.

Стих 3: Не умру., но жив бу.ду, и пове.м дела. Госпо.дня.

Стих 4: Ка.мень, Его.же небрего.ша зи.ждущии, Сей бы.сть во главу. у.гла, от Го.спода бысть Сей, и есть ди.вен во очесе.х на.ших. Хор поет тропари праздника. Это означает явление Бога Слова, Сына Божия во плоти на земле. Чтец читает кафизмы.

***

Следующая часть утрени – Полиелей. Исхождение священника из алтаря на Полиелее символизирует Ангела, изшедшего из пещеры Гроба Господня возвестить о Воскресении

Поются стихи из 134 и 135 псалмов. Эти псалмы являются хвалебной песнью, вознесенной к Богу евреями, получившими освобождение из плена. 135 псалом называется многомилостивым (полиелейным) из-за многократных повторений за каждым стихом «Яко благ, яко в век милость Его».

* * *

ПОЛИЕЛЕ.Й:

Хор: Хвали.те И.мя Госпо.дне, хвали.те, раби. Го.спода.

Аллилу.иа, аллилу.иа, аллилу.иа.

Благослове.н Госпо.дь от Сио.на, живы.й во Иерусали.ме.

Аллилу.иа, аллилу.иа, аллилу.иа.

Испове.дайтеся Го.сподеви, я.ко Благ, я.ко в век ми.лость Его..

Аллилу.иа, аллилу.иа, аллилу.иа.

Испове.дайтеся Бо.гу Небе.сному, я.ко в век ми.лость Его..

Аллилу.иа, аллилу.иа, аллилу.иа.

* * *

Священство выходит на середину храма через Царские врата для прославления праздника. Поется величание, в воскресение – поются тропари по Непорочных – прославление Воскресшего Христа.

* * *

ТРОПАРИ. ВОСКРЕ.СНЫЕ, ГЛАС 5:

Хор: Благослове.н еси., Го.споди,/ научи. мя оправда.нием Твои.м./

Ангельски.й собо.р удиви.ся,/ зря. Тебе. в ме.ртвых вмени.вшася,/ сме.ртную же, Спа.се, кре.пость разори.ша,/ и с Собо.ю Ада.ма воздви.гша,// и от ада вся свобождша. Благослове.н еси., Го.споди,/ научи. мя оправда.нием Твои.м./

Почто. ми.ра с ми.лостивными слеза.ми,/ о учени.цы растворя.ете?/ Блиста.яйся во гро.бе а.нгел/ мироно.сицам веща.ше:/ ви.дите вы гро.б и уразуме.йте,// Спас бо воскре.се от гро.ба.

Благослове.н еси., Го.споди,/ научи. мя оправда.нием Твои.м./

Зело. ра.но мироно.сицы теча.ху/ ко гро.бу Твоему. рыда.ющия,/ но предста. к ним а.нгел, и рече.:/ рыда.ния вре.мя преста., не пла.чите,// воскресе.ние же апо.столом рцы.те. Благослове.н еси., Го.споди,/ научи. мя оправда.нием Твои.м./

Мироно.сицы жены., с ми.ры прише.дша/ ко гро.бу Твоему., Спа.се, рыда.ху,/ а.нгел же к ним рече., глаго.ля:/ что с ме.ртвыми Жива.го помышля.ете?// Я.ко Бог бо воскре.се от гро.ба.

Сла.ва Отцу. и Сы.ну и Свято.му Ду.ху./ Поклони.мся Отцу.,/ и Его. Сы.нови, и

Свято.му Ду.ху,/ Святе.й Тро.ице во еди.ном существе., с Серафи.мы зову.ще:/ Свят, Свят, Свят еси., Го.споди.

И ны.не и при.сно и во ве.ки веко.в. Ами.нь./ Жизнода.вца ро.ждши,/ греха., Де.во, Ада.ма изба.вила еси.,/ ра.дость же Е.ве в печа.ли ме.сто подала. еси.;/ па.дшия же от жи.зни/ к сей напра.ви,// из Тебе. воплоти.выйся Бог и Челове.к. Аллилу.иа, аллилу.иа, аллилу.иа,// сла.ва Тебе., Бо.же. (Трижды)

Совершается каждение всего храма. Это означает, что радость праздника сообщается всем молящимся. Читается Евангелие, соответствующее дню. В воскресный день Евангелие возносится на амвон и поется песнь:

ВОСКРЕ.СНАЯ ПЕСНЬ ПО ЕВА.НГЕЛИИ, ГЛАС 6:

Воскресе.ние Х р и с т о.в о в и.д е в ш е , / поклони.мся Свято.му Го.споду Иису.су,/ еди.ному безгре.шному,/ Кресту. Твоему. покланя.емся, Христе.,/ и свято.е Воскресе.ние

Твое. пое.м и сла.вим:/ Ты бо еси. Бог наш,/ ра.зве Тебе. ино.го не зна.ем,/ и.мя Твое. имену.ем./ Прииди.те вси ве.рнии,/ поклони.мся

Свято.му Христо.ву Воскресе.нию:/ се бо прии.де Кресто.м ра.дость всему. ми.ру./ Всегда. благословя.ще Го.спода,/ пое.м Воскресе.ние Его.:/ распя.тие бо претерпе.в,// сме.ртию смерть разруши..

* * *

Затем молящиеся прикладываются к Евангелию или иконе праздника и подходят к предстоятелю, который помазывает их освященным елеем. Поется и читается канон праздника, состоящий из девяти песней. Канон составлен по священным событиям ветхозаветной и новозаветной истории, он состоит из 9 песен.

Первая – хвалебно-благодарственная песнь пророка Моисея, воспоминающая переход народа Божия через Чермное море. Вторая песнь составлена также в честь пророка Моисея, она имеет покаянно обличительный характер и поется только Великим постом.

Третья песнь в честь пророчицы Анны, матери пророка Самуила. Ее пламенно сердечную молитву услышал и исполнил Господь.

Четвертая песнь – это песнь пророка Аввакума, который услышал голос Божий о пришествии в мир Спасителя.

Пятая песнь – это песнь пророка Исайи, который увидел свет Невечерний, знаменующий явление в мир Христа.

Шестая песнь – песнь пророка Ионы, который прообразовал собою тридневное погребение и воскресение Христа Спасителя. Седьмая песнь – это песнь трех отроков в печи Вавилонской, которые, как и неопалимая купина при Моисее, прообразовали нетленное Рождество Христово.

Восьмая песнь – это песнь праведного Неемии, которому при восстановлении второго храма в Иерусалиме было знамение: возжжение священного огня на жертвеннике.

На девятой песни прославляется Пресвятая Богородица, поется песнопение «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».

* * *

Диакон: Богоро.дицу и Ма.терь Све.та в пе.снех возвели.чим.

ПЕСНЬ ПРЕСВЯТО.Й БОГОРО.ДИЦЫ:

Хор: Вели.чит душа. Моя. Го.спода,/ и возра.довася дух Мой о Бо.зе Спа.се Мое.м.

Честне.йшую Херуви.м/ и Сла.внейшую без сравне.ния Серафи.м,/ без истле.ния

Бо.га Сло.ва ро.ждшую,/ су.щую Богоро.дицу,

Тя велича.ем.

Я.ко призре. на смире.ние рабы. Своея.,/ се бо от ны.не ублажа.т Мя вси ро.ди.

Честне.йшую...

Я.ко сотвори. Мне вели.чие Си.льный,/ и свя.то И.мя Его., и ми.лость Его. в ро.ды родо.в боя.щимся Его.. Честне.йшую...

Сотвори. держа.ву мы.шцею Свое.ю,/ расточи. го.рдыя мы.слию се.рдца их.

Честне.йшую...

Низложи. си.льныя со престо.л, и вознесе. смире.нныя;/ а.лчущия испо.лни благ, и богатя.щияся отпусти. тщи.

Честне.йшую...

Восприя.т Изра.иля о.трока Своего., помяну.ти ми.лости,/ я.коже глаго.ла ко отце.м на.шим, Авраа.му и се.мени его., да.же до ве.ка.

Честне.йшую...

* * *

По девятой песни читается светилен (краткое песнопение, отображающее смысл праздника) и читаются Хвалитные псалмы (148,149,150) на вседневных службах. В этих псалмах пророк по чувству великой признательности и стремления к благодарности всю вселенную, все творение в Ветхом и Новом Завете призывает славословить Бога.

Далее поются стихиры на хвалитех. Священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Хор поет Великое славословие.

* * *

Иере.й: Сла.ва Тебе., показа.вшему нам све.т.

СЛАВОСЛО.ВИЕ ВЕЛИ.КОЕ:

Хор: Сла.ва в вы.шних Бо.гу, и на земли. мир, в челове.цех благоволе.ние. Хва.лим Тя, благослови.м Тя, кла.няем Ти ся, славосло.вим

Тя, благодари.м Тя, вели.кия ра.ди сла.вы

Твоея.. Го.споди Царю. Небе.сный, Бо.же О.тче

Вседержи.телю, Го.споди, Сы.не Единоро.дный,

Иису.се Христе., и Святы.й Ду.ше. Го.споди

Бо.же, А.гнче Бо.жий, Сы.не Оте.чь, взе.мляй грех ми.ра, поми.луй нас; взе.мляй грехи.ми.ра, приими. моли.тву на.шу; седя.й одесну.ю Отца., поми.луй нас. Я.ко Ты еси. еди.н Свят, Ты еси. еди.н Госпо.дь, Иису.с Христо.с, в сла.ву Бо.га

Отца.. Ами.нь.

На всяк день благословлю. Тя, и восхвалю.

И.мя Твое. во ве.ки, и в век ве.ка.

Сподо.би, Го.споди, в день сей без греха. сохрани.тися нам. Благослове.н еси., Го.споди,

Бо.же оте.ц на.ших, и хва.льно и просла.влено

И.мя Твое. во ве.ки. Ами.нь.

Бу.ди, Го.споди, ми.лость Твоя. на нас, я.коже упова.хом на Тя.

Благослове.н еси., Го.споди, научи. мя оправда.нием Твои.м. (Трижды)

Го.споди, прибе.жище был еси. нам в род и род. Аз рех: Го.споди, поми.луй мя, исцели. ду.шу мою., я.ко согреши.х Тебе.. Го.споди, к

Тебе. прибего.х, научи. мя твори.ти во.лю Твою., я.ко Ты еси. Бог мой: я.ко у Тебе. исто.чник живота., во све.те Твое.м у.зрим свет. Проба.ви ми.лость Твою. ве.дущим Тя.

Святый Бо.же, Святы.й Кре.пкий, Святы.й

Безсме.ртный, поми.луй нас. (Трижды)

Сла.ва Отцу. и Сы.ну и Свято.му Ду.ху и ны.не и при.сно и во ве.ки веко.в. Ами.нь.

Святы.й Безсме.ртный, поми.луй нас.

Святы.й Бо.же, Святы.й Кре.пкий, Святы.й

Безсме.ртный, поми.луй нас.

Затем исполняется тропарь праздника. Возглашаются диаконом две ектении: сугубая и просительная. Завершается утреня отпустом священника. Чтец читает первый час, который посвящен последним часам жизни Спасителя, когда Он был введен в притор от первосвященника Каиафы к Пилату и как там был неправедно осужден.

Архиман дрит Зосима (Горшунов),
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.