ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Беседы о семье. Обязанности мужа – главы семьи

Самая главная и, можно так сказать, «святая» обязанность мужа – это главенство в семье. Обратите внимание на то, что в Священном Писании нигде не сказано, что муж должен быть главой семьи, а сказано (у апостола Павла) утвердительно, что муж есть глава жены и семейства. Мы же не говорим, что яблоко должно быть яблоком, оно просто – яблоко, вот и все.

Брак этим главенством и определяется, без мужского главенства нет и брака. Чувство главенства заложено в каждом мужчине. Почти каждый мальчик знает, что главой семьи должен быть мужчина, но не каждый это претворяет на деле, когда вырастает и женится. «Почти» – потому, что встречаются такие, которые этого не знают, чаще – это дети из интеллигентных атеистических семей. А бывает и так, что ребенок знает, а мама – нет.

Другое дело, если оно, это чувство, подавлено либо авторитарной матерью, либо явилось следствием какой-то нездоровой инфантильности или, может быть, мысли, втолкованной значимым окружением в сознание мальчика, о том, что все равны, или искажено другими дефектами воспитания. Часто бывает, что «продают мужчины свое первородство за чечевичную похлебку». Кто из-за слабости своего характера, а кто – из-за выгоды: удобно жить за чьей-то спиной и ни за что не нести ответственности. Но дело-то в том, что держать ответ за свою несостоятельность все равно когда-то придется.

Если в семье главенствует женщина, подавляя мужчину, то рано или поздно он уходит из семьи, либо спивается, либо заболевает и раньше времени умирает. Жизнь и психологическая практика это подтверждают. Как раньше говорили: «срам для мужа», если он уступил свое первенство женщине. Главенство мужа есть естественное и прямое следствие свойств мужчины и женщины. Мужчинам дана способность, как утверждают ученые, решать стратегические задачи, для этого у него все есть. Да и не может быть две главы в доме. Где многоначалие – там безначалие, где равенство – там не может быть мира, учат нас древние мудрецы. Необходимо, чтобы было одно начальство. Еще древнегреческий философ Аристотель в четвертом веке учил, что каждый семейный дом должен иметь управление под одним главенством, а не двух лиц на равных началах. «Поскольку равенство, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненности, как то: между мужем и женою, сыном и отцом, между старцем и юношей, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. Так и в теле человека – так устроено, что не все члены имеют равное достоинство, но одни ниже, другие важнее, один управляет, другие стоят под управлением. То же самое можно наблюдать у животных, у пчел…». «Напротив, безначалие есть зло и бывает причиной беспорядка».

В настоящее время одной из главных причин развода считается нарушение иерархии в семье. И даже тогда, когда говорят, что брак разрушен из-за алкоголизма супруга, то, чаще всего, сама алкоголизация и является следствием проигранной мужем борьбы за власть.

Надо сказать, что не все адекватно понимают главенство мужчины в семье. Одни воспринимают это чуть ли не как «домострой», который предписывает мужу «строить» свою жену, превозноситься над ней, грубо навязывать свои решения, не считаясь с ней. Другие считают, что сейчас вопрос о главе семьи вообще не актуален и давно отошел в прошлое, а сейчас все не так, все предельно просто: «кто больше зарабатывает – тот и главный».

В христианском же учении о браке предписанное повиновение жены мужу не означает, что жена ниже своего мужа по нравственному, умственному или личному какому-либо достоинству: в этом они совершенно равны. И управлять женой муж должен не унижая и не угнетая ее, а с любовью. И любовь должна быть не слепая, а трезвая и деятельная. Главенство мужа не должно быть тяжелым ярмом или гнетом. Мужья должны быть снисходительными, а не суровыми, если в чем-то ему не угодили. Как глава семьи муж должен оберегать жену и щадить ее, как «немощный сосуд» (1 Пет. 3, 7). Он должен заботиться о содержании семьи, хорошо управлять своим домом. Жену он должен считать первой и искренней помощницей и советницей во всех своих делах.

Муж должен заботиться об умственном и нравственном совершенствовании жены. Быть снисходительным и терпеливым к недостаткам жены, что возможно – исправляя, а невозможное к исправлению в теле и нраве терпеливо и великодушно переносить. Приходя домой, он должен интересоваться делами и заботами жены, даже если они покажутся ему незначимыми и мелкими, а не проявлять равнодушие своим молчанием. Нельзя мужу допускать грубость, брань, упреки, рукоприкладство, насилие. Надо добиваться своего не силой и страхом, а любовью и терпением.

В Апостольских постановлениях говорится об обязанностях мужа следующее: «Муж да будет к жене своей не надменен, не горд, но милосерд, щедр, желающий нравиться только жене своей и ласкать ее почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с тем, чтобы уловить собою другую какую-нибудь (женщину). Не старайся нравиться другим более, чем жене своей, иначе и жене своей подашь пример бесстыдства».

Это очень важно, так как муж несет ответственность за нравственное состояние души своей супруги. Муж приравнивается к убийце, если смиренная, целомудренная и кроткая жена, живя с ним, станет своенравной, злоязычной и развращенной.

Вот такая огромная ответственность лежит на муже как главе семьи, и никто эту ответственность не упразднял и не убирал. Хорошо бы это вовремя осознать. Арсений и Мария

В качестве примера такого ответственного мужского служения и понимания своего предназначения хочется привести здесь рассказ моего близкого знакомого о своей жизни. «Когда закончилась война, меня, как кадрового офицера Советской армии, не сразу отпустили домой, а направили в Молдавию. И только через два года наконец-то дали отпуск, и я смог поехать к себе на родину в дорогую и любимую деревню Преображенку, Тобольского района. Когда приехал, конечно, родные были рады, собралась вся родня. Стали мне невест сватать, то одну предлагают, то другую. Да и правда, девчат много, а парней-то почти и нет. Много тогда из нашей деревни погибло под Сталинградом. Ну, а мне тем более пора жениться, уже 28-ой год шел.

В Молдавии многие на меня девушки заглядывались, говорят, что я ничего себе был, очень даже неплохой внешне. Не мне, конечно, судить об этом. Но почему-то ни одна девушка мне не нравилась. А тут как увидел Машу, которую помнил еще ребенком, когда в армию уходил, так сразу понял, что именно она мне и нужна. И не скажу, чтобы уж какая-то особая страсть воспылала во мне. А просто почему-то так мне ее жалко стало. Такая статная и красивая, а одета бедно. Скромная и застенчивая. Но почему-то твердо знаю, что именно она будет мне верной и преданной женой. Это и подтвердилось за все 62 года совместной жизни.

А откуда ей было быть богато одетой, если она сирота. Мать умерла, когда ей три года было, осталось у отца трое детей, взяла ее на воспитание бездетная тетка. Относились к ней хорошо, но не получила она материнской нежности и любви. Родители мои не очень-то одобрили мой выбор, были невесты и богаче, и с приданным. Даже свадьбу не сыграли. Забрал я свою молодую жену, ей только 18 исполнилось, посадил ее на попутку, и поехали мы с ней семейную жизнь организовывать в Молдавию. А надо сказать, что была зима, и мороз был градусов под 30. А машина грузовая, открытая. Ее посадил в кабину, укрыл, чем мог, а сам еду в кузове. На мне шинель и хромовые сапоги. Чувствую к середине пути, что уже ничего не чувствую, есть у меня ноги или нет их. Хорошо, что к Кутарбитке подъезжаем. Шофер остановился, понял мое состояние и повез к своим родителям. Там меня отогрели, растерли мои ноги, на печку русскую уложили – спасли от обморожения в общем, да еще свои валенки и тулуп дали доехать до Тюмени. Такие люди хорошие оказались, теперь, наверное, таких нет!

Приехали в Тюмень, думаю, надо Марию одеть. Пошли в магазины, купили ей все новое. Сама ничего не умеет выбирать и ничего не просит, что куплю – всему рада и благодарна. А в моде я немного разбирался, ведь всю Европу прошел, как-никак. Себе я ничего не купил. А что мне и надо? Все мне в армии дадут.

Прожили мы с ней в Молдавии три года, пока меня не демобилизовали. Там у нас и первый сын родился. Вернулись в Тюмень, здесь мне хорошую работу предложили в УВД и комнату дали, много лет мы в ней прожили. Когда ребенок стал подрастать, думаю: надо Марию учить. Способная оказалась очень, память отличная, особенно на цифры. Устроил ее на курсы бухгалтеров. Она их с отличием закончила, хотя образование у нее было всего 6 классов. Потом устроил ее бухгалтером в областной военкомат, где она и проработала всю жизнь. Потом у нас еще сын родился. А когда старший сын, офицер, погиб, тяжело ей бедной пришлось. Мне плохо, но я – мужчина, а она ведь – мать. Но стойко перенесла она это горе.

Да, не ошибся я в выборе жены. Благодарен ей за все: и за детей, и за терпение, и за преданность, за верность. Ведь у нее никого из мужчин не было, кроме меня, да и мне никто не нужен был.

Ругались ли мы, были ли ссоры? Наверное, были, что не бывает за 62 года. Но сейчас вот не припоминаю. А чтобы кричать, ругаться или драться – такого никогда не было. Да и за что? Не понимаю, как можно ударить женщину, она ведь женщина? А кто был в семье главный? Даже и не знаю. Я предлагал, а она соглашалась. Вот и все».

Долгую жизнь прожили Арсений и Мария. Она умерла на 81 году, а он на 91-м. Взял он ее молоденькой девчонкой, выучил, прожил с ней всю ее жизнь, похоронил и только потом сам ушел.

Вы, наверное, заметили, что в его рассказе нет ни слова о любви. Просто вся их жизнь – любовь.

Надежда Федоровна ПАРЕНКО,
психолог, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.