ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№08 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

О молитве

Молитва для православного христианина есть выражение его веры и любви к Спасителю мира, Господу Иисусу Христу.

Человеку свойственно иметь общение с людьми – родными, друзьями, а также со всеми ближними, его окружающими. Общение может иметь разные стороны, разные интересы, но оно невозможно без доверия, без интереса, без необходимости. Общение людей предполагает их благорасположенность и взаимный интерес, основанный на вежливости и понятности языка. Если люди могут и не понимать друг друга, и находиться во взаимной неприязни и даже вражде, то этого нельзя относить к Богу, так как Он является Творцом всех людей и по существу Своему есть Любовь и желает всем людям спасения, что засвидетельствовано в Священном Писании. «…Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Любовь имеет своим свойством не замыкаться в себе, а распространяться на все окружающее ее. Поэтому мы смело действуем по слову Божию, как заповедует нам Спаситель мира: «…должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1), «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41), – и апостол Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18). Поэтому в молитвенную практику христианина традиционно входят утреннее и вечернее правило, определенные акафисты и каноны и чтение Священного Писания, особенно Нового Завета.

Важное значение для православного христианина во всей его жизни имеет молитва Иисусова. По своей краткости и простоте она может совершаться христианином на всяком месте и во всякое время: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В этой молитве заключено все Евангельское благовестие: предвечная любовь Бога Отца, крестный подвиг Сына Божия, освящающее действие Духа Святаго. Как пишет апостол Павел: «…хочу лучше пять слов сказать умом моим… нежели тьму слов языком» (ср.: 1 Кор. 14, 19). И святитель Игнатий Брянчанинов поучает нас о том, что молитва должна совершаться со вниманием и благоговением с целью покаяния: «Призывая имя Господа нашего Иисуса Христа в молитве, не забудем же, что оно Божественно; сила и действие этого имени – Божественны; они – всемогущи и спасительны. Слова молитвы должно произносить очень неспешно, даже протяжно, чтобы ум имел возможность заключаться в слова».

Господь дает чистую молитву тому, кто старается безленостно. Необходимы и время, и постепенность, чтобы созреть для молитвы во всех отношениях. Также, помимо своих сугубых усилий, надлежит руководствоваться советами духовного наставника, в роли которого может выступить священник. Прежде, в обращении к Господу, стоит попросить у Господа такого наставника.

Ссылаясь на слова «великого наставника духовному подвигу» священноинока Дорофея, святитель Игнатий советует: «Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца, когда ум поколеблется, ослабеет, как бы ниспровергнется и свяжется множеством непотребных помыслов и мечтаний: воздушные князи злобы, присутствие которых не обличается телесными очами, но познается душою по производимому ими действию на нее, услышав грозное для них имя Господа Иисуса, придут в недоумение и замешательство, устрашатся, не замедлят отступить от души».

Такова сила имени Божьего, с верой призываемого в покаянной молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Научившийся краткой молитве имеет готовое молитвословие на всяком месте и во всякое время.

Также к Иисусовой молитве изредка по ощущению сердца стоит присовокупить: «Боже, милостив буди мне, грешному». Это так называемая молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как это описано в Евангелии: «Сказал [Иисус Христос] также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из своего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей [мытарь] пошел оправданным в дом свой более, нежели тот [фарисей]: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9-14).

Игнатий Брянчанинов приводит пример такого опыта борьбы преподобных отцов в своих творениях: «Однажды, в то время, как я постился [рассказывал один из пустынножителей], дьявол пришел ко мне, приняв на себя образ монаха; он как бы держал в руках хлебы и сделал мне следующее предложение: «Прекрати великое пощение твое и вкуси пищи, потому что ты человек и подвергаешься опасности впасть в болезнь». Поняв лукавство его, я встал на молитву; не вынесши этого, он исчез и в подобии дыма проник сквозь дверь… Многократно они [дьявол и его прислужники] жестоко били меня и покрывали ранами; но я восклицал: «Ничто не отлучит меня от любви Христовой» [ср. Рим. 8, 35-39]. Тогда они кидались друг на друга и поражали друг друга».

Такой успех этого отца произошел потому, что возлюбил он Бога и заповеди Его. Всей своей жизнью старался показать свою любовь. Но это далеко не единственный пример праведной жизни. В миру люди вполне способны блюсти себя в праведности и любви к Богу, которая выражается через любовь к ближним, горячую и внимательную молитву, искреннее покаяние, чистоту ума и духа.

Архимандрит Зосима (Горшунов),
г.Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.