ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№7-8 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней Крылова «Бедный богач»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Бедный богач» была написана в 1828 году. Ее содержание созвучно народной пословице: «Скупой богач беднее нищего». В басне рассказывается, как бедняк в своей избушке предосудительно говорил о богатых людях, которые богатеют только для себя, чтобы жить роскошно. Вот если бы ему досталось богатство, думал он, то он «делал бы добро другим». При этих мыслях вдруг к нему «сквозь щелочку пролез... кто говорит – что бес». Бедняку им был дан кошелек, из которого он мог доставать червонцы, но не мог тратить, пока не выбросит кошелек в реку.

Бедняк достает червонцы один за другим сутки напролет. Набирая червонцы, он мечтает приобрести дом и завести экипаж. Со временем аппетиты разыгрываются, и он уже мечтает прикупить деревеньку, но вот досада: чтобы начать тратить деньги, он должен расстаться с кошельком, но не может, и так доводит себя до полного истощения сил. «Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой – утратил все», и так он умер, «досчитывая свой девятый миллион».

Почитаем басню.

БЕДНЫЙ БОГАЧ


«Ну стоит ли богатым быть,
Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить
И только деньги лишь копить?
Да и на что? Умрем, ведь все оставим.
Мы только лишь себя и мучим,
и бесславим.
Нет, если б мне далось богатство на удел,
Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,
Чтоб жить роскошно, пышно,
И о моих пирах далеко б было слышно;
Я даже делал бы добро другим,
А богачей скупых на муку жизнь похожа», –
Так рассуждал Бедняк с собой самим,
В лачужке низменной, на голой лавке лежа;
Как вдруг к нему сквозь щелочку пролез,
Кто говорит – колдун, кто говорит – что бес,
Последнее едва ли не вернее:
Из дела будет то виднее.
Предстал – и начал так: «Ты хочешь быть богат,
Я слышал, для чего; служить я другу рад.
Вот кошелек тебе: червонец в нем, не боле;
Но вынешь лишь один, уж там готов другой.
Итак, приятель мой,
Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.
Возьми ж – и из него без счету вынимай,
Доколе будешь ты доволен;
Но только знай:
Истратить одного червонца ты не волен,
Пока в реку не бросишь кошелька».
Сказал – и с кошельком оставил Бедняка.
Бедняк от радости едва не помешался;
Но лишь опомнился, за кошелек принялся.
И что ж? – Чуть верится ему, что то не сон:
Едва червонец вынет он,
Уж в кошельке другой червонец шевелится.
«Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится! –
Бедняк мой говорит. –
Червонцев я себе повытаскаю груду;
Так завтра же богат я буду –
И заживу, как сибарит*».
Однако ж поутру он думает другое.
«То правда, – говорит, – теперь я стал богат;
Да кто ж добру не рад!
И почему бы мне не быть богаче вдвое?
Неужто лень
Над кошельком еще провесть хоть день!
Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу;
Но если накупить могу я деревень,
Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?
Так, удержу чудесный кошелек:
Уж так и быть, еще я поговею
Один денек,
А, впрочем, ведь пожить всегда успею».
Но что ж? Проходит день, неделя, месяц, год –
Бедняк мой потерял давно в червонцах счет;
Меж тем он скудно ест и скудно пьет;
Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.
День кончится, и, по его расчету,
Ему всегда чего-нибудь недостает.
Лишь кошелек нести сберется,
То сердце у него сожмется;
Придет к реке, – воротится опять.
«Как можно, – говорит, – от кошелька отстать,
Когда мне золото рекою само льется?»
И, наконец, Бедняк мой поседел,
Бедняк мой похудел;
Как золото его, Бедняк мой пожелтел.
Уж и о пышности он боле не смекает:
Он стал и слаб и хил; здоровье и покой –
Утратил все; но все дрожащею рукой
Из кошелька червонцы вон таскает.
Таскал, таскал… и чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион.

*Сибарит – праздный, избалованный роскошью человек.

В Библии даны десять заповедей, которые упорядочивают жизнь человека на земле. Они предписывают правильное отношение человека к Богу, к людям и к материальным ценностям. Они помогают человеку быть благоразумным, умеренным и воздержанным, не теряя самообладания. Десятая заповедь направлена против корня многих преступлений.

Она выражена в слове «не пожелай». Началом многих преступлений является зависть, которая порождает греховное пожелание. Зависть ослепляет человека, разжигает в человеке алчность. Человек теряет чувство меры, что в свою очередь приводит к потере здравого смысла в жизни.

Будем благоразумны, чтобы подобно алчному бедняку не помешаться от чрезмерного неправедного богатства! Благоразумный человек живет своим трудом, довольствуется тем, что он имеет, и всегда щедро делится с ближними своими.

+М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.