ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]
Перейти в раздел [Документы]

Рождение из небытия, или Православный десант в глубинку

На праздник великомученика Пантелеимона группа добровольцев из «Друзей милосердия» храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» района Тарманы г. Тюмени, по благословению отца Сергия, священнослужителя этого храма, совершила «православный десант» в глубинку.

Село Боровинка Заводоуковского района, куда лежал наш путь, находится на границе двух епархий нашей митрополии: Тобольско-Тюменской и Ишимско-Аромашевской. Добраться до места нам помог прихожанин нашего храма Ямзин Виктор, который обеспечил нас транспортом и взял на себя роль водителя и фотографа. Целей у этой поездки было несколько. Во-первых, паломники хотели познакомиться с историей храма с редким названием «во имя Рождества Христова» и святым древним источником во имя великомученика Пантелеимона. Согласитесь, странное сочетание названия храма и источника, но об этом чуть позже.

Во-вторых, было желание оказать посильную помощь в проведении Божественной литургии. Эту миссию взяла на себя регент нашего храма Шестакова Елена со своей дочерью Александрой. Певчие хорошо подготовились и взяли с собой заранее приготовленные папки с текстом литургии. Приезд регента из городского храма оказался очень важным для сельских прихожан, ведь в храме нет даже постоянного священника и тем более певчих. Как правило, службы проводит священник отец Дионисий из храма святого великомученика Георгия Победоносца г. Заводоуковска, приписным к которому является вышеуказанный храм. Выехали мы в 6 часов утра. Погода стояла изумительная: синее-синее небо, яркое летнее солнце и вместе с тем прохлада раннего утра. Природа вокруг нуждалась в кисти художника: пожелтевшие нивы с тугими колосьями созревших хлебов в контрасте с зелеными лесами и перелесками, среди которых уже встречались пожелтевшие березки и краснеющие осины. Но, к сожалению, среди нас такого художника не оказалось. Душа замирает от этой красоты, а сердце наполняется любовью и благодарностью Господу Богу, подарившему нам этот чудный мир.

Время пролетело незаметно, и в храм мы заходили под праздничный колокольный перезвон: начиналась Божественная литургия. Несмотря на то, что в храме было тесно, мы сумели все-таки заказать требы, поставить свечи за родных и близких.

Елена, получив благословение отца Дионисия и посоветовавшись с певчей, прибывшей из головного храма, раздала папки прихожанам и объяснила их участие в службе. Удивительно, что прихожане очень быстро сориентировались, и служба получилась соборная, так как все участвовали в ней. Надо отметить, что это заслуга и старосты храма Трегубовой Нины. С ее легкой руки прихожане привыкли петь на молебнах. А опыт нашего храма оказался здесь просто кстати, ведь у нас такие соборные Божественные литургии проводятся еженедельно.

В ходе литургии мы смогли исповедаться и причаститься. А после был совершен крестный ход к святому источнику, который расположен примерно в пяти километрах от храма. Природа вокруг источника сказочная, но сам источник находится в запущенном состоянии: купель пришла в негодность, кабины для обливания и раздевания сломаны, икон нет. Но, слава Богу, неглубокий колодец, в котором бьет источник, и сток из него остались целы. Вокруг источника выкошена трава и обеспечен подъезд машинам – об этом позаботился прихожанин храма Виктор Матвеев.

Отец Дионисий провел молебен великомученику Пантелеимону, окропил святой водой всех присутствующих. Староста храма рассказала историю источника. Все набрали святой воды, желающие умылись, облили друг друга, а затем поспешили в трапезную храма. Благодарим прихожан, которые обеспечили всех транспортом после крестного хода.

Женщины прихода постарались во славу Божию, низкий поклон им за это. Трапеза оказалась богатой и разнообразной, несмотря на постный день (праздник выпал на среду): рыба жареная, рыбные котлеты, пироги с капустой, картошкой, грибами, различные салаты, суп рыбный, рагу овощное, сладости, в том числе мед местного пасечника.

За трапезой шло общение с прихожанами на духовные темы, чтение стихов. Когда же трапеза подошла к концу, мы попрощались с радушными хозяевами и под звуки колокола отъехали домой.

А сейчас, как и обещала, остановлюсь, насколько позволит газетная статья, на истории храма, села и источника. Село Боровинка возникло в середине XVIII века как почтовая станция на Сибирском тракте, где меняли лошадей и можно было отдохнуть. Соответственно созданы необходимые условия: постоялый двор (гостиница), харчевня (столовая), полицейский участок, баня, магазин и жилые дома для обслуживающего персонала. А кругом шумел дремучий бор, перемежающийся березовыми массивами.

По Сибирскому тракту на восток, на рудники, гнали по этапу каторжан. Периодически по деревне раздавался кандальный звон. Построен этапный дом, где ссыльные могли передохнуть и подкрепиться. Это местечко до сих пор в народе называют Этапы. Постепенно село расширялось: оставались освобожденные каторжане, которым был запрещен въезд в западную часть России. Рубили добротные дома, поскольку леса хватало на всех.

Затем появились переселенцы из западной части России. Селились они обособленно, и до сих пор сохранились названия: Москва, Калуга, Карпаты и т.д. Население стало разнородное как по национальности, так и по вере. Это как в поэме А. Твардовского: «Хоть с бору, с сосенки народ – пусть сборный, но зато отборный». Жили зажиточно: все дано было Господом Богом. В реке Бочанка – множество различной рыбы, в лесу – обилие зверья пушного и мясного, грибы, ягоды, пенька, дикий мед и т.д. Постепенно развилось скотоводство, земледелие.

В начале XIX века на местном сходе было принято решение построить православную церковь. И уже в 1823 году состоялось освящение храма в честь Рождества Христова. И действительно, это было и рождение православной христианской веры в селе. К концу XIX века на учете в селе уже состояло 4500 человек. Развились производства: мельница, маслобойный завод (гнали растительное масло из конопли, вокруг были целые плантации), спичечная фабрика, кирпичный завод (кругом были залежи добротной глины и песка), конезавод, полицейское училище, церковно-приходская школа. В настоящее же время количество жителей не превышает 600 человек.

Церковь процветала. На Святую Гору Афон сделали заказы икон: Иверской иконы Божией Матери и великомученика Пантелеимона. Иконы доставляли в село крестным ходом через деревню Шестаково (она и сейчас существует). Около места, где жители встречали иконы, забил источник, который освятили в честь святого великомученика Пантелеимона. С тех пор этот источник существует, несмотря на различные перипетии истории. Он не замерзает даже зимой, хотя вода в нем холодная. Она не портится, жители постоянно пользуются ей для различных целей.

В церкви открыли два престола: во имя Рождества Христова и в честь святых апостолов Петра и Павла.

В престольные праздники проводились ярмарки, после Божественной литургии устраивали массовые народные гулянья, ведь церковь была одна на шесть близлежащих деревень. Эти праздники до сих пор вспоминают местные долгожители, хотя их уже единицы.

В 1900 году церковь сгорела. А в 1908 году, по инициативе и при участии коннозаводчика Николая Завьялова, был воздвигнут красивый белокаменный храм. С его колокольни просматривалась соседняя деревня Шестаково (6 км).

Но в безбожные 30-е годы прошлого столетия церковь закрыли, сбросили колокол и увезли на переплавку. А затем церковь разрушили до основания, а фундамент и ее остатки столкнули тракторами с обрыва в реку Бочанка. Расчистили место, сделали дороги, напротив места, где стоял храм, построили молокозавод и жилые дома. Только огромный тополь-великан, посаженный при открытии нового храма, остался немым свидетелем тех событий. Удивительно, что во время грозы молнией у него срезало верхушку и на ее месте образовалось пять огромных ветвей, расходящихся в разные стороны. Когда облетают листья, кажется, что огромная рука с раскрытой ладонью взывает к людям. Несколько раз старый тополь хотели убрать, но жители села не допустили этого. В настоящее время администрация села по просьбе верующих воздвигла поклонный крест на месте разрушенного храма.

В 2010 году ко мне обратилась выпускница нашей школы Яковлева Светлана. Скажу попутно, что в этой школе я проработала более 20 лет учителем, а в последние годы директором, пока в 1986 году не переехала в Тюмень. Сама Светлана живет в Москве, занимается бизнесом. В Боровинке у нее умер отец, и она захотела передать перешедший ей по наследству дом под устроение храма в селе. Хочется обратить внимание, что это был старинный добротный дом, принадлежавший коннозаводчику Николаю Завьялову. Я посоветовала Светлане обратиться к благочинному Ялуторовского благочиния протоиерею Александру, что она и сделала. Получив благословение батюшки, Светлана оставила мне все документы и доверенность на передачу земли и дома Свято-Георгиевскому храму г. Заводоуковска, настоятелем которого является протоиерей Александр.

Так началась работа по возрождению исчезнувшего храма. На время строительства я переехала из Тюмени в Боровинку и под руководством иерея Олега Захарова, которому поручили окормлять нас, занялась организационной работой. Первым делом мы собрали местных верующих людей и провели молебен на месте разрушенного храма у тополя. После молебна выявили мнение жителей по вопросу открытия церкви в доме коннозаводчика Завьялова. Мнения разделились. Одни были за, другие считали, что нужно ждать, когда епархия построит новую церковь на месте разрушенного храма. Но реалистичный трезвый подход взял верх. Решили создать приход и начать реконструкцию подаренного дома под храм. Первого октября 2010 года, в день пожилых людей, в сельской библиотеке состоялось собрание, на котором официально создали приход храма во имя Рождества Христова. И работа закипела, равнодушных не было. Участвовали кто чем мог: деньгами, материалами, техникой, руками. Все строительные работы выполнялись во славу Божию под руководством Виктора Матвеева, который и сейчас является помощником старосты на общественных началах.

Каждый метр дома использовался рационально, и все получилось в соответствии со стандартами церкви: алтарь, престол, жертвенник, солея, трапезная, церковная лавка. Своими силами изготовили купол с крестом. И самое удивительное, что над селом зазвучал колокол. Это бывший выпускник школы Игорь Вьючко, живущий в Уфе, выслал деньги на приобретение звуковой усилительной установки, а запись колокольных звонов приобретена на диске.

7 января 2011 года состоялся первый престольный праздник и открытие церкви.

После Божественной литургии для детей организовали в здании школы Рождественскую елку с концертом и подарками.

Пожилые люди, когда впервые услышали звуки колокола над селом, вставали возле домов на колени и молились. Радость была всеобщая. А одна из сестер зачитала на празднике замечательные стихи. Мне хочется привести их в статье. В праздник утром звучит благовест, Встрепенулись березки и ели. Голос Божий достиг наших мест, Наши ангелы нас пожалели. То тугой, то разливистый звон В небо чьи-то печали уносит.

Он, любви исполняя закон, Отпущения грешникам просит. Люди! Слушайте, снова звонят – Сквозь сердца, сквозь умы, поруганье: Это ангелы Божьи не спят, Исполняют свое послушанье.

Над мирской суетой благовест: Звонари зазывают нас к Богу. Сотни верст освятились окрест, Чтоб нашли мы ко храму дорогу. На следующий год 9 августа, в день великомученика Пантелеимона, провели крестный ход и освящение источника. К сожалению, архивных документов по нашему храму нет, они сгорели вместе с церковью. Скупые сведения батюшке удалось найти в тобольском архиве. Видимо, поэтому храм не вошел в книгу «Второе Крещение Сибири», но при встрече на епархиальном собрании с владыкой Димитрием, почитаемым и любимым нами, на мое обращение по этому вопросу он заверил: «Ни один храм не будет забыт. Если даже он стерт с лица земли, все равно мы его восстановим». А память народная хранит историю и передает ее из уст в уста уже почти 200 лет.

Уже семь лет живет этот домовой храм на полном самообеспечении. Проводятся Божественные литургии, молебны, панихиды. Отмечаются двунадесятые церковные праздники. Дети участвуют в миссионерской экспедиции «Славянский ход». В рамках программы «Славянского хода» к нам привозили святыни: Абалакскую икону Божией Матери, иконы святителей Иоанна Тобольского, Филофея Лещинского и ковчежец с частичками мощей святых угодников Божиих.

К сожалению, в 2014 году по состоянию здоровья я вернулась в Тюмень, оставив храм на попечение Трегубовой Нины, по благословению отца Александра.

Благочинный протоиерей Александр Лемешко по мере возможности поддерживает этот приход и церковь. Даже сам проводил литургию и крестный ход по селу от поклонного креста до вновь открытого храма. Низкий поклон ему от всех православных христиан с. Боровинка и нас, паломников. Желаем ему духовного, душевного и телесного здравия, мира и благополучия его семье.

Поездка в Боровинку оставила в наших сердцах глубокий след. Наша молитвенница и ветеран храма «Утоли моя печали» баба Катя (мы так ее любовно называем) говорит: «Я долго находилась под впечатлением от этого посещения. Хорошо, что еще есть такие христиане, которые несут веру нашу в мир и укрепляют ее. Действительно, в их сердцах живет Христос и помогает им Своей любовью».

По просьбе прихожан храма во имя Рождества Христова обращаемся ко всем неравнодушным людям: не дайте вновь рожденной из небытия церкви исчезнуть. Есть земля, есть намоленное место, есть память народная. Помогите воздвигнуть настоящий храм во имя Рождества Христова!

р.Б. Любовь ИЛЬИНА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.