ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

105 лет со дня обретения мощей святителя Иоанна, митрополита тобольского

29 октября 2019 года исполняется 105 лет со дня обретения мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского, всея Сибири чудотворца. Память митрополита Иоанна широко чтится в Тобольской митрополии и за ее пределами. В настоящее время Тобольско-Тюменская епархия инициирует вопрос о включении даты обретения мощей святителя Иоанна – 29 октября по новому стилю – в православный церковный календарь для общецерковного празднования данного события. В этих целях в Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург) был сделан запрос копии направленного в ноябре 1914 года епископом Тобольским и Сибирским Варнавой (Накропиным) в адрес Святейшего Правительствующего Синода «Описания… осмотра могилы и честных останков Высокопреосвященнейшего Иоанна (Максимовича), митрополита Сибирского и Тобольского» и сопроводительного к данному «Описанию» рапорта. Предлагаем вниманию читателя публикацию данных интересных исторических документов. Текст публикуется без сокращений.

Святейшему Правительствующему Синоду Варнавы, епископа Тобольского и Сибирского, Рапорт.

Во исполнение указа Святейшего Синода от 3 июля сего года за № 11150 имею честь почтительнейше при сем представить Святейшему Правительствующему Синоду описание произведенного мной при участии избранных лиц осмотра могилы и честных останков приснопамятного митрополита Иоанна (Максимовича) и при этом покорнейше просить не оставить меня руководственными указаниями относительно возможности открытия тела святителя ввиду возникшего предположения о вероятности принятия им пред кончиной схимы.

К сему долг имею присовокупить, что придельный Златоустовский храм, в котором почивает святитель Иоанн, хотя и устроен в непосредственной связи с Софийским собором, но благодаря устройству дверей мог быть вполне обособленным от собора на все время, пока производились осмотр честных останков митрополита Иоанна и вызванные сим работы, – доступ в придел посторонних лиц был совершенно прекращен, и храм все время находился под особым наблюдением и охраной.

Вашего Святейшества нижайший послушник епископ Варнава. 1914 года, ноября 21 дня.

ОПИСАНИЕ совершенного Его Преосвященством, Преосвященнейшим Варнавою, епископом Тобольским и Сибирским, при участии особо избранных лиц, – осмотра могилы и честных останков Высокопреосвященнейшего Иоанна (Максимовича), митрополита Сибирского и Тобольского

Поводом к описываемому открытию могилы митрополита Иоанна послужило возбужденное пред Государем Императором и Святейшим Синодом ходатайство мирян и духовенства Тобольской епархии о причтении к лику святых митрополита Иоанна. Святейшему Синоду благоугодно было, назначив следствие о происшедших по молитвам митрополита Иоанна чудесах, поручить вместе с тем указом от 3 июля сего 1914 года за № 11150 Его Преосвященству, Преосвященнейшему Варнаве, епископу Тобольскому и Сибирскому, произвести лично при участии им избранных лиц освидетельствование честных останков святителя Иоанна и для сего:

а) осмотреть и записать – сохранилось ли тело святителя в целости или же только в отдельных частях, и какому оно подверглось изменению, с объяснением, чему сие последнее следует приписать – естественному ли разрушению или действию какой-либо случайной причины;

б) таким же образом осмотреть самые одежды на теле святителя и прочие вещи, находящиеся во гробе его, и

в) осмотреть и описать самый гроб и то место, где этот гроб находится, и о последующем донести Святейшему Синоду с представлением подлинного акта освидетельствования честных останков святителя Иоанна. Во исполнение такового распоряжения Святейшего Синода, Его Преосвященством, Преосвященнейшим Варнавою были приглашены для соучастия и присутствования при открытии и осмотре могилы и честных останков святителя митрополита Иоанна следующие лица:

1) от духовенства – архимандрит Тобольского архиерейского дома Августин, настоятель Тобольского кафедрального собора протоиерей Никанор Грифцев, ключарь того же собора протоиерей Евгений Фениксов, протоиерей того же собора Григорий Тутолмин, благочинный тобольских градских церквей священник Василий Скосырев, законоучитель Тобольской мужской гимназии, бывший настоятель Тобольского кафедрального собора протоиерей Димитрий Смирнов;

2) от мирян – исполняющий обязанности Тобольского губернатора, Тобольский вицегубернатор действительный статский советник Николай Иванович Гаврилов, Тобольский городской голова потомственный почетный гражданин Степан Макарович Трусов, староста Тобольского кафедрального собора тобольский купец Иван Алексеевич Корнеев, член попечительства о нуждах Тобольского кафедрального собора потомственный почетный гражданин Алексей Николаевич Хвастунов и секретарь Тобольской духовной консистории Яков Павлович Афанасьев. Столь значительное число лиц – представителей от разных слоев населения – привлечено к сему важному и священному делу по мысли Преосвященного Варнавы с тою целью, чтобы с полною достоверностью и силой свидетельствовать то, что Богу угодно будет обнаружить.

Местонахождение могилы митрополита Иоанна определялось его жизнеописанием в придельном храме во имя св. Иоанна Златоуста, что при летнем Софийском соборе, у левой наружной стены сего храма. Внешним указателем местонахождения могилы святителя Иоанна служил и служит сооруженный его почитателями надмогильный памятник, первоначально в виде массивной круглой мраморной колонны, замененной впоследствии серебряной ракой с резной вызолоченной над нею сенью.

13 октября 1914 года по благословению Преосвященного владыки Варнавы было приступлено в совершенной тайне к вскрытию могилы святителя Иоанна. Сам владыка Варнава с этого дня каждодневно совершал в своей домовой церкви Божественные литургии с поминовением митрополита Иоанна. Вскрытие могилы до обнаружения склепа с благословения владыки принял на себя известный своим усердием к храму Божию Алексей Николаевич Хвастунов, при участии настоятеля и ключаря кафедрального собора.

Надмогильный памятник – серебряная рака – был отнесен к правой стене храма. Под ним оказалась и была разобрана и перенесена сплошная мраморная площадка в две ступени высотой и весом в несколько сот пудов, служившая пьедесталом для памятника. По снятии с надгробного места половых плит обнаружилась сплошная кирпичная кладка, площадью приблизительно в квадратный сажень. Эта кирпичная кладка служила фундаментом для указанных выше мраморной площадки, положенной на полу, и бывшего памятника из массивной мраморной колонны, впоследствии замененной ракой. Для равномерного распределения этой верхней тяжести на кирпичную кладку уложены были три железных квадратных толщиною в вершок бруска, длиною в сажень, одним концом впущенные в наружную капитальную стену. Дальнейшая раскопка показала, что эта кирпичная кладка, высотой около 15 рядов, главной своей массой была уложена на сводик склепа, в котором покоился святитель Иоанн. Лишь незначительная часть этой кладки к южной стороне, около двух квадратных аршин, имела свой особый фундамент рядом со склепом. Осторожно со сводика была снята тяжелая масса кирпичной кладки. По осмотре сводик оказался выложенным в один кирпич, причем кирпич по дуге свода не был поставлен на ребро, а положен плашмя.

В среду 15-го утром об оказавшемся было доложено Его Преосвященству. Владыка тогда же в сопровождении избранных им лиц прибыл в придел Иоанна Златоуста. В присутствии владыки были разобраны боковые полукруглые стеночки склепа, замыкавшие сводик. В образовавшиеся отверстия при помощи свеч была осмотрена внутренность склепа, причем оказалось, что деревянная опалубка сводика из толстых досок сгнила и провалилась вовнутрь склепа, закрыв собою его содержимое. Под деревянную опалубку для поддержания свода были поставлены изнутри три железные дуги, из них одна, очевидно еще при кладке, вследствие неудачной постановки, перевернулась и повисла вниз дугой, две другие – после того как с них свалилась сгнившая опалубка – хотя и стояли, но уже нисколько не поддерживали свод, так как между ними и сводом было пустое пространство приблизительно около вершка. Таким образом, тоненький сводик из плашмя в один ряд положенного кирпича в течение долгих лет выдерживал тяжесть наложенной на него в несколько рядов кирпичной кладки, пола, массивного пьедестала под памятником и самого памятника. Сводик этот ежеминутно мог провалиться и, повлекши за собою массу кирпича, раздавить все, что находилось в склепе. Только милость Божия чудесно охраняла покой святителя Иоанна. Так как по условиям расположения склепа подробный осмотр его был возможен только по удалении сводика и небольшого рядом со склепом фундамента, то решено было теперь же приступить к разборке фундамента и сводика. Эту работу выполнили Алексей Николаевич Хвастунов, ключарь собора и секретарь консистории. К вечеру все было готово. Доступ в склеп был свободен. В придел вновь прибыл Преосвященный Варнава в сопровождении избранных лиц, отслужена была панихида о упокоении души святителя Иоанна, но осмотр склепа ввиду позднего времени был отложен до утра следующего дня. Склеп был закрыт досками, сукном и пеленою. В четверг 16 октября в придел св. Иоанна Златоуста прибыл Преосвященный Варнава со всеми им приглашенными и вышеперечисленными лицами. Вновь была отслужена панихида. По распоряжению Его Преосвященства были сняты покрывавшие склеп покрывала и доски. К склепу спустился Преосвященный Варнава, архимандрит Августин и некоторые другие лица – поскольку позволяло место. Владыка лично приступил к очищению склепа, а в это время присутствовавшие священники тихо пели псалмы.

Были вынуты постепенно и с большой осторожностью лежавшие в склепе поверх совершенно изгнившие доски, очевидно, бывшей деревянной опалубки сводика. Доски при вынутии их из склепа были сильно сыры и на вес тяжелы. Под этими досками гроба святителя Иоанна, однако, не оказалось. Вскоре выяснилось, что гроб совершенно изгнил, и из развалившихся в склепе и сгнивших гробовых досок нельзя было составить даже подобия гроба. Только поперечные у изголовья и у ног досочки сохранили свою форму и свидетельствовали, что гроб был.

Хотя кругом склепа было сухо, но в самом склепе сырость была в очень большой степени. Все в склепе было влажно – кирпич, доски, земля, стены склепа… Все в склепе носило печать полного разрушения и тления. Местами настолько истлел кирпич, что в руках рассыпался в порошок. Сырость в склепе была какого-то особого свойства: влажность не была исключительно водянистой, но содержала в себе как бы некоторую часть маслянистости, без малейшей где-либо плесени, без всякого запаха затхлости. В склепе от момента его вскрытия все время был совершенно чистый воздух.

Здесь же, в склепе, среди обломков сгнивших досок найдены были две круглые металлические дощечки, соединенные между собою стержнем. На внутренней стороне одной из них оказалась вырезанная надпись о перенесении в 1828 году архиепископом Евгением могилы и честных останков митрополита Иоанна с прежнего места в настоящее. Когда почти все изгнившие и заваливавшие склеп доски были извлечены, то открылись честные останки святителя Иоанна, и – о дивное чудо милости Божией – среди полного разрушения почивал святитель Иоанн в нетленных одеждах, облеченный в куколь, мантию и покрытый пеленой. Почивал святитель прямо на сырой земле, ибо от нижней доски гроба не осталось никакого следа, а склеп не имеет кирпичного или иного какоголибо пола. Все облачение святителя Иоанна было сильно пропитано сыростью, но цело и даже крепко. Сохранился даже цвет и рисунок материй, вышивка, отдельные нити. Случайно при осмотре мантии святителя у левой руки обнаружены четки, совершенно сохранившиеся, но от времени обросшие землистым мохом. По очистке землистого нароста колечки четок оказались черные, блестящие, из камня или стекла – определить трудно, но более всего поразительно то, что сохранилась кисточка четок из тонких нитей. Только одна большая пелена, по всей вероятности покрывавшая гроб, с одного конца истлела, в остальном же вполне цела, сохранился даже рисунок ее материи. При ближайшем осмотре Его Преосвященством, Преосвященнейшим Варнавою облачений святителя Иоанна было обнаружено, что лик святителя закрыт параманом. Это дало основание думать, что пред кончиной святитель принял схиму, и, ввиду этого обстоятельства, Преосвященный Варнава не решился раскрывать облачения святителя и открыть честные останки его, не получив на сие особого разрешения Святейшего Синода. Между тем состояние склепа, в котором почивали честные останки святителя Иоанна, было таково, что оставлять их там не представлялось возможным. Внутренность склепа почернела и загрязнилась, святитель Иоанн лежал прямо на сырой земле среди мусора, трухи изгнивших досок и обломков кирпичей. Посему решено было, не раскрывая одежд, переложить останки святителя в новый приличный гроб, сооруженный усердием Алексея Николаевича Хвастунова. Так как поднять святителя на руках из узкого и глубокого склепа было весьма затруднительно и даже опасно, то предположено было под одежды святителя подложить осторожно бумажный картон, под последний протянуть полотно и затем на полотне поднять из склепа. Его Преосвященство, Преосвященнейший Варнава при участии архимандрита Августина подложил под одежды святителя два листа картона, продернул под них полотно, и затем на полотне и картоне, при пении «Святый Боже», на руках владыки и присутствовавшего духовенства святитель Иоанн без малейшего нарушения положения честных его останков был поднят из склепа и положен в новый гроб на приготовленную новую неношеную архиерейскую мантию, пожертвованную для сего Его Преосвященством, Преосвященнейшим Варнавою.

При поднятии останков святителя Иоанна по церкви распространилось благоухание, которое ясно ощущали все присутствовавшие. Необходимо при этом заметить, что благоухание это не исходило от какого-либо определенного предмета – одежд святителя или других вещей, бывших в соприкосновении с ним, – но наполняло храм неведомо откуда. Пораженные этим чудесным явлением все присутствовавшие благоговейно преклонили колена и приложились к одеждам святителя. Затем Его Преосвященством честные останки святителя Иоанна были прикрыты краями новой мантии по одеждам его и новой белой пеленой. На ощупь чрез одежды ясно ощущались голова и туловище святителя, положение же ног определить трудно. После сего гроб был внесен в алтарь придельного храма, здесь отслужена панихида о упокоении души святителя Иоанна, и по окончании панихиды гроб закрыт крышкой, кругом перевязан крепким шнуром, а концы последнего запечатаны епископскою кафедральною печатью. Перейдя затем к обсуждению дальнейшего образа действий, Его Преосвященство, Преосвященнейший Варнава и все присутствовавшие нашли:

1) что указом Святейшего Синода предписано осмотреть тело святителя Иоанна, между тем осмотр этот по указанной выше причине произведен не был;

2) что до получения от Святейшего Синода руководственных указаний относительно возможности открытия тела митрополита Иоанна предстояло или гроб с его честными останками поставить обратно в склеп, заделать последний и привести храм в обычный вид, или оставить все так как есть, т.е. могилу открытой, гроб наверху и храм для народа закрытым;

3) что ставить гроб в склеп, закрывать его сводом, заделывать пол и прочее, – а затем в случае нужды все это вновь в непродолжительном времени раскрывать, – представляло значительные затруднения и неудобства и

4) что оставлять до получения распоряжения Святейшего Синода могилу открытой, а храм закрытым являлось также крайне неудобным ввиду того, что ежедневно приходят богомольцы, и нередко из дальних мест, помолиться у могилы митрополита Иоанна и все они лишены были бы того утешения, которого искали, а самое прекращение доступа к могиле могло вызвать нежелательные толки. Обсудив все это, Его Преосвященство и все присутствовавшие, лично убежденные в святости митрополита Иоанна, решили принять представлявшийся средний выход из этого положения, а именно: поставить запечатанный гроб в имеющуюся серебряную раку, последнюю закрыть и запереть на замки, ключи хранить у епископа, могилу оставить неприкосновенною, как она осталась после изнесения из нее честных останков митрополита Иоанна, закрыть ее временно железными балочками и досками, настлать пол, поставить на своем месте замкнутую раку, привести храм в обычный вид и открыть его для богомольцев. Так все и было сделано. Гроб запечатанный сразу же был поставлен в раку, последняя заперта двумя замками, ключи вручены Преосвященному Варнаве. Рака с гробом до времени закрытия могилы и приведения храма в порядок была оставлена в алтаре храма.

К 23 октября все было готово. Утром этого числа в шесть часов в присутствии нижеподписавшихся совершена была в придельном Златоустовском храме заупокойная литургия, по окончании которой на руках присутствовавших рака с гробом святителя перенесена из алтаря и поставлена на обычное место, здесь совершена была лития, и в восемь часов утра придельный храм открыт для богомольцев. Какое бы в дальнейшем решение ни благоугодно было принять Святейшему Синоду по настоящему делу – приказать ли осмотреть тело святителя, или, не осматривая, поставить гроб на прежнее место в могилу, или же, не осматривая, оставить честные останки святителя в раке, где им по глубокой вере всех присутствовавших и приличествует всегда быть, – при настоящем положении гроба святителя получена полная возможность выполнить распоряжение Святейшего Синода быстро, незаметно для широкой публики и без стеснения богомольцев. Затем по предложению владыки все присутствовавшие дали слово хранить до времени все, чего свидетелями были, в совершенной тайне. В удостоверение совершенной правдивости и достоверности всего здесь описанного, нами лично ясно виденного и прочувствованного, – скрепляем сие описание своими собственноручными подписями. Тобольский и Сибирский епископ Варнава.

Действительный статский советник Николай Иоаннович Гаврилов. Архимандрит Августин. Ключарь собора, протоиерей Евгений Фениксов. Тобольский городской голова потомственный почетный гражданин Стефан Макарович Трусов. Кафедральный протоиерей Никанор Грифцев. Протоиерей кафедрального собора Григорий Тутолмин. Протоиерей Димитрий Смирнов. Личный почетный гражданин Алексей Николаевич Хвастунов. Староста кафедрального собора тобольский купец Иван Алексеевич Корнеев. Благочинный градо-Тобольских церквей, священник Василий Скосырев. Секретарь Тобольской духовной консистории Яков Афанасьев.


Подготовка материала и набор текста:
священник Петр ОВСЯННИКОВ,
Тобольская духовная семинария

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.