Иван Андреевич Крылов
|
Всечестные отцы, братия и сестры,
уважаемые участники Филофеевских образовательных чтений, сердечно приветствую
всех вас!
Проходящая в этом году конференция посвящена важному вопросу цивилизационного
пути развития России. Тема конференции
предполагает глубокое и вдумчивое осмысление вопросов взаимосвязи Православия и
отечественной культуры. В общеславянской
истории великое и благородное дело святых
Кирилла и Мефодия не имеет себе равного. Судьба славян трудно представима без
вклада святых равноапостольных братьев.
Их подвиг засвидетельствован в пространной житийной литературе, в похвальных
словах, церковных службах и песнопениях,
на старинных иконах и в росписях храмов,
в художественной прозе, в стихах и в многочисленных научных трудах.
Деятельность святых Кирилла и Мефодия
положила начало новой эпохе в культурнонациональной истории славян. В IX веке
славянский мир получил от своих первоучителей литературный язык и просвещение.
Составление славянской азбуки, подготовка
великой плеяды учеников из славян, ставших
не только учителями народа, но и примером
высокой духовной жизни, перевод необходимых богослужебных книг и, прежде всего,
Священного Писания – это события огромного
значения для славянства и мировой культуры.
Из истории мы знаем, что из некогда
разрозненных восточнославянских племен Русь с момента своего крещения в
988 г. становится в подлинном смысле слова
целостным народом. С принятием христианства начинается созидание Святой Руси,
русский народ становится частью христианского мира. Важную роль в этом духовном
рождении Руси сыграла церковнославянская
книжность. В это время на Руси создаются
первые школы при храмах и монастырях,
закладываются основы образования и духовного просвещения. Тогда же началось
апостольское служение Русской Православной Церкви по просвещению светом веры
Христовой многочисленных неславянских народов, исторически и географически веками
живущих вместе.
Император Петр I
|
На этом крепком духовном и нравственном фундаменте возникла великая русская
литература, неотъемлемой частью которой
являются творения великого отечественного
баснописца Ивана Андреевича Крылова. Для
того чтобы врачевать присущие всякому
человеку и обществу пороки и говорить о
необходимости нравственности, Иван Андреевич избирает своим основным творческим
жанром басни. В них иносказательно расставляются нравственные акценты. Иметь
нравственные ориентиры – это значит быть
реально свободным от греха, от порока.
Нравственные нормы представляют собой
свободу, реализованную во имя блага всего
общества, и главной задачей отечественной
культуры является их актуализация средствами образования и творчества.
Ведь что такое подлинное образование?
Это воссоздание в себе образа Божия. Поэтому оно немыслимо без гармоничного
сочетания обучения и воспитания. В минувшем году исполнилось 320 лет со времени
открытия первой духовной школы в Сибири
и 280 лет Тобольской духовной семинарии.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
|
В 1701 году царь Петр I издал указ об открытии в Тобольске первого учебного заведения в Сибири. Указом предписывалось:
«В Тобольске… открыть училище… народ
учить и многочисленных в Сибири иноземцев… приводить в познание истинныя веры…
и потому… искать расширения до самого
государства китайского…» Из этого указа
видно, что перед Церковью ставилась даже
и государственная задача. Во исполнение
царского указа в 1703 году в Тобольске
было открыто духовное училище, на базе
которого в 1743 году была открыта Тобольская духовная семинария. Семинария стала
родоначальницей большинства духовных и
светских учебных заведений в Сибири. Именно ее выпускники впоследствии составили
основу преподавательских кадров открываемых вузов, училищ и гимназий. В конце
XVIII-XIX вв. духовное образование было
одним из самых основательных и носило
комплексный характер, помогающий молодым
людям того времени правильно направить
вектор своего развития на нравственное
преображение своих душ. Революционные
события 1917 года прервали спокойное и
стабильное развитие русской цивилизации
и культуры. Безбожники, с жестокостью и
насилием захватившие власть, стали прельщать неверием и разрушать многовековые
духовные традиции нашего православного
народа. Нашему народу был навязан мираж,
и в погоне за ним некоторые люди явились
разрушителями собственной культурной идентичности, гонителями своих святынь. Тогда
Сибирь стала воистину российской голгофой.
Отрадно сознавать, что сейчас государство
и общество все более сознают, что Русская
Православная Церковь является их духовной
скрепой. Особенно важно это в деле воспитания подрастающего поколения.
Основой патриотического воспитания молодежи является религиозное осознание того,
что естественными началами человеческой
жизни: семьи, нации, государства – являются
те границы личной ответственности, которые
очерчены промыслом Божиим о человеке.
Служение Отечеству осуществляется на той
или иной государственной или общественной
службе. Государству необходимы преданные
своему делу люди. Но что может обеспечить
появление таких служащих в условиях современного потребительского отношения к жизни,
где главенствующим фактором является не
совесть человека, а степень заработка? Безусловно, это человеческая нравственность,
прежде всего, христианская, основанная на
традиции наших благочестивых предков. Христианский патриотизм основывается на бескорыстном исполнении своего дела с целью принести пользу своему Отечеству и народу.
Желаю всем участникам нашей конференции плодотворной научной работы,
творческих и научных успехов в благом деле
постижения наших российских культурных
истоков и духовных традиций на благо нашего Отечества!
|