ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2025 г.         

Перейти в раздел [Документы]

СЕЯТЕЛИ РАЗУМНОГО, ДОБРОГО, ВЕЧНОГО: судьбы выпускников Тобольской духовной семинарии из священнического рода Брызгаловых

Иван Львович Брызгалов с женой Варварой Карловной и детьми Ольгой, Таисией и Сергеем,
г. Верный, 1917 г.

Дореволюционная Тобольская семинария, из стен которой вышли выдающиеся священнослужители, ученые и общественные деятели, служившие порой далеко за пределами Тобольской губернии, по праву может гордиться своей историей. Сегодня речь пойдет о ее выпускниках из священнического рода Брызгаловых.

4 ноября 1931 года в сыром и холодном бараке скончался от воспаления легких бывший городской голова г. Верного (ныне Алматы), действительный статский советник Иван Львович Брызгалов. В начале 1920-х годов вместе с бывшим военным губернатором Семиреченской области Михаилом Ионовым и бывшим юристом Окружного суда Евгением Войцеховским он собирал по подвалам брошенные после Октябрьской революции книги и документы и, чтобы уберечь их от плесени, обрабатывал специальным составом, содержащим серу, повредив при этом легкие. Столь дорогой ценой спасались книжные и архивные сокровища Семиречья.

Между последним приютом Ивана Львовича и местом его появления на свет пролегло немалое расстояние, приводящее нас на территорию исторической Тобольской губернии середины XIX века, когда 8 сентября 1859 года в семье священника село-Усениновской Пророко-Ильинской церкви Туринского округа Льва Николаевича Брызгалова родился сын Иван. На служение в Тобольскую епархию представители священнического рода Брызгаловых прибыли во второй половине XVIII столетия из Пермского наместничества Вятской и Великопермской епархии, прочно осев в селе Коркинском Туринского округа. В местной Троицкой церкви более полувека служил сначала священником, а затем протоиереем дед Ивана Львовича Николай Федорович Брызгалов – выпускник Тобольской духовной семинарии 1814 года, бывший, по отзывам семинарского начальства, весьма понятен.

Память об отце Николае хранилась в народе как о самом благопопечительном пастыре и даже более. Здесь, в Коркинском, 14 февраля 1820 года родился будущий отец Ивана Львовича Лев Николаевич Брызгалов.

Иван Львович Брызгалов.
Нач. 1900-х гг.

В 1840 году Лев Брызгалов окончил Тобольскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда и степенью студента. Уже вскоре после рукоположения утвержден благочинным, духовником и членом Петропавловского, а затем Туринского духовного правления. В 1865 году, по личному усмотрению архиепископа Варлаама, переведен к тобольскому кафедральному собору и возведен в сан протоиерея. Через два года утвержден соборным ключарем, в 1871 году – духовником соборного причта.

В разные годы служил членом Тобольской духовной консистории, депутатом в Тобольском губернском суде по делам духовенства, экзаменатором ставленников и смотрителем певчих архиерейского хора. Важнейшее место в служении протоиерея Брызгалова отводилось преподаванию Закона Божия в Тобольском духовном училище, Мариинской женской школе и приходских училищах.

В 1881 году был назначен настоятелем Тобольского Знаменского монастыря, а в 1883 году переведен к Туринскому Николаевскому монастырю, где скончался в 1892 году в разгар эпидемии холеры.

Его сын Иван Львович впитал от своего родителя самое лучшее, приумножив неустанным трудом вверенные ему от Бога таланты. В 1878 году Иван Брызгалов блестяще окончил Тобольскую духовную семинарию, а в 1883-м – Казанскую духовную академию по кафедре Всеобщей истории со степенью кандидата богословия; тема его кандидатского сочинения посвящена истории остяцких народностей. В 1884 году выпускник-академист был назначен в Иркутскую духовную семинарию преподавателем латинского и греческого языков. В Иркутске он встретил двадцатилетнюю Варвару Грант, дочь подданного Великобритании. Варвара Карловна была наполовину русская, православная. Ее отец, шотландский барон Карл Митчелл Грант, приехав по делам в Восточную Сибирь, влюбился в дочь высокопоставленного чиновника Варвару Петровну Петухову и предложил ей руку и сердце.

Иван Львович и Варвара Карловна обвенчались в градо-Иркутской Успенской церкви и всю жизнь прожили в любви и согласии, вырастив семерых детей.

Протоиерей Лев Николаевич Брызгалов с сыном
Иваном Львовичем и внуком Левушкой.
Туринский Николаевский монастырь, сентябрь 1892 г

В 1889 году И. Л. Брызгалов был утвержден инспектором Иркутской семинарии, прослужив в этой должности семь лет. К 1894 году сопричислен к орденам св. Станислава 3-й и 2-й степеней. 20 июля 1895 года произведен в чин статского советника.

30 ноября 1896 года Высочайшим приказом по гражданскому ведомству утвержден епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Иркутской епархии. За восемнадцать лет служения из скромного преподавателя древних языков он вырос в выдающегося деятеля на ниве народного просвещения. Кроме основной должности епархиального наблюдателя состоял обязательным членом Епархиального училищного совета и членом распорядительных комитетов научных, миссионерских и благотворительных обществ. Научные труды И. Л. Брызгалова связаны с историей Сибири после реформы Сперанского и посвящены народному образованию и жизни северных народностей. Публиковался Иван Львович на страницах журнала «Труды и Дни» под псевдонимом Н. Алов или Н. Соловецкий. К 1897 году был сопричислен к орденам св. Анны 3-й и 2-й степеней, в 1902-м – к ордену равноапостольного князя Владимира 4-й степени. Высочайшим приказом от 13 декабря 1902 года иркутский епархиальный наблюдатель церковных школ Брызгалов был перемещен на таковую же должность в Туркестанскую епархию. Материалы чествования Ивана Львовича в связи с проводами в Ташкент раскрывают масштаб его неустанной деятельности. Вместо 6 церковно-приходских школ, бывших в 1884 году, их число увеличилось до 250, а годовое содержание достигло 100 тысяч рублей. Священник Иннокентий Охлопков писал: «В противоположность многим инспекторам, Иван Львович никогда не стеснял учителей правилами и регламентациями, предоставляя им полную свободу в выборе тех или других учебников, книг, способов и приемов, лишь бы только те были сознательными, жизненными и практичными».

По словам священника Димитрия Гагарина, «к Ивану Львовичу влекли простота в обращении, доступность и готовность в необходимых случаях помочь всем и каждому.

Внучка И. Л. Брызгалова
Ирина Сергеевна Алимова

Двери его для всех оставались открытыми. У него не было приемных дней и часов, и всякий учащий или заведующий смело шел к своему начальнику за советом и разрешением недоумений и, благодаря его уму, такту и дальновидности, уходил убежденным, успокоенным и ободренным».

В Туркестанской епархии Ивана Львовича Брызгалова вскоре перевели в областной центр Семиречья город Верный, назначив председателем Строительного комитета по устройству школьных зданий. В 1907 году он был произведен в чин действительного статского советника, а в 1910-м сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени. За полезную деятельность по организации помощи пострадавшим от страшного Кеминского землетрясения 1911 года удостоен благодарности Его Императорского Величества.

4 ноября 1913 года И. Л. Брызгалов был уволен от должности епархиального наблюдателя церковных школ в связи с избранием на четырехлетие на должность верненского городского головы. Успехи в развитии города были представлены на грандиозной выставке, посвященной 300-летию Дома Романовых.

В период правления Ивана Львовича в Верном открылись консерватория и музыкальная школа, наладилась работа малых механизированных предприятий. После революции 1917 года работа Верненской думы была прекращена, городской голова Брызгалов арестован, а семья лишилась жилья. Правда в связи с организацией школьного дела о нем вспомнили и после освобождения назначили директором учительской семинарии и женской гимназии, а после их закрытия поручили возглавить Отдел народного образования при Облисполкоме. Однако как к представителю старого режима к нему относились с недоверием, что влекло постоянную смену работы.

В разное время И. Л. Брызгалов числился консультантом Губернского комитета содействия Турксибстрою, Стройконторы при Алма-Атинском горкомхозе, Стройбюро при Совнаркоме Казахской ССР. В связи с разработкой генплана развития новой столицы Казахстана им была составлена обширная докладная записка «К вопросу о расширении городской территории города Алма-Аты». Иван Львович Брызгалов стоял у истоков советского архивного дела. В апреле 1919 года он был назначен уполномоченным Центрального управления архивного дела по Семиреченской области, директором библиотеки и Облстата, а в 1921 году возглавил Географическое общество Семиречья. Именно тогда он спасал по подвалам и заброшенным зданиям книги и документы будущих фондов Красного архива Казахстана. Не имея собственного жилья, великий подвижник скончался в холодном бараке в станице Больше-Алмаатинской.

Прошли годы и десятилетия. Имя Ивана Львовича Брызгалова не забыто. Портрет основателя украшает Некрасовскую библиотеку города Алматы. Имя Брызгалова увековечено в названии ледника в киргизском Ала-Тау и в названиях ряда редких растений Семиречья.

Большая роль в сохранении памяти своего замечательного предка принадлежит внучке Ивана Львовича московскому исследователю Ирине Сергеевне Алимовой. Правнучка, петербургская писательница Ирина Рогалева, является известным автором православных книг для юношества. Несомненно, что Иван Львович Брызгалов должен занять достойное место в галерее великих выпускников Тобольской духовной семинарии.

Галина Викторовна КОРОТАЕВА,
научный сотрудник
Тобольской духовной семинарии

Ледник Брызгалова в киргизском Ала-Тау

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.