ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Рассуждение по проекту документа «О подготовке ко Святому Причащению»

Таинство Святаго Причащения для православного христианина имеет наиважнейшее значение. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Через Причащение человек таинственным образом соединяется с Богом, как говорят святые отцы, происходит обожение человека, что является смыслом и целью жизни человека на земле. Поэтому для спасения человека необходимо регулярное Причащение.

Некоторые люди могут возразить на это: «Причастился, и никаких перемен не почувствовал». По вере вашей да будет вам! В какой мере человек подготовил себя к принятию Божией благодати, в той мере он эту благодать получает.

Приход перерождается в общину, когда все участвуют «едиными усты и чистым сердцем» в Богослужении и причащаются от единой Чаши Тела и Крови Христовой. Именно это условие является основой для создания единства Церкви Христовой.

Размышляя о проекте документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению», из своего небольшого опыта (пятнадцать лет) хотел бы отметить следующее. На сегодняшний день опасно принимать решение о Причастии, которое бы предъявило одно требование для всех православных христиан. Почему? Потому что Церковь по своему составу неоднородна. Само духовенство неоднородно, неоднородна и паства – от крещеных, которые ни разу или один раз в жизни причащались, до ревностных прихожан, живущих праведной жизнью.

Поэтому необходимо предъявлять одни требования к прихожанам, живущим литургической жизнью, и совсем другие – для «захожан». Для первых будет полезно причащаться каждый воскресный день, а для вторых – четыре раза в год в дни многодневных постов, по мере их воцерковления постепенно увеличивая количество причащений. Все зависит от духовного состояния человека и от устроения общины. Если говорить конкретно, то в нашем приходе существует такая практика с новокрещеными или «захожанами», которые ни разу не причащались или дерзали приступать к Чаше лет пять, десять назад. Во время вечернего Богослужения на «генеральной» исповеди священник не благословляет причащаться, а советует более достойно подготовиться к встрече с Богом: всю неделю соблюдать пост, читать ежедневно утреннее и вечернее правило, добавляя по одному из трех канонов и правило перед Святым Причащением. Через неделю встречаемся с данным христианином и после второй, «краткой», исповеди человек допускается до Причастия, с рекомендацией в дальнейшем причащаться четыре раза в год в дни многодневных постов, которые необходимо полностью соблюдать. Что касается практики причащения прихожан, которые посещают все воскресные Богослужения и на неделе праздничные службы, то она следующая. До сегодняшнего дня я рекомендовал приступать к Святой Чаше два раза в месяц (в некоторых случаях – чаще), каждый раз после Исповеди на вечернем Богослужении.

Обязательным условием является говение в течение трех дней и прочтение полного молитвенного правила перед Святым Причащением. В настоящее время мне видится, что некоторым из моих прихожан целесообразно приступать ко Причащению каждый воскресный день. Если совесть христианина чиста, то можно с благословения духовника иногда причащаться без Исповеди. В этом случае возлагать на них трехдневный пост считаю излишним. Достаточно соблюдать все четыре многодневных поста и постные дни – среду и пятницу.

Именно такого правила придерживается большая часть священства. Если священник сверх правил не постится, то и не должен требовать этого от своих прихожан. Не должны мы возлагать на людей бремена неудобоносимые, которые сами не несем. Поэтому требование дополнительно поститься перед Причащением для соблюдающих все постные дни в течение года – совершенно необоснованное требование. Лучше обратить внимание прихожан на то, чтобы пост был не просто переменой меню, но переживался духовно. В документе предлагается в период Светлой Седмицы постоянным прихожанам (перед Пасхой соблюдающим весь Великий пост и Страстную седмицу) причащаться ежедневно, без поста, ограничивая себя невкушением пищи после полуночи. «От Святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верныя должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениех и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила мы видим, что мирянам в VII веке предписывалось ежедневно причащаться на литургиях Светлой седмицы. Правила данного собора никем не отменялись, поэтому и в наши дни такая практика должна иметь место. Перед Причащением каждый христианин обязан соблюдать евхаристический пост (полное воздержание от пищи и пития с полуночи до Святого Причащения). Надо отметить, что евхаристический пост в строгости не может быть применим к младенцам до трех лет, к людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного приема лекарств, и к умирающим. В период Великого поста в будние дни Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Вечерней, по Уставу в вечернее время суток, что увеличивает продолжительность евхаристического поста. Поэтому при вечернем причащении за Литургией Преждеосвященных Даров воздержание от пищи с полуночи считается канонической нормой. Для лиц, имеющих физическую немощь, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от 28 ноября 1968 года установил возможность сокращения евхаристического поста при причащении вечером до полных шести часов. В настоящее время установилась традиция в Русской Православной Церкви на праздники Святой Пасхи и Рождества Христова совершать праздничное Богослужение в полночь. По устоявшейся практике, евхаристический пост перед этими праздниками составляет не менее полных шести часов, по всеобщему умолчанию. Но канонических правил на этот счет нет.

Свои особенности имеет практика причащения младенцев и отроков. Как правило, младенцы до трех лет причащаются под одним видом Крови, без особой подготовки. Поэтому младенцев не причащают на Литургии Преждеосвященных Даров. По мере воцерковления родителям можно рекомендовать чтение молитв ко Святому Причащению за своих детей.

«Тобольской Духовной Консисторией в 1880 году было изъяснено: так как младенцы, не могущие принимать более или менее твердую пищу, приобщаются, по обычаю Православной Церкви, только одною животворящею Кровию, то приобщение их частицами запасных Даров опасно; приобщение же их тем вином, смешанным с водою, которое вливается в потир для размягчения запасных Даров, незаконно и послужит, так сказать, к обману родителей, кои будут думать, что дети их приобщались истинной Крови Христа Спасителя» (см. Настольная книга священно-церковнослужителя; Т.2. Изд. М.П. 1993 г. стр. 1129-1130).

По сложившейся традиции, с трехлетнего возраста младенцев начинают приучать к воздержанию от пищи и пития перед причащением Святых Таин. К семи годам ребенок постепенно привыкает причащаться натощак. Также необходимо родителям в это время учить ребенка соблюдать посильный однодневный пост и совместно прочитывать сокращенное Последование ко Святому Причащению. В г. Ялуторовске восьмой год действует православная гимназия, в которой обучаются дети с первого по четвертый класс. За годы существования гимназии сложилась определенная практика причащения гимназистов. Накануне причащения духовник проводит Исповедь в здании гимназии. Во время Исповеди читается Последование ко Святому Причащению. Подготовка к Причастию предваряется однодневным постом.

На Божественной литургии учащиеся молятся раздельно: мальчики с правой, а девочки с левой стороны храма, под присмотром педагогов гимназии. К Чаше учащиеся приступают раздельно, сначала мальчики, потом девочки. По окончании Литургии гимназисты прослушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении. Причащение гимназистов совершается на все двунадесятые и великие праздники, а также индивидуально по их желанию в любой воскресный день. Рассмотрев «Проект документа о подготовке ко Святому Причащению», могу сказать, что поднятый в нем вопрос актуален в наше время. В настоящее время священники, как с богатым духовным опытом, так и выпускники семинарии, большей частью самостоятельно берут на себя ответственность за решение некоторых спорных вопросов, касающихся духовной жизни прихожан. Принятие и утверждение документа «О подготовке ко Святому Причащению» поможет молодым священнос-лужителям в их пастырском служении.

Протоиерей Михаил БЕЗУКЛАДНИКОВ,
настоятель Сретенского собора,
директор православной гимназии,
г. Ялуторовск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.