ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Бабушки говорят...

Давно это было… Пришла в храм одна девушка, назовем ее Даша. Душа у нее проснулась. Пришла, а что дальше делать – не знает. Люди свечи ставят, ну и она решила. Купила в лавке свечи, подошла к подсвечнику, что под иконой стоял, чтобы зажечь да поставить, как все. Но вдруг резкое замечание ее просто испугало:

– Нельзя ставить свечу левой рукой! – это была бабушка, ухаживающая за подсвечником. Бабушка не знала на самом деле, так ли это. Но слышала от другой бабушки, что ставить свечу или передавать через людей левой рукой нельзя. И Даша не знала, как правильно. На всякий случай взяла правой рукой, хотя бы для того, чтобы у бабушки не вызывать «праведный» гнев.

Со временем Даша познакомилась с прихожанами. Узнала больше... Оказывается, что если зажженная свеча трещит – будет «все плохо». Ни та прихожанка, ни Даша не знали, что свечи трещат, если во время их изготовления на нити осталась влага, попросту – вода. Она-то и трещит.

А однажды Даше нужно было перейти с левой стороны храма на правую, от иконы к иконе, точнее говоря, между центральным аналоем и амвоном. Тут на нее вообще зашикали и замахали руками:

– Нельзя! Нельзя! – А почему, эти тетеньки и сами не знали. Вот, к примеру, в Греческой Православной Церкви нет центрального аналоя, а у нас в Типиконе (Церковном Уставе) есть указание выносить аналой во время полиелея, т.е. раньше он вообще постоянно не стоял. И, оказывается, нежелательно там ходить только лишь для того, чтобы не запачкать ковровую дорожку, которая там лежит, если ее не убрали. Да еще священнику не мешать во время молитвы, «не мельтешить». И больше причин не проходить через это место просто нет. Но Даша тогда этого не знала.

И уж совсем смутила одна пожилая прихожанка:

– Ты когда «Отче наш…» читаешь, смотри, на «лукавого» не кланяйся, а то ты лукавому в этот момент кланяешься. – И не взяла в разумение та женщина, что в этой молитве мы обращаемся к Отцу Небесному, а лукавый тут вовсе не при чем. Крепко Даша задумалась, так ли это?

Прошло много лет. Почти двадцать. И что же? Все так же находятся прихожане, дающие советы другим, делающие замечания, сами не зная, верны ли их утверждения. Но, надо отметить, что бесы не останавливались в эти годы в своем «творческом» развитии, придумывали новые суеверия. Одна моя знакомая рассказала, как во время чтения шестопсалмия ей очень сильно захотелось помолиться, стоя на коленях. Тут же подбежали к ней неравнодушные бабушки:

– Что ты! В это время бес идет в землю и тебя с собой утащит! Страшно! – И давай ее поднимать на ноги. Феноменально! В Православии об этом даже богословы не знают, а наши бабушки знают. Или не знают? Не знают, как правильно?

Еще можно услышать: целовать ребенка после Причастия нельзя – благодать заберешь. Вот те на! Бог дал, а человек может забрать?! Это же касается и утверждения, что нельзя проходить между подсвечником и иконой, а то благодать заберешь. Или: после каждения храма надо успеть приложиться к иконе, чтобы благодать не ушла. Нельзя всем пить из одной кружки святую воду – благодать уходит. Дорогие! Что Бог дал, то никто не в силах забрать! И вот до чего же бесы любят людям головы заморочить да внушить страхи. Повелось и такое суеверие: зажигать от чужой свечи свою нельзя, чужую беду себе заберешь, только от лампады можно. А если свеча потухла и упала – быть беде! Благо, само слово «суеверие» означает: суе – «напрасно», т.е. – «напрасная вера». И добавить нечего. Некоторые утверждения явно от того, что прихожане просто не знают и говорят, что подсвечники с левой стороны храма для поминания о упокоении, а с правой стороны – о здравии. Нельзя молиться в один и тот же день о упокоении усопших и о здравии живых. Четное число цветов нести только за упокой. Очень плохо становиться на лист железа, что под подсвечником. Почему плохо – не объясняется. Хотя эти листы предназначены для одной единственной цели – чтобы удобнее было собирать капли воска от свечей. И не более. Во время каждения храма можно увидеть, как прихожане стремятся повернуться непременно лицом к кадящему священнику или диакону. На самом деле, достаточно просто освободить проход для кадящего. В больших храмах это помогают сделать служащие, чтобы каждение не задерживалось. Доводилось слышать, что просфора, упавшая на пол, уже не «чистая», ее есть нельзя.

В Православии такого нет. Упала просфора – сдунули с нее пыль и вкушайте с верою. От падения на пол просфора не «рассвятится»! Одна женщина поведала, что уходить из храма нужно непременно задом, чтобы не обидеть Бога, т.е. не поворачиваться спиной к алтарю. Действительно, благочестивые прихожане стараются не стоять в храме спиной к алтарю из глубокого уважения к самому алтарю – престолу Господню. Но выходить несколько неестественно никто не требует.

Достаточно понаблюдать за тем, как выходят из храма батюшки, чтобы никогда больше не забивать себе голову этим вопросом. А Бога надо бояться обидеть только нашими грехами. Это к слову о страхе Божием.

Многим не понятно, особенно новоначальным, что такое страх Божий. Иметь страх Божий – это бояться обидеть Бога своими грехами. Такое понимание должно быть. И то не будем забывать, что даже святые на нас не обижаются – тем более, Сам Господь. Тут нужно помнить, что каждый раз согрешая, мы сораспинаем Господа на Кресте. Отсюда должно исходить понимание «не обидеть». Ни на чем не основано стремление обязательно успеть выпить теплоту, оставшуюся от причастников. Только шум и давка создаются около столика, а ведь служба еще не окончена. Среди наших православных деток ходит поверие: если во время молитвы зевнул – значит, твоя молитва дошла до Бога. А на соборовании надо смотреть, сколько капель воска на бумажку упало – столько грехов простилось. И чего только бесы не подскажут…

Ну, и, конечно, без их внимания не могло остаться самое дорогое и бесценное для православных христиан – это святое Причастие. Всезнающие бабушки утверждают, что если ребенок плачет до или после причащения, то он непременно бесноватый, а его родители – великие грешники! Другие причины во внимание не берутся. Ведь ребенок может быть голодным, уставшим, хотеть пить, стало жарко и т.п. Хотя чаще всего в таких случаях родителям стоит задуматься о собственном покаянии и причащении. Кто-то может категорически заявить, что после причащения нельзя есть мясо, скоромную пищу и разговаривать вообще весь день. Такое усердие совершенно излишне. Однако есть практика хранить себя в молчании и не вкушать мясо в день Причастия. Но это не требование к нам, мирянам. Если есть такое желание, необходимо посоветоваться с духовником.

У некоторых укоренилось мнение, что после причащения нужно не мыться три дня, а после соборования – восемь дней. Не знают и те, кто говорит, что в день Причастия нельзя плеваться и ходить в туалет. А не знают они того, что Причастие – это Таинство, и происходит оно в сам момент причащения. После, в течение дня, все подобные наши действия никак не влияют непосредственно на Таинство. Просто многие этого не знают. А вот постараться не разговаривать между причащением и запиванием Причастия теплотой (запивочкой) очень даже стоит, с той целью, чтобы во время разговора не вылетела капля или капли, часть некая только что принятой Крови Христовой.

А руки мы перед Чашей складываем крестообразно только для того, чтобы случайно не зацепить Чашу с Телом и Кровью Христовой. В заключение необходимо сделать вывод. Выше перечисленных околоцерковных суеверий и им подобных в Священном Предании и в Священном Писании, а значит, и в Православии – нет. Это нам необходимо знать. И еще, в книге «Уроки трезвости. Православный щит» священник Алексей Мороз предостерегает: «Когда человек первый раз идет на Исповедь, даже в храме его ждут искушения. 1). Может казаться, что на вас все смотрят по-особенному. 2). Вас все может начать раздражать: не так отнеслись, не так сказали, не так поклонились. 3). Вас действительно могут начать «доставать» женщины пожилого возраста: делать замечания, толкать, бурчать. Будьте мужественны! Помните, кто стоит за всем этим, не поддавайтесь и ни за что не уходите из храма».

Думаю, немногие узнают себя в описываемых «неравнодушных» разговорчивых бабушках, и это радует. Настоятель нашего прихода подчеркивал необходимость приветливого отношения служащих храма к вновь приходящим и призывал не делать замечаний, не одергивать, даже если пришли не в той одежде, или женщины без платков. Тут каждому нужно помнить, что можно стать участником искушения другого человека и отбить у него желание посетить еще раз Дом Божий. И самому себе задавать вопрос: на чью мельницу я лью воду? И хорошо бы стремиться узнавать, что такое на самом деле Православие.

Елена ЗАРОВА, г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.