ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10-11 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Осел и Соловей»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Осел и Соловей» была впервые опубликована в 1811 году. Поводом к написанию басни послужило следующее событие. Один вельможа (по мнению исследователей, или граф А.К. Разумовский, или князь А.П. Голицын), желая завести с Крыловым знакомство, пригласил его к себе в гости и попросил почитать басни. Иван Андреевич прочитал несколько басен, среди которых была басня, заимствованная у Лафонтена. Вельможе понравились басни. Однако он задал вопрос: «Почему вы не переводите (Лафонтена) так, как И.И. Дмитриев?» «Не умею», – скромно ответил Иван Андреевич. Вскоре после этого события появилась басня «Осел и Соловей».

Почитаем басню.

Осел и Соловей


Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг
по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец.
Осел, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и –
полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.

У человека гордого и надменного часто и легко появляется суждение обо всем и обо всех. Порой не углубляясь, а порой и не разбираясь в сущности предмета, такой человек легкомысленно выражает свои поверхностные суждения, которые могут переходить в уничижение и осуждение способностей и талантов другого. Через самомнение, утратив рассудительность и воздержание, человек легко впадает в осуждение.

Тем самым он нарушает прямую заповедь: «Не судите, да не судимы будете». Также немаловажно для благоразумного человека быть предусмотрительным, давая оценку талантам и трудам другого человека. При этом важен принцип: «Не суди о том, чего сам не знаешь, и не давай оценку тому, чего сам не умеешь».

Давайте будем предусмотрительны и сдержанны в оценках талантов и способностей другого. Давайте будем ценить даже то малое, на что способен человек. Это правило имеет особую значимость для сохранения внутреннего мира, когда речь идет о близких людях.

+М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.