ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XI Общецерковного съезда по социальному служению

12 ноября в Москве открылся XI Общецерковный съезд по социальному служению. К собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников и гостей XI Общецерковного съезда по социальному служению. Конечно, всегда с особым чувством принимаю участие в таких мероприятиях. Поневоле мысленно обращаешься к самому началу, когда социальной работы в Церкви практически не было, да и понятия такого не существовало, и никаких сигналов не поступало относительно того, почему Церковь не занимается делом, которое мы теперь называем социальным служением. В каком-то смысле мне помог опыт работы, в том числе за рубежом. Я был тогда председателем Отдела внешних церковных связей и, задавая себе эти вопросы, ответил на них так. У меня нет ни возможности, ни канонической власти инициировать все это в масштабах Церкви, но ведь что-то можно сделать в масштабах Отдела внешних церковных связей. Тогда были созданы секторы по социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и еще два-три; позднее все они, когда у меня появилась возможность влиять в более широком масштабе на подобного рода дела, были преобразованы в Синодальные учреждения.

Конечно, дело заключалось не в том, чтобы создать бюрократическую структуру. Но без руководства, без штаба, без персонала, без системы обучения невозможно серьезно продвигать ни одну программу, тем более такую сложную, как социальное служение Церкви. Не было ни навыков, ни, как теперь говорят, ноу-хау – ничего не было. Конечно, имелся некий зарубежный опыт, но с ним, ввиду определенной изоляции нашей страны, мало кто был знаком. Мне повезло: по роду моей работы я бывал за границей, мог чтото увидеть, понять, даже пофантазировать на тему того, как все это могло быть у нас. Так из этих идей и возникла возможность и даже необходимость организовать что-то. В Отделе внешних церковных связей был создан сектор по социальной работе, а когда появилась возможность выделить этот сектор в самостоятельную управленческую единицу, в Синодальное учреждение, я сразу же это сделал. Точно так же произошло и с ведомством, которое опекает Вооруженные силы, и с другими подразделениями, которые стали Синодальными учреждениями со своим персоналом, централизованным финансированием, повесткой дня.

Начал с воспоминаний, потому что не все, конечно, знают эту историю, а знать ее надо. Именно социальная тема явилась тем стимулом, который привел в действие инициативу многих мирян. И не только в сфере социального служения, но и в других направлениях нашей церковной деятельности, которые сегодня успешно осуществляются. Конечно, очень отрадно, что сегодня здесь собрались те, для кого служение милосердия стало делом их жизни. Священники, церковные работники, врачи, медсестры, добровольцы, сотрудники больниц – все вы стремитесь являть в своем служении заповеданную Господом любовь к ближним.

Может быть, «любовь» – это слишком сильное слово? Вообще трудно определить, когда и почему любовь возникает, но очень легко описать, что такое любовь. Не буду повторять то, как это делается в художественной литературе, а скажу о самом главном. Любовь там, где есть жертва. Любовь там, где один человек отдает себя другому – и точка. Красивые слова, поэмы, стихи – все это украшения, а суть любви – это жертвенность. Мать любит ребенка и готова собой пожертвовать, жизнь свою отдать. Точно так же в хорошей семье, когда родители именно так относятся к своим детям, а дети, вырастая, именно так относятся к своим родителям. Конечно, такая любовь – это нелегкий труд, который требует самоотречения. Осуществляя такое отношение к другому, ты отказываешься от комфорта, от свободного времени, от досуга. Поэтому далеко не каждый готов так пожертвовать тем, что для него приятно, необходимо, и отдать свое время, силы, внимание другому человеку.

Ставить свои желания и потребности не на первое место, а порой и вовсе забывать о них – вот жизненный выбор тех, кто посвящают большую часть своей жизни служению ближним. Здесь присутствуют такие люди, и поэтому низкий вам поклон, мое глубочайшее уважение и любовь. Искренне благодарю вас за эти труды.

В то же время от всех, кто здесь присутствует, от всех, кто является нашими сотрудниками на этом нелегком поприще в масштабах всей Церкви, требуется профессионализм. Очень хорошо, когда у человека есть профессиональные навыки и умения, а также физическая выносливость. Речь идет и об отношении человека, оказывающего помощь, к тому, кто эту помощь принимает. Ведь не всегда люди говорят «спасибо», а иногда забота о больных вызывает негативную реакцию. Поэтому нельзя заниматься социальной работой, о которой мы сейчас говорим, не имея доброго сердца.

У меня в конспекте написано «не имея большой любви», но я не стал его произносить – уж очень сильное слово. Просто не имея доброго сердца – с этого все начинается. А любовь – это не что иное, как чувство, которое сопровождает нас, когда мы отдаем себя другим. Поэтому не может быть любви без жертвенности – здесь знак равенства. Современное искусство, кинематограф нас этому не учат, за редким исключением; и под любовью подразумевается что-то другое. Но такая любовь очень быстро перестает быть любовью, и не в этом ли причина большого количества разводов, вследствие неспособности жить друг с другом? Не в цветочный период, когда голову сносит и человек не видит в другом человеке ничего, кроме самого лучшего, самого красивого и приятного, а когда начинается жизнь? Когда люди живут бок о бок и когда требуется настоящая любовь, выражаемая в жертвенности. <...>

Общецерковный съезд, который сегодня начинает работу, – это, конечно, хорошая возможность обсудить важнейшие направления социальной деятельности, то, о чем я уже сказал, и то, о чем вы будете говорить по вашей собственной инициативе. Это радость встречи для всех нас с близкими по духу и по роду занятия людьми, встречи с единомышленниками. Но прежде всего это свидетельство нашего единства во Христе, ведь все мы, причастившись сегодня Тела и Крови Господних, соединились с нашим Господом и Спасителем, Источником любви и милосердия. Поэтому нам не остается ничего другого, кроме как вместе трудиться, чтобы исполнять заповедь Господа о любви к ближнему, творить дела милосердия и надеяться получить по кончине своей прощение грехов наших от любящего Отца. Еще раз сердечно вас приветствую и призываю благословение Божие на ваши труды.

Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.