ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Церковь в селе Клепиковском

От редакции: в ноябрьском выпуске «Сибирской православной газеты» мы публиковали статью Н. Генераловой «15 лет храму в деревне Орловке». Предлагаем вниманию читателя статью того же автора о не сохранившейся до наших дней церкви апостолов Петра и Павла в соседнем с деревней Орловкой селе Клепикове.

Так сложилось, что в д. Орловке с момента ее основания переселенцами Орловской и Рязанской губернии, примерно в 1893 году, и по 2004 год своей церкви не было. Встает вопрос: а как же тогда жили люди, где они крестили своих детей, где венчались и, наконец, где их отпевали? Ведь люди, поселившиеся на новом месте, были православными, и до революции не было ЗАГСов, а рождение, брак и смерть записывались только в церквях. Из рассказов старожилов деревни Орловки, основанных на воспоминаниях их родителей, становится ясно, что церковь была в соседнем селе Клепиковском (современное название села – Клепиково).

По сведениям священника Климента Скальского, в селе Клепиковском усердием прихожан построена церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Петропавловская), освящение состоялось 18 июня (по старому стилю) 1871 года. Иван Голошубин, автор «Справочной книги Омской епархии», изданной в Омске в 1914 году, пишет, что здание церкви деревянное, на каменном фундаменте, «с таковою же в одной связи колокольнею», церковь «обнесена деревянною оградою, окрашена масляной краскою, прочна и утварью достаточна».

К церкви были приписаны три близлежащих населенных пункта: деревни Орловка, Симонова и Синицина.

В храме имелись три местночтимые иконы:

1. Копия с Абалакской иконы Божией Матери, заведена прихожанами в 1892 году. Эту икону прихожане ежегодно в конце июня обносили крестным ходом по всему приходу и служили перед ней молебны. В 1902 году икону поместили в «сребро-позлащенную» ризу с «бронзо-позлащенным» киотом.

2. Икона святого великомученика Георгия на кипарисе, писана на Афоне в 1899 году и заведена на средства жителей деревень Симоновой и Синициной «по случаю прекращения свирепствования у них падежа лошадей».

3. Икона Божией Матери «Курская», заведена жителями деревни Орловки по случаю прекращения болезни лошадей, освящена в Курске. По состоянию на 1914 год население прихода составляло 1129 душ мужского пола и 1083 женского пола, из них в селе Клепиковском 977 душ обоего пола, в деревне Орловке – 305, в Симоновой – 363, Синициной – 567. Согласно «Справочной книге Омской епархии» число крещений в год составляло 163, браков 34, погребений 109. В селе было открыто приходское общество трезвости, в котором насчитывалось 136 человек.

Церковной школы не было, а в самом селе существовало министерское училище, в котором священник преподавал Закон Божий. В 1900 году в деревне Синициной открылась церковная школа грамоты в собственном здании. Школу посещали 33 мальчика и 5 девочек.

Для проживания священника и псаломщика в селе Клепиковском имелись два деревянных дома. Дом священника состоял из 4 комнат, был покрыт железом, а у псаломщика в доме 2 комнаты, дом покрыт дерном. У дома священника имелись надворные постройки. Кроме жилых домов причта имелась изба для просфорной, из березового леса, покрыта дерном.

Петропавловская церковь имела 102 десятины своей земли, в том числе 3 десятины усадебной, 60 десятин пахотной, 10 десятин «неудобной», 9 десятин сенокосной, 20 десятин под березовым лесом.

23 января 1918 года издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Спустя некоторое время Народным комиссариатом юстиции разрабатывается инструкция о проведении декрета в жизнь, в которой, среди прочего, предписывалось всем уездным отделам управления произвести регистрацию всех религиозных общин: православных, старообрядческих, католических, протестанских, мусульмансских, иудейских и других. После регистрации всех общин в городах Советы коммунального хозяйства, а в волостях волисполкомы приступили к приемке богослужебного имущества, описанию и последующей передаче его в бесплатное пользование религиозным обществам.

В первой половине апреля 1922 года на заседании президиума Ишимского уездного исполнительного комитета (протокол № 18), в присутствии ишимского духовенства, докладчик Калиш – представитель губернской комиссии по изъятию церковных ценностей – доложил о положении Республики с ее материальными ресурсами, о положении Поволжья и причине, вызвавшей меру изъятия церковных ценностей для оказания помощи голодающим. Заслушав доклад, присутствующие на заседании священнослужители и представители православного и католического населения Ишима постановили призвать всех верующих и священнослужителей Ишимского уезда к оказанию полного содействия в работе по изъятию ценностей из церквей, а также путем бесед разъяснять верующим значение такого изъятия в пользу голодающих. На этом же заседании была создана экспертная комиссия по изъятию церковных ценностей. В комиссию вошли представители от духовенства: протоиерей Николай Гвоздицкий, настоятель ишимского Богоявленского собора священник Феодор Адельфин, староста Никольской церкви Емельян Пехотинский, представитель от католического населения (по изъятию ценностей из польского костела) Богус.

Согласно инструкции по взятию на учет и изъятию церковных ценностей, разработанной на основании постановления ВЦИК от 23.02.1922 года, изъятию подлежали исключительно церковные вещи, в составе которых имелись золото, серебро, платина, драгоценные камни. Не подлежали изъятию ковры, картины, ткани и прочее. В ст. 8 данной инструкции говорилось: «…ни один золотник благородного металла, ни один драгоценный камень не может быть оставлен, за исключением серебра в ризах особо чтимых икон или предметов действительной необходимости для богослужения. В этих случаях оставлять условно до замены равноценным количеством серебра или золота по известному эквиваленту или до замены предметами других церквей малоценным материалом. Золото и бриллианты должны быть изъяты полностью без всяких исключений немедленно». Все изъятые церковные ценности передавались в финансовый отдел Ишимского уездного исполнительного комитета (Уфинотдел).

Из сведений Ишимского отдела управления уездом о количестве изъятых ценностей из церквей Ишимского уезда, представленных в Тюменский губернский отдел управления 10 августа 1922 года, следует, что ценности изымались из 108 церквей, в том числе из Петроправловской церкви села Клепиковского. Из этой церкви были изъяты: крышка с Евангелия – 1, наперсный крест – 3, потир – 1, риза с иконы – 1, кадило – 1, лампад – 6, дарохранительница – 1, дароносица – 1. Всего изъято 15 вещей, общим весом серебра – 27 фунтов, 76 золотников (примеч. авт.: фунт и золотник – это единицы измерения массы русской системы мер, 1 фунт = 96 золотников, 1 фунт = 409,5 граммов, 1 золотник = 4,265 граммов). После изъятия в клепиковской церкви «условно впредь до замены» были оставлены: пасхальный подсвечник, потир с прибором, дарохранительница и два креста.

10 декабря 1922 года верующие клепиковской религиозной общины заключили договор о приеме по описи в бесплатное временное пользование богослужебного имущества, которое впоследствии было застраховано. Только 10 июня 1923 года община была зарегистрирована и утвержден ее устав. По состоянию на 1924 год число верующих, входящих в общину, составляло 440 мужчин и 47 женщин. Община примыкала к новообновленческому течению. В причт входили священник Шалабанов Александр Венедиктович и псаломщик Промыслов Иван.

На архивном хранении в отделе по обеспечению хранения, комплектования, учета и использования архивных документов (до октября 2017 года – Государственный архив в г. Ишиме), в фонде «Ишимский районный Совет депутатов трудящихся и его исполком», находится дело за 1934-1941 гг. «Материалы по ликвидации церквей Ишимского района (постановления, протоколы, подписные листы)».

Из данного дела следует, что на общем собрании граждан села Клепикова Клепиковского сельсовета, состоявшемся 30 марта 1938 года, в присутствии 135 человек постановили: «…в связи с ростом культуры и благосостояния трудящихся масс в СССР, от церкви отказаться, закрыть и передать под общественный клуб. Просить пленум Клепиковского сельского совета и райисполкома утвердить данное ходатайство».

Подобное постановление принято 1 июля 1938 года на общем собрании граждан поселка Новая Крестьянка Клепиковского сельского совета. Населенные пункты: Синицына, Симонова и Орловка – в данный период относились к Синицинскому сельскому совету. Возможно, поэтому мнение жителей данных деревень при закрытии клепиковской церкви не учитывалось.

12 июля 1938 года пленум Клепиковского сельского совета постановил удовлетворить ходатайства граждан села Клепикова и поселка Новая Крестьянка о закрытии церкви и передаче ее под общественный клуб и просить Ишимский райисполком утвердить данное решение. Постановления Ишимского районного исполнительного комитета по вопросу закрытия клепиковской церкви в деле отсутствуют.

Уже 20 сентября 1938 года выходит постановление № 717 президиума Омского областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «Об использовании молитвенного здания в д. Клепиковой Ишимского района». Приведем его дословно: «Ввиду того, что молитвенное здание в д. Клепиковой по прямому назначению не используется с 1936 года, община верующих отказалась от дальнейшего содержания молитвенного здания – утвердить постановление президиума Ишимского райисполкома от 3 августа 1938 года за № 38 – молитвенное здание в д. Клепиковой закрыть и передать в распоряжение Клепиковского сельсовета, для использования на культурные цели».

Согласно сведениям Ишимского районного отдела культуры о клубных учреждениях Ишимского района по состоянию на 01.02.1967 г., клепиковский сельский клуб располагался в здании бывшей церкви, находящемся в аварийном состоянии. По воспоминаниям старожилов и косвенным данным из архивных документов, примерно в 1969-1970 гг. здание церкви было снесено. На его месте выстроено здание ныне действующего клепиковского сельского Дома культуры.

На основе анализа архивных документов: метрических книг клепиковской церкви за 1872-1918 гг., списков лиц, лишенных избирательных прав по Ишимскому уездному (окружному) исполнительному комитету, за 1922-1929 гг., а также «Книги расстрелянных» (сост. Р.С. Гольберг. Тюмень, 1999 г., т. 1), интернет-ресурсов drevo-info.ru, pravoslavnoeduhovenstvo.ru – удалось установить годы служения и имена священнослужителей Петропавловской церкви села Клепикова: Священники:

1. Дерябин Матвей Васильевич: 1872- 1874 гг.;

2. Катаев Серапион: 1874-1884 гг.;

3. Рождественский Алексей: 1884-1890 гг.;

4. Шалабанов Александр Венедиктович: 1890 – 20.06.1924 г. (умер в с. Клепиковском);

5. Миропольский Георгий Яковлевич: [1924]-[1926];

6. Максимов Никифор Петрович: [1928];

7. Шерстняков Петр Тимофеевич: [1937] 24.06.1937 г. арестован в с. Клепикове, 23.08.1937 расстрелян в г. Омске.

Диаконы:

1. Поспелов Григорий: [1914];

2. Куликов Василий: [1916];

3. Мостовских Михаил: январь 1917 – не ранее 1918 г.

Псаломщики:

1. Хлынов Иван: 1872-[1881] гг.;

2. Лепехин Георгий: 1881 – ноябрь 1893 гг. (умер);

3. Лепехин Павел Георгиевич: 25.11.1893 г. – не ранее 1900 г.;

4. Чупров Иван: не позднее 1902 г. – январь 1906 г.;

5. Коряков Петр Евгеньевич: июль-август 1906 г.;

6. Шеремет Василий Прокопьевич: с 29 октября 1906 г. – 1917 г. 28.07.1937 г. арестован в с. Бекове Сладковского района, 02.09.1937 г. расстрелян в Ишиме.

7. Промыслов Иван: [1921]-[1925];

8. Брамчалов Иван (предположительно, псаломщик): [1926].

Наталья ГЕНЕРАЛОВА,
август 2019 года

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.