Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • К истории Благовещенского собора города Тюмени (1700-1932 гг.). Артур Васильевич Чернышев

  • К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря

  • Иерей Вадим Баранов. Храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Салехарде -110 лет

  • Оскудевает храм Божий - оскудевает и село

  • Здравствуй, матушка Успение!

  • Под Покровом Божьей Матери

  • Мир граду твоему даруй...

  • Паломничество в поселок Харп в храм Рождества Богородицы

  • Храм Успения Божией Матери

  • Милосердия двери отверзи

  • Откровения от Владимира

  • Колокольный звон над красным яром

  • Александровская часовня

  • Храм Михаила Архангела в Тюмени

  • Молебен в Ильинском монастыре

  • История Ильинской церкви

  • Историческое обозрение о Всехсвятской (Кладбищенской) церкви города Тюмени

  • Собор Знамения Пресвятой Богородицы в Тюмени (часть 2)

  • Собор Знамения Пресвятой Богородицы в Тюмени

  • День святого апостола Андрея

  • Колокольный звон плывет над Успенкой

  • Церковь михаила Архангела

  • Еще о Вознесенско-георгиевском храме в г.Тюмени

  • Между прошлым и будущим

  • История Свято-троицкого монастыря

  • История одного храма

  • История Крестовоздвиженского храма

  • Иоанно-Введенский монастырь

  • Собор Знамения Пресвятой Богородицы в Тюмени (часть 2)

         (Окончание, начало в пред. номере) Летом 1921 года в Поволжье, Приуралье, на Кавказе, в Крыму, на юге Украины разразилась жестокая засуха. В 34 губерниях России царил голод, к маю 1922 года голодало уже около 20 млн. человек, около миллиона скончалось, 2 млн. детей остались сиротами. Появлялись случаи людоедства. Пройдет несколько месяцев. и советская власть сумеет использовать народное бедствие для борьбы с Церковью, изъяв до 33 пудов золота, 24000 пудов серебра и несколько тысяч драгоценных камней.22 Постановлением ВЦИК “Об изъятии церковных ценностей” по существу был объявлен “демонический поход” против Церкви (23.02.1922 г.). 28 апреля того же года в присутствии 4-х представителей губернской комиссии началось изъятие из Знаменского собора церковных ценностей. Одной только серебряной утвари - 6 пудов 5 фунтов и драгоценных камней ценностью в 52 золотника и 42 доли. Особо интересовала комиссию риза с иконы Знамение Божией Матери, изготовленной из серебра 84 пробы и украшенной 111 драгоценными камнями средних и крупных размеров со звездой из белых самоцветов, весом около дюйма. В момент изъятия верующие обратились в комиссию с предложением о замене её на равноценное количество серебра и других ценностей. Не гнушаясь ничем, местные партийно - советские лидеры спустя месяц (7 июня 1922 года) произвели дополнительное изъятие самой ризы.

         Следующим шагом давления на Церковь стали мероприятия фискального и почти сыскного полицейского характера. Так, инструкция ВЦИК от 03.08.1922 года “О регистрации религиозных обществ” предписывала обязательную регистрацию религиозных обществ всех культов в отделе управления губ – или уисполкомов. Причем, если устав общества не соответствовал интересам власть имущих, то они имели право отказывать в регистрации религиозным обществам в установленном порядке, и те объявлялись закрытыми. Знаменский собор, как и другие культовые учреждения, был зарегистрирован в органах административного надзора в апреле 1923 года.

         Одним из вождей революции Л.Д. Троцким было предложено: “Спровоцировать церковный раскол, устранить патриарха Тихона и содействовать приходу в высшее духовное управление обновленческих деятелей, тогда можно будет не принимать Православную Церковь в расчет как фактор политической жизни России”. Но ставка на “обновленцев” была лишь временной мерой, т.к. уже на заседании Политбюро 30 марта 1922 года Троцкий сказал: “Уже сегодня нам надо подготовить теоретическую, пропагандистскую кампанию против обновленной Церкви. Надо превратить её в выкидыш, а с черносотенными попами – расправиться”.23 Действительно, идея Троцкого была принята на “ура!” и по всей России происходит передача церквей обновленческому движению.

         В июне 1927 года в Тюменский окружной комитет партии поступает жалоба от церковного совета Спасской церкви “тихоновского” направления. В ней указывалось: “Церковь, где мы ютимся, не может вместить всех прихожан, а их насчитывается около 1500 человек. Однако, Знаменская и Михайло – Архангельская церкви отданы обновленцам во главе с прот. В. Марсовым численностью не более 160 человек. Мы обращаемся к Вам с просьбой о передаче нам Знаменского собора”. Это ходатайство было отклонено, подтвердив прежние постановления (от 7.08.1925 и 20.08.1926 годов).24 В ответ на него президиум Тюменского горисполкома создает комиссию для обследования городских церквей.

         1929-1931 годы - период принудительной коллективизации и массового раскулачивания, а проще - ограбления состоятельных крестьян и проведение репрессий против них, вошедших в историю как время “великого перелома”. Эти годы по свирепости гонений на православную Церковь сравнимы разве что с кровавыми событиями 1922-го, а по масштабам далеко превзошли их. По всей России шла война с колокольным звоном. Колокола сбрасывали под тем предлогом, что они мешают слушать радио и оскорбляют религиозные чувства нехристиан. Арестам, ссылкам, тюремному заключению подвергались тысячи священнослужителей. Еще с 1922-го года во всех учебных заведениях, подростковых клубах и предприятиях г. Тюмени проводятся собрания, предлагавшие закрыть церкви и передать их под культурные учреждения, а колокола -для нужд промышленности. В ответ на это в 1929 году Тюменский горсовет направляет обращение к руководству административных частей города о принятии срочных мер по ликвидации религиозных общин и культовых зданий. В обращении говорилось: “Предлагаем Вам в двухнедельный срок проверить исполнение договоров с группами верующих и выявить все, хотя бы, мельчайшие нарушения этих договоров, проведя эту работу в первую очередь по Знаменской и Архангельской церквям”. В декабре того же года окружным профбюро в лице Саломатова высказывается в адрес горсовета недовольство медлительностью в закрытии церквей города. Под давлением политических и общественных организаций президиум горсовета 16 декабря этого же года издает постановление (протокол № 40, § 1) о закрытии Знаменского собора и Михайло – Архангельской церкви. В отношении собора формулировка звучала так: “Имея в виду невыполнение Знаменской религиозной общиной взятых на себя обязательств по содержанию церковного здания в надлежащем порядке, неуплату причитающихся с общины недоимок по налогам в сумме 705 руб. 81 коп., договор с последней расторгнуть”. В газете “Красное знамя” (21.12.), следом за постановлением горсовета, появляется статья: “Городской совет выполняет наказы избирателей. Закрываются церкви в городе: Знаменская, Архангельская…”. 23 декабря был составлен акт о дальнейшем использовании культовых объектов города, Знаменскому собору отводилось место под городской клуб физкультурников. Однако, молодым физкультурникам это место не досталось, ибо оно было использовано под общежитие для 500 курсантов-колхозников.

         В январе и феврале 1930 года заведующим окрархива Г.И. Бронниковым состоялся осмотр библиотек пяти церквей, среди которых и Знаменская, в которой находились когда-то 335 томов церковных книг.25 Из письма Бронникова председателю Тюменского горсовета П.Ф. Щекотурову явствует, что церковные книги, за исключением архивных материалов по истории церквей, предназначаются к уничтожению путем сдачи госторгу для их утилизации.

         С 1933 по 1941 годы Знаменская церковь вновь отдана верующим и даже был создан приходской совет из 29 человек, в числе которых: архиепископ Тюменский Алексий (Копытов), протоиереи С.С. Виноградов, М.М. Голушубин, Н.В. Мегалинский и дьякон А.И. Львовский. Однако, в сентябре 1941 года собор вновь отбирается у верующих и передается для размещения воинских подразделений.

         В 1945 году в соответствии с постановлением Совнаркома № 1325 от 28 ноября 1943 года “О порядке открытия церквей”, ходатайство верующих о регистрации религиозной общины и предоставлении ей храма Советом по делам РПЦ удовлетворено.26 9 октября 1945 года на президиуме Тюменского горсовета было принято решение за № 482 о передаче бывшей Знаменской церкви общине верующих. Любопытен порядок возвращения группам верующих культовых зданий. Прежде чем возвратить культовый объект, этот вопрос рассматривался в местных органах власти. Затем материалы направлялись в Совет по делам Русской Православной Церкви. Совет, по рассмотрению всех обстоятельств, принимал предварительное решение по ходатайству верующих, которое окончательно утверждалось уже Совнаркомом. Столь сложная процедура, прежде всего, призвана была притормаживать процесс возвращения церквей. В 1945 году верующие города Тюмени обратились к местным властям с просьбой об открытии в городе второй церкви. В заявлении говорилось, что помещение кладбищенского Всехсвятского храма, по своим размерам (на 100-150 человек), не может вместить всех желающих. В праздничные дни церковь могла принять только 25 % молящихся, а остальные были вынуждены оставаться под открытым небом. Мотивируя этим, верующие просили передать им каменное здание бывшей Спасской церкви, находящейся по улице Ленина. В начале 1930 года эта церковь, якобы, за “неуплату долгов и за невыполнение обязательств” по использованию культового имущества была изъята у верующих.27 Сосредоточенность верующих на здании Спасской церкви обусловливалась тем, что внешний вид здания полностью сохранился и ему требовался лишь текущий ремонт. Кроме того, здесь сохранился иконостас. Известен и такой факт, что в Спасском храме в специально устроенных склепах были похоронены строители (ктиторы) и старейшие священнослужители храма. Библиотеку и архив, располагавшиеся в храме, верующие предлагали перевести в другие здания, варианты которых были указаны в заявлении.

         Тюменский горсовет, учитывая расположенность по соседству со зданием просимой церкви двух школ, детского садика и городского общественного сада имени В.И. Ленина, не желая создавать нездорового контраста, отказал в передаче храма. Однако верующим был предложен храм Михаила Архангела, который ранее использовался под прачечную, а в данное время пустовал. Но и этому не суждено было сбыться. Тогда верующие просили передать им здание Знаменского собора, которое с 1929 года использовалось под хозяйственные нужды и пришло в упадочное состояние, в особенности правый придел, в котором был оборудован гараж, а во время войны располагался склад КЭЧ*. Зданию требовался капитальный ремонт, и верующие обещали произвести его на свои средства и частично своими силами. Этот вариант тюменские власти нашли более приемлемым.

         Однако через год отделом архитектуры города было сделано заключение, направленное настоятелю Знаменского собора А.А. Сычугову и церковному старосте: “произвести благоустройство и озеленение земельного участка со сносом ветхих и излишних построек. Заново отстроить сторожку по восточной стороне участка, сделать ограду и ворота с устройством дорожек и тротуаров”. В 1946 году для Знаменского собора были отлиты на ДОКе г. Тюмени два больших колокола. Изготовление колоколов разрешил управляющий тюменским деревообделочным комбинатом “Красный Октябрь” С.Н. Суслов, за что и попал в опалу партийных органов.

         В 1948 году с 11 по 15 февраля в Тюмень прибыл архиепископ Омско-Тюменской епархии Алексий (Пантелеев). Целью его визита было освящение главного придела Знаменского собора. 13 февраля он совершил богослужение во Всехсвятском храме, а через два дня, в праздник Сретения Господня, служил в соборе, и в тот же день вечером отбыл в Омск.28 Согласно постановлению Совета Министров СССР от 22 мая 1948 года (за № 503) об утверждении дополнительного числа памятников архитектуры, подлежащих государственной охране, Знаменский собор, Спасская церковь и Троицкий монастырь попали в разряд государственных памятников архитектуры. В том же году 5 июля, из акта осмотра главным городским архитектором Е.Б. Фок Собора находим, что “верующими произведен большой ремонт помещения. Восстановлен внешний фасад Собора с его прежней архитектурой и произведена внутренняя отделка, сделаны вновь живопись и выстроены три иконостаса”.

         В 1959 году (27.06), по возвращении из города Тобольска, находившийся на празднике памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, епископ Омский и Тюменский Мстислав (Волонсевич) прибыл в Тюмень. Его приезд состоялся в неделю Всех Святых, первым делом он посетил Всехсвятский храм и в сослужении городского духовенства совершил всенощное бдение и литургию. Вечером того же дня архипастырь прибыл в Знаменский собор и прочитал соборне перед иконой Знамение акафист Пресвятой Богородице.29

         В июне 1965 года вокруг Собора, бригадой из 9-ти человек механического завода за несколько дней была сделана металлическая ограда. Все работы осуществлялись по письменному указанию секретаря горисполкома Н.К. Сироткина и директора механического завода С.В. Емельянова, которые приняли к исполнению заказ Церкви. В итоге оба получили по выговору от бюро горкома КПСС с занесением в учетные карточки.

         В 1974 году (06.12.) архиепископ Гедеон (Докунин), временно управляющий Омской епархией, совершил поездку по вверенным его окормлению приходам. 6 декабря он прибыл в Тюмень и уже на следующий день совершил всенощное бдение в Знаменском соборе, а литургию в храме Всех Святых. Вечером того же дня в Знаменском соборе после праздничной вечерни владыка совершил акафист перед образом Божией Матери Знамение. 9 и 10 декабря, в престольный праздник Знаменского собора, при большом стечении верующих, архипастырем было отслужено всенощное бдение, за которым он возложил двойной орарь на соборного дьякона В. Дубного, а за литургией совершил хиротонию иподиакона В. Отчича во дьякона.30 Через год, в конце января, епископ Максим (Кроха), назначенный 26 декабря 1974 года управляющим Омско - Тюменской епархией, совершил ознакомительную поездку по епархии. 22 января на вокзале его встречал весь городской клир и миряне, представители от двух тюменских церквей. Наутро 23 января, в день памяти Григория Нисского, архипастырь, после литургии в Знаменском Соборе, осматривал его после реставрации. Второй раз преосвященный Максим побывал в Тюмени 6 февраля того же года.31

         На 1980 год в Тюмени функционировало только два православных храма (Знаменский и Всех Святых). Из справки о состоянии религиозности в городе указывалось, что Знаменский собор - самое крупное религиозное объединение. В праздники его посещают до 1000 верующих, в обычные дни – до 50. Актив собора составляют 34 человека: это священнослужители - 5 человек, члены исполнительного органа – 6 человек, участники хора – 15 человек и обслуживающий персонал - 8 человек. Причтом Знаменского собора было исполнено треб:

      - крещений - 467
      - отпеваний - 1179
      - венчаний - 10
      Итого: 1656 обрядов.

         В марте 1981 года в присутствии представителя комиссии по соблюдению законодательства о религиозных культах при Тюменском горисполкоме Г.И. Халиковой и члена церковной двадцатки Знаменского собора Е.И. Павловой, был обследован Собор на предмет санитарного состояния. Из справки видно, что церковь работает ежедневно с 9 до 11 часов вечера. В сторожке из двух комнат находились: в первой - просфорня, а во второй - столовая и прачечная. В том же году 15 июня правлением культуры при Тюменском облисполкоме, в лице Л.П. Заварзиной и председателя экспертной комиссии облисполкома И.С. Терентьева, состоялась передача 48 икон храма.

         Как указывалось в акте, ветхие иконы находились на колокольне и подвергались порче и разрушению. Передача икон совершалась по акту в присутствии и.о. настоятеля Знаменского собора В.Н.Гордеева и церковного старосты К.А. Кудрявцевой. В том же году 27 октября в ночное время из Знаменского Собора через выставленное стекло в одном из куполов крыши были похищены три напрестольных креста и 13 икон. Для расследования была создана следственно-оперативная группа из числа сотрудников Центрального РОВД и ОУР УВД. Это ограбление было не первым в истории церкви. Из публикации “Сибирской торговой газеты” за 1912 год (№ 199.-11.09.-С. 3) известно, что подобная кража и по тому же сценарию происходила в 1912 году, в ночь на 9 сентября. Из церкви были украдены серебряные с позолотой архиерейская панагия и ориентировочно 51 руб. 50 коп.

         В октябре 1984 года уполномоченным по делам религии при Совете Министров СССР по Тюменской области утвержден при Знаменском соборе исполнительный и ревизионный органы. В них вошли: в исполнительный орган – Т.М. Ермолаева, В.Н. Сазонтова и Н.В. Коробченко; в ревизионную комиссию – А.Ф. Козлова, В.Д. Шмыткина и Ф.Т. Сизикова. Из сведений о финансово-хозяйственной деятельности религиозного объединения Знаменского собора за 1984 год видно, что поступление денежных средств составило 300,8 т. р., а расходов 205,0 т. р.32

         В этом же году в декабре состоялась инвентаризация икон и изделий из цветного металла. Возглавила эту работу член комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства по культам при Тюменском горисполкоме Т.Н. Кокорина. В результате инвентаризации было выявлено следующее: учтено 334 иконы и 11 предметов, представляющих культовые ценности. 81 икона взята на учет отделом культуры, как памятники древнерусского искусства. В отличие от описи 1983 года, количество икон увеличилось на четыре.

         В 1987 году Знаменскому собору исполкомом городского Совета прирезан земельный участок в 180 кв. м. от средней школы № 1. Общая площадь территории Знаменского Собора составила 4620 кв. м., а 29 декабря 1994 года дополнительно было предоставлено еще 0,46 га земельного участка.

         В 1993 году, в связи с приездом Патриарха и открытием новых приходов, собору горисполкомом выделено 6 тысяч рублей для приобретения автомашины.

         После чуть более семидесяти лет в Тюмени возобновились крестные ходы. Первый ход состоялся 19 июня 1994 года от Знаменского собора до Троицкого монастыря и обратно. Ответственным за это мероприятие был протоиерей Валерий Гордеев. 30 ноября того же года администрацией города Тюмени разрешены Знаменскому Кафедральному собору проектирование и строительство индивидуального жилого дома по ул. Перекопской, 24 на земельном участке площадью 560 м2 за счет сноса ветхих строений. Спустя два года 27 февраля 1996 года Знаменскому приходу был предоставлен в аренду на пять лет дом с земельным участком площадью 430 кв. м. по ул. Орловской, 12.

         29 февраля собору дополнительно отведен земельный участок площадью 0,26 га по ул. Ленина, 22 в бессрочное (постоянное) пользование под существующее здание храма Михаила Архангела и на два года земельный участок площадью 0,27 га под проектирование Воскресной школы Знаменского собора в районе улиц Тургенева - Герцена.

         Русское, как известно, понятие духовное. Животворный смысл его коренится не в плоти, крови и Законе, но Богоносности, предании и Благодати. Потеряв Бога живого из сокровищницы своей души, наш народ потерял свое национальное лицо, встал на лествицу отступления вниз. Сейчас, когда мы оглядываемся “на начало конца своего”. "Мы, русские, грешим не меньше других народов, - писал Ф.М. Достоевский, - но воспринимаем грех именно как грех, не ища ему оправдания". Так это или нет - в этих словах глубочайшее различие между прежним состоянием мира и сегодняшним. Сегодня размыто ощущение между добром и злом, утрачены сами критерии греха, что позволяет злу выступать под маской добра. Маска марксизма-ленинизма и оголтелого атеизма сброшена. Воображение часто уносит в прошлое, в год 1917-й, когда под бравурные революционные марши прозвучало хоть и скорбное, но преисполненное истинной веры и надежды на лучший для родного Отечества исход:

         - Великая Россия погибла, но Святая Русь стала еще крепче.

         Эти слова приобретают теперь особенный смысл. Тысячи священников погибли, но не отказались от Веры, как не отказались от неё и миллионы крестьян, ибо без духовной опоры народ чем-то напоминает реку, которая вышла из берегов. Сумеем ли мы остановить и направить её в русло освященной Святой Верой жизни? Все мы в руках Господа, и только Он знает, что ждет нас впереди. Думать иначе значит не верить в Бога. А ведь именно Вера, живая, исцеляющая, Святая Вера помогла русскому народу выстоять в лихую годину. И пусть страницы этой маленькой исповеди о прошлом и настоящем нашей духовной истории помогут возвратиться нам на круги своя.

         Примечания:

    22 История Русской Церкви 1917-1997 гг. – М., 1997. Кн. 9. – С. 76.
    23 Там же, с. 78.
    24 ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1248. Л. 52-54.
    25 ГАТО. Ф. И-110. Оп. 2. Д. 25. Л. 3 об.
    26 ТОЦДНИ. Ф. 124. Оп. 4. Д. 91. Л. 3.
    27 ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 124. Л. 46 и об.
    28 Фоменко Н. Посещение города архипастырем // ЖМП. - 1948. - № 6. - С. 50.
    29 Архипастырские труды // ЖМП. – 1959. - № 8. – С. 21.
    30 Омская епархия // ЖМП. – 1975. - № 8. - С. 34.
    31 Омская епархия // ЖМП. – 1975. - № 12. - С. 26-27.
    32 ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1714. Л. 68-69.

    Владислав Александрович Курмачев



    ИСКОМОЕ.ru
    православная
    поисковая
    система
    Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
    Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
    Современные сказки Религия и СМИ

    Официальный сайт Тобольской митрополии

    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

    Православный Сибирячок

    Сибирская Православная газета 2016 г.