ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2012 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Слово во второй день Рождества Христова

Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа благодатью Божией очищается от всех своих грехов и возрождается в новую, святую и духовную жизнь.
Таинство Крещения стоит первым в ряду всех Таинств Православной Церкви, т. к. без него человек не может соединиться со Спасителем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таинствах и быть наследником вечной жизни.

В беседе с Никодимом Христос указал на безусловную необходимость этого Таинства для спасения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Первая часть Таинства Крещения называется оглашением. Оно включает в себя заклинание и отречение от диавола. Особенность первых двух заклинаний заключается в том, что они обращены не к Богу, а к диаволу. Их произношение есть не что иное, как акт экзорцизма – изгнания диавола из человека. Демоны, как говорится в молитве чина оглашения, «сокрыты и гнездятся в сердце» человека. Демоническая реальность требует активного противодействия со стороны христианина. Вступая на путь духовной жизни, человек становится воином Христовым и бросает вызов диаволу.

Крещаемый обращается на запад, откуда появляется тьма, потому что диавол есть тьма и царство его – царство тьмы. «Отречься от сатаны» – это значит отвергнуть свои прежние греховные привычки, отказаться от смертных грехов.

Троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый (или крестный) дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения. Сатане объявляется война!

Затем оглашенный обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему». Сочетание со Христом – то же, что и вступление в духовный союз и обещание быть верным Ему.

Перед погружением в воду крещаемый или его восприемник провозглашает «Символ веры».

После над купелью читаются молитвы, и вода благословляется. Священник молится над оглашенным и помазует его освященным елеем. Это помазание по цели и внутреннему смыслу есть привитие дикой маслины – крещаемого к плодоносной маслине – Христу и указывает на то, что христианин должен будет бороться с врагом спасения – диаволом. Символ этот взят из древности, где борцы для успеха в борьбе натирались маслом.

Затем, после пения «Аллилуия», священник трижды погружает крещаемого в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Этим погружением крещаемый как бы умирает для этого мира и снова, силой воскресения Христова, рождается в жизнь вечную. Его одевают в белую крещальную одежду, которая является образом Самого Христа, нового и небесного Адама. Поэтому, когда новокрещеного обводят три раза вокруг купели, хор поет слова апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

В древнейшие времена такая процессия шла от места крещения в храм, где новокрещеные на Божественной литургии принимали Святое Причастие. Крещение обычно проходило перед пасхальной Литургией. Наш нынешний пасхальный Крестный ход означает буквально то же самое, что и процессия вокруг крещальной купели.

Но, до принятия Святого Причастия, новокрещеный должен получить дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания.

Если крещение есть наше личное участие в Пасхе – смерти и воскресении Христовых, то миропомазание есть наше личное участие в Пятидесятнице – сошествии Духа Святого. Дар Духа Святого дается через помазание всех частей тела святым миром. Оно особо приготовляется в Страстной Четверг Святейшим Патриархом.

В миропомазании человеку дается «сила свыше» (Деян. 1, 2) для новой жизни. Не частные дары, но Сам Дух Святой, как Дар. Миро не есть лишь состав из благовонных масел. Оно, по дару Христа, становится вместилищем Святого Духа.

Итак, мы обходим вокруг купели лишь после миропомазания и после того, как услышим апостольское и евангельское чтение о нашем спасении и просвещении во Христе.

После ектении «Помилуй нас, Боже» совершается омовение. Священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной и сподобить его вечной жизни. Затем батюшка совершает губкой омовение помазанных миром частей тела.

Пострижение власов совершается вслед за омовением. С древнейших времен оно было символом послушания и жертвы. Остриженные крестообразно волосы закатываются в воск и опускаются в купель.

Заключительной частью крещения является воцерковление. Воцерковление есть введение новокрещеного в церковное общество.

Сразу же после крещения или в ближайшие дни новокрещеный приступает к причащению Святых Христовых Таин. Таинство Крещения заповедано Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Заповедь Христа включает в себя предварительное научение («оглашение»), без которого вера не будет сознательной.

Хотя продолжительное оглашение в наше время не практикуется, его необходимость, в особенности когда речь идет о крещении взрослых, очевидна: прежде чем крестить, необходимо научить. На практике священник перед таинством проводит беседу (цикл бесед), изъясняя основные истины веры. Но христианской жизни нужно не просто учить, важно установление глубокого личного контакта готовящегося принять крещение и священника. Опыт Церкви говорит, что такой контакт может возникнуть только на исповеди.

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви, в исповедании «Символа веры».

Крещение не может быть совершено над человеком, отрицающим истины православной веры, нравственности или желающим креститься по суеверным причинам.

Желающий креститься должен четко осознавать христианский смысл Таинства, необходимость изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием.

При совершении крещения над детьми до семи лет необходимо помнить, что крещение младенцев совершается по вере их родителей и восприемников. В этом случае они должны пройти минимальную огласительную подготовку. Родителям и крестным уместно подготовиться к участию в крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Причащения.

Приняв Таинство Крещения, будем бережно хранить духовную память о нем и, «возрастая от силы в силу», просить Бога, чтобы спасительная благодать святого Крещения никогда не оставляла нас в этой жизни и соделала из нас причастников жизни вечной.

Иерей Владимир Язов,
настоятель прихода храма
Святой Троицы с. Нижняя Тавда

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.