ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Как праздновать Святочные дни

Дни после праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня называют Святками, т.е. святыми днями, т.к. эти двенадцать дней (с 7 января по 18 января) освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе Богослужения, в некоторых Восточных Церквах праздник Рождества соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления.

Памятником древнего соединения двух великих праздников является совершенное сходство в отправлении Богослужений этих праздников, дошедшее до наших дней. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке между ними, и эти дни составили как бы один день праздника. Церковь с древних времен начала освящать эти 12 дней. Упоминания об этом имеются в беседах св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. Празднование Святок подтверждается Уставом прп. Саввы Освященного (+ 532 г.): «Никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиах». - и возбранено совершать священнодействие брака (см. Типикон, под 26 декабря). В дни Святок поста не бывает ни в среду, ни в пятницу. Этот праздничный период христиане должны проводить с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню нуждающимся.

В Святки устраиваются ярмарки, рождественские елки, концерты; верующие ходят друг к другу в гости, вручают подарки. В храмах на Святки все бывает украшено еловыми ветками. В церковной ограде можно увидеть снежный вертеп. Делается он подобно Вифлеемской пещере со звездой. Туда зачастую помещают ясли с изображением Богомладенца Христа, фигурки Богородицы, св. Иосифа, пастухов, волхвов, ангелов и склонившихся над яслями вола и осла. В дореволюционное время по улицам ходили христославы (т.е. те, кто поет колядки) и показывали представление. Колядование -пение духовных народных песен, славящих рождение Богомладенца Христа, - самая известная святочная традиция. Колядки исполняются хором, у них несложные мелодии и бесхитростные стихи. Христославы ходили по домам, поздравляли хозяев и желали им благополучия. Сам обычай колядования имеет языческое происхождение, но Церковь наполнила его христианским содержанием.

Между тем святость этих дней сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, из газет зачастую внушается, что на Руси в дни Святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, безудержное пьяное гулянье.

Действительно, гадания на Святки иногда имели место, но Церковь, заботясь о чистоте, всегда увещевала о недопустимости таких суеверий. Вот как в 1903 г. некий И. Неклепаев в статье «Обычаи и поверья Сургутского уезда» знакомит читателей со случаями гаданий молодежи на Святки: «Обыкновенно принимаются за них (гадания) в самую полночь, когда "нечистый», по здешнему мнению, особенно деятельно хозяйничает на земле. Нечего, конечно, и говорить, что здесь... обращаются исключительно к нечистому духу, почему гадающие, например, в ночь гаданья никогда не молятся Богу... гадают преимущественно девушки, парни - очень редко... идут компанией в пустой дом... каждая из девушек разувается до боса и спускается в подполье. Если там ее нога будет поглажена чем-нибудь мохнатым, это предвещает богатого жениха, а если голой рукой - бедного. Спускаются в подполье все, кроме одной последней, которой не следует спускаться, т.к. нечистый ее задавит... Пускают со двора лошадь, завязав ей глаза, а на лошадь по очереди садится каждая девушка, куда лошадь повезет, в той стороне будет и суженый. Если же лошадь повернет обратно во двор - худой знак: помереть в наступающем году». Комментарии, как говорится, излишни.

В правилах шестого Вселенского Собора говорится: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, кто производит гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневших же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром?" (2 Кор. 6, 14-16)».

В Святки следует обязательно побывать на церковных службах. Это Богослужение Собора Пресвятой Богородицы - 8 января; великий праздник Обрезания Господня и день памяти свт. Василия Великого - 14 января; память прп. Серафима Саровского - 15 января; память последнего ветхозаветного пророка Малахии - 16 января: празднование собора 70-ти апостолов - 17 января.

«Делу время, потехе час» - эту поговорку любил повторять труженик и молитвенник русский царь Алексей Михайлович. Забавы и увеселения - не лишние в жизни верующих людей, они, скорее, необходимы. Невозможно представить себе быт православной семьи, исключающий прием гостей и хождение в гости. Необходимо в эти дни оказать любовь ближнему. Оглянитесь, вспомните, нет ли среди ваших близких и знакомых кого-либо, кому необходимо ваше участие. Старики, родители, одинокие родственники, друзья, требующие поддержки в духовном становлении. В русском бытовом календаре были специальные гостевые периоды. И в первую очередь таким периодом были Святки.

Что сводит и объединяет нас в гостях за столом? Любовь. Завещанная Господом любовь: «да любите друг друга». Во время дружеского застолья, в дружеской беседе мы наслаждаемся этой любовью. Пусть и беседы наши будут настроены на жизнь вечную во Христе Иисусе. Главное, чтобы в своих разговорах в гостях беседующие не ударялись в страстные споры, неблагочестивые шутки, пустые сплетни. Ведь нелепо было бы, собравшись за столом в один из святых рождественских дней, провести время за спорами о политике или за обсуждением греховных достоинств совсем незнакомых нам знаменитостей. Удивительное чудо застольного единства обязательно должно быть использовано для главного в нашей жизни - спасения. Праздничная трапеза с друзьями - время отдыха. Мы можем его украсить застольным пением. Есть много духовных или народных песнопений, которые утешат нас в час досуга. Уместен тут будет и небольшой детский концерт. Общение о Господе, общение в любви с близкими, с единоверцами укрепляет веру, назидает, отрезвляет от заблуждений.

Как хочется, чтобы это счастливое время Святок продлилось как можно дольше. Да царствует Христос во веки!

Иерей Владимир ЯЗОВ,
настоятель Свято-Троицкого храма,
с. Нижняя Тавца

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.