ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№02 2007 г.         

Перейти в раздел [Закон Божий]

"Дай Бог нам в разум истины прийти"


В первые дни Великой Четыредесятницы, возлюбленные, помог нам Бог попоститься и помолиться. Некоторые повели эти дни строго, а некоторые не так строго. Господь наш Иисус Христос знает наши немощи и поэтому Он установил Таинство Покаяния.

При крещении мы омыли свой первородный грех, которому стали причастны через собственное рождение от своих родителей. Чистыми и богоугодными вышли мы из святой купели. После крещения мы уже по своей воле допускаем грехи. Господь поэтому и установил Таинство Исповеди, Таинство Покаяния, чтобы очистить те грехи, которые мы по своему произволению допускаем, и тем омрачаем свою душу. А что здесь, на земле, отпустится, то отпустится и на небе. Вот великая милость Божия и великая благодатная сила, которая ведет нас к вечной радости, к вечному блаженству! Таинство Исповеди - уже одно слово "Таинство" говорит, что это такая тайна, которую мы не можем постигнуть умом, а это дается только верою, и мы веруем, что мы пришли для того, чтобы очистить свою греховность.

Что такое грех? Грех - это ужасное, болезненное состояние души нашей. Наша душа создана по образу и подобию Божию: она светлая, ароматная, красивая, и нет ничего дороже на земле для Бога, как душа человека. Поэтому Господь Иисус Христос Сам и сошел с неба на землю, чтобы нашу душу призвать на вечное блаженство. И если мы хотим узнать цену души, то знайте, что это самое драгоценное, самое дорогое сокровище, потому что она искуплена самой дорогой ценой - Кровию Господа Иисуса Христа.

Господь Иисус Христос перед тем, как установить это Таинство, Сам сорок дней и сорок ночей постился и молился. Он - безгрешный, но страдал за нашу греховность. И нам надо плакать и скорбеть о своих грехах, о том, что мы покрыли нашу душу, светлую, ароматную, красивую, мраком и смрадом. Скорбит Матерь Божия и плачет, видя нашу нераскаянность, и ангел-хранитель отступает от нас, ибо он не может находиться при человеке, когда тот покрывает свою душу мраком и смрадом. Но когда мы в Таинстве Покаяния плачем и каемся о своих грехах, тогда приближается к нам ангел-хранитель с радостью и Матерь Божия в это время утешенно взирает на нас, кающихся, и радуется, что мы омыли свою греховность. Омыть, конечно, надо слезами. Но у некоторых слез телесных нет; что же тогда нам - отчаиваться? Нет, возлюбленные, надо в это время сокрушаться сердцем. Ведь слезы - это дар Божий! Не всем дается этот дар. Но отчаиваться не надо; надо сокрушаться сердцем, сокрушаться о тех грехах, которые мы допустили. И когда, возлюбленные, мы сокрушаемся, то Господь говорит: Грядущего ко мне не изжену вон, Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Святая Церковь установила, что к Таинству Исповеди и к Таинству Причащения надо приступать после полного примирения со всеми, если даже нас незаслуженно обидели и оклеветали; мы должны всем простить и не допускать не только злобы, но даже и огорчения.

Второе - это нерассеянно помолиться. Когда мы молимся рассеянно, тогда мы только прогневляем Бога. Надо забыть все вопросы: бытовые, личные, служебные, даже скорби и болезни забыть, а только благодарить, каяться, молиться и просить Господа, чтобы Он помог нам очистить свою греховность.

В храме надо стоять со страхом Божиим и со смирением. Ведь храм - это дом молитвы, поэтому в храме надо чувствовать, что здесь благодатная сила, и мы должны проявить здесь известный страх Божий и, самое главное, смирение. Эта исповедь с подробным перечислением всех грехов называется великопостной. А в основном-то мы согрешаем непокорством, непримиримостью, осуждением, завистью, памятозлобием...

Мы, грешные, осуждаем, завидуем, раздражаемся. Дай Бог нам изжить эти пороки. Чаще кайтесь в грехах, волею и не волею, ведением и не ведением соделанных, и в тех грехах, которые пере числялись на исповеди, и которые вы исповедовали перед своим крестиком. Старайтесь целовать свой крестик утром и вечером и просите: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Крестом Своим очисти меня от всех грехов и от тех, которые я не могу вспомнить"; а те, которые вспомните, перечислите и скажите: "Как Марию Египетскую Ты простил и очистил, так и меня очисти и спаси, и моего духовного отца".

Если мы будем и поститься, и молиться, и на голых досках спать, и милостыню творить, и бдения ночами совершать, но если мы будем кого-либо осуждать и смирения у нас не будет, то мы не получим спасения. Избави нас, Господи! Об этом пишут и святые отцы.

Дай Бог нам всем спастись и в разум истины прийти.

Мы думаем, что Бог только на небе, Бог только в храме. Нет, Бог везде! И Он так близок к нам! Особенно Он близок к тем, которые в больницах лежат, которые дома болеют, которые в темницах сидят, которые несут большие скорби и находятся на военной службе. Там, конечно, открыто нельзя исповедоваться, и они тайно молятся, и Господь их утешает; Бог и намерение целует, Бог все наши мысли знает. Мы только подумаем: "Господи, Ты же видишь, нет ни иконы, ничего. Ты меня прости". И Господь все слышит.

Так вот, к чему я, возлюбленные, это говорю, а к тому, что Господь нас всех любит, Он везде и всюду с нами, где бы мы ни были, на всяком месте владычествия Его. Не отчаивайтесь, Господь с нами! И

Он нас очищает и причащает.

На исповеди ни в коем случае нельзя допускать осуждения. Когда вы жалуетесь: "Мой муж пьет. Что мне с ним делать?", он мне, мол, мешает спасаться, он меня мучает, я бы хорошая была, а он мне не дает молиться... - значит, вы осуждаете мужа. Так нельзя. Все вопросы после исповеди, а сейчас сокрушайтесь только о своих грехах.

Рассеянность, хульные и блудные помыслы, это оттого, что осуждаем других. Как перестанем осуждать, уйдут помыслы и рассеянность, и у нас будет собранное состояние; и молитва будет не рассеянная, и помыслы всякие уйдут. А то стоит, на иконы молится, а тут всякие площадные слова в голове, помыслы хульные и блудные. Наша молитва не угодна Богу, когда мы осуждаем. Кто хочет избавиться от хульных и блудных помыслов, тот должен стараться не осуждать.

Один думает: "Вот бы мне узнать, кто мой близкий друг и кто недруг". Враг внушил ему иметь такие очки, чтобы все видеть. Нашел он такие очки. И вот он посмотрел через них, так всех и увидел, кто какой. А так как один Бог без греха, а люди все грешные, то он у всех видел пороки, а своих не замечал, и всех осуждал. И в конце концов он дошел до тяжелого состояния, очерствело его сердце и он стал удаляться ото всех. Как-то пришел он в храм, встал на колени перед иконой Божией Матери и говорит:

- Матерь Божия! Что мне делать? Сердце у меня очерствело, все люди несовершенные, все люди, оказывается, фальшивые, и что же мне теперь делать? А Матерь Божия внушает ему: - А ты возьми те очки и посмотри себе внутрь.

Он посмотрел, и воскликнул: "О Боже мой! Я хуже всех! Они нехорошие, фальшивые, а я в десять раз фальшивее". Заплакал он горько и больше не стал осуждать. Вот и вы эти очки возьмите, да посмотрите внутрь себя! А то мы иногда сучок у брата замечаем, а своего бревна не видим. Избави нас, Господи!

Вот, возлюбленные, надо так делать, чтобы нам никого не осуждать, и тогда - помыслы блудные, хульные, всякие немощи, все они удалятся от нас только за эту добродетель, если будем нудить себя не осуждать. Это не значит, что мы не должны молиться, поститься. Конечно, и молиться, и поститься - все это нужно делать, жить по заповедям, но самое главное - нудить себя никого не осуждать.

В монастыре был один такой инок: он привык завтракать рано утром, в пять часов. Ну, какой там завтрак? Так, кусок хлеба возьмет и кушает. Но ведь в пять часов утра в монастыре бывает полунощница, и только после нее бывает завтрак, и только для тех, кто работает на трудных работах. Он же еще до полунощницы пищу принимает. И вот братия пришли и доложили игумену. А игумен говорит:

- Надо отучить его.

- А как отучить?

- Завтра вы поедете на рыбную ловлю в три часа утра и его возьмете с собой, увезите его на середину озера и ловите рыбу до десяти часов, а когда приедете, он позавтракает. Вот они утром, в три часа, приходят и говорят ему:

- Игумен благословляет тебя ехать с нами на рыбную ловлю.

- О, какое хорошее послушание! - отвечает он. - Сейчас!

Быстро оделся и незаметно положил в карман краюху хлеба. Поехали. Отплыли они на середину озера и начали ловить рыбу. Он чувствует, что время пять часов, вынимает краюху хлеба и начинает кушать. Изумились его спутники, и один из них показывает другому: дай, мол, ему под локоть веслом и хлеб выпадет у него в воду. И тот так ловко ударил ему веслом под локоть, что хлеб действительно выпал за борт, в воду, а лодку они скорее угнали от этого места, так что хлеб плавал в воде метрах в пятнадцати от нее. А этот монах перекрестился, перешагнул через борт и быстро прошел по воде, взял хлеб, потом сел в лодку, и опять начал кушать. Все с великим изумлением воззрели на него: что за чудеса? По воде ходит, как по суху! Докладывают об этом игумену, а игумен им говорит:

- У него есть такая высокая добродетель, ради которой Бог прощает ему этот небольшой грех, что он кушает до полунощницы. Спрашивают у того монаха:

- Что у тебя есть хорошее?

- А ничего нет у меня хорошего, только я никогда никого не осуждаю. Бог им судия! Кто что ни делает, я никого не осуждаю. Тогда игумен говорит:

- Вот, оказывается, какая это добродетель! За то, что он не, осуждает никого, Господь ему не только прощает, что он кушает раньше времени, а даже возвысил его до того, что он по воде ходит, как по суху. А мы его осуждали: дескать, он нечестиво живет, рано кушает. А у него, оказывается, есть такая добродетель, которая покрывает его маленькие недостатки. Вот видите, возлюбленные, как страшно осуждать! А мы его осудим, и значит, пойдем на большие скорби и болезни! Избави нас, Господи! Святая Церковь просит и предостерегает нас: Не судите да не судимы будете (Мф. 7; 1), то есть не осуждайте никого, и тогда Господь вас не осудит! Аминь.

Схиигумен САВВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.