ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№4 2011 г.         

Сибирские каральки

Мне хочется рассказать православным нашей области об обычае, который сохранили наши матери и бабушки с незапамятных времен. Это был зимний праздник прощеного воскресенья. У нас его просто называли «сборным», а в дни моего далекого детства (лет 40 назад) еще проще – «днем тещиных каралек». Отмечался он для молодых пар, обвенчавшихся в течение года после последнего прощеного воскресенья, поскольку браки раньше были церковными, то есть один раз и на всю жизнь.

Пришел он к нам из тех времен, когда основным овощем была репа во всех видах.

О картошке тогда еще не слыхали, а о сахаре деревенская беднота едва-едва имела представление. Bз сладких блюд в обиходе были кушанья на меду, помакушки на сусле, кулаги, варенья из ягод без сахара.

До изобретения газовых плит и холодильников тогда было как до «луны пешком». русская печь была и скороваркой, и духовкой, и коптильней, и сушилкой, и паровой баней, и отопительной системой. Теперь существует много сладких блюд на всякий вкус, и «тещины каральки» избалованному нынешними изысками мирянину могут показаться кушаньем «так себе», но в те времена, да и в пору нашего детства, они казались необычайно вкусным лакомством.

Причины же возникновения этого праздника, на мой взгляд, следующие. В первый год жизни, особенно если молодые сразу начинали жить отдельно, у них могло не хватить запасов хлеба до новины (нового урожая), и теща, привезя зятю «каралек», делала в хлебном бюджете молодой семьи хороший разоставок. Как правило, зятю хватало этих «каралек» на весь пост. и переносить пост молодым было легче, попивая чай с медовыми «каральками». Другая причина – забота матери о том, чтобы молодую сноху в доме свекра не корили куском хлеба.

Почему же именно «каральки», а не что-то другое? Во-первых, «каральки» хорошо хранились длительное время, и постоянно находясь на морозе, печеные «каральки» не замерзали, как обычный хлеб. и уже потом, при значительном потеплении, они могли сохраняться до самой Gасхи. Во-вторых, для того чтобы испечь «каральки», их надо было сначала хорошо выморозить на холоде, ну а морозов в феврале еще хватает.

Вот так технологию приготовления ямщицкого хлеба использовали в «тещиных каральках».

Недели за две до праздника невестина родня усаживалась за стряпню. Ставили простое кислое тесто на воде, и когда оно еще только-только поднималось до половины в первый раз, его вынимали и наминали в муке до густоты пельменного. потом раскатывали в жгут, резали на отрезки, а из них катали длинные веревочки. потом на деревянных дощечках делали выкладные, плетеные, поднятые «каральки». Делали это быстро, потому что тесто, дольше покиснув, начинает рваться и в дело не годится.

«Каральки» делали квадратные, прямоугольные, круглые, многогранные с самыми разными узорами. Старались, чтобы одинаковых «каралек» не было. Выложенную «каральку» тут же выносили на мороз, чтобы она вымерзла и стала белой. ближе к празднику «каральки» пекли в нежаркой печке при открытой заслонке, но так, чтобы они оставались белыми, и потом снова выносили на мороз. F уже перед самым праздником опять заносили в дом, намазывали подогретым медом или сахарным сиропом, давали им немного пропитаться, украшали промытым и слегка распаренным изюмом, цветным драже, леденцами. Pатем снова выносили на мороз, складывали в короб или ящик, заодно определив какую «каральку» подарить зятю, а также сватам, крестным. Yа «каральки» шили купальные наряды, рубашки, косоворотки, штаны, шаровары, фартуки, кофты, юбки, кисеты. Bногда и небольшие подарки прикладывали.

Зять ожидал тещу на сборное воскресенье, готовил отдарки: охапку веретешек, скально, иногда игрушечные кросна, сновалки, моталки, отрез материи теще на кофту или юбку. Тестю зять дарил (если тесть – рыбак) рыболовные игрушечные снасти, а скотоводу или пахарю – сани, саночки.

И в воскресное утро «собранного воскресенья», пораньше, со всякими ухищрениями и уловками, иногда в объезд и задними улицами, теща с тестем везли ящик в дом зятя. Делалось это затем, чтобы меньше встретить «перехватчиков» «тещиных каралек». Это тоже давний обычай сродни тому, как натягивают веревку перед женихом и невестой. Грубостью отгонять «перехватчиков» не позволялось (молодым может не посчастливиться), да и занимались этим делом в основном дети, а обижать детей считалось грехом. Можно было детям с улицы войти в дом, и им без вопросов и долгих разговоров давали «каральку».

К намеченному времени в доме зятя собирались приглашенные на гулянье, приветствовали друг друга, прощали причиненные обиды, просили прощения у обиженных родственников и мирком да ладком усаживались за стол. Сначала обменивались подарками,

Потом оценивали привезенные тещей пироги, пирожки, булочки, шаньги, помакушки из распаренных сушеных ягод на сусле, а также горячие блюда зятя и пиво (вин-то тогда не много было).

После обильного угощения молодежь уходила кататься на санях, горках, а остальные оставались дома и за песнями, плясками, необидными чудачествами проводили время до вечерней управы, а при желании собирались и после управы. В более позднее, советское время, когда люди зажили лучше, на праздник стали приглашать более широкий круг гостей и всех их одаривали «каральками». подаренные каральки гости уносили домой, для угощения домашних, хвалились подаренным.

Это было, конечно, хлопотное дело - подготовить такой праздник, но весельем, щедрой похвалой новой родни, признанием умения и мастерства каждого оправдывались все хлопоты. а главное - в самый канун Великого поста, как и полагалось у православных, в семьях родственников воцарялись мир и взаимопонимание.

Мне же остается отметить последнее и очень важное в «тещиных каральках». Это то, что они являются очень полезным и здоровым хлебом, особенно если тесто заводить на хмельных дрожжах по старинному рецепту.

Пусть мы и не знаем, из какого села пошел этот обычай, но уж точно с нашей исетской земли и не позднее середины 19-го века. На европейской части России такого обычая быть не могло, потому что до 1861 года там было крепостное право и своей земли и своего хлеба, конечно, у крестьян не было. Они зарабатывали свой хлеб на поденщине, им было не до подобных праздников. В Сибири же крепостного права никогда не было. Почти у каждого крестьянина был свой надел, который он обрабатывал, а хлебные излишки мог свезти на базар. А излишки были, ведь приисетье славилось хлебом в Сибири, как Кубань сейчас в России. Теперь приходится только сожалеть о том, что уходят безвозвратно такие красивые старинные обычаи.

А может, люди добрые, пока мы живы, мы все-таки будем держаться обычая наших предков и, пусть хоть ненадолго, продлим его жизнь?

И если вдруг вам где-то в другой стране придется увидеть такие «каральки», вы будете знать, что это наш русский сибирский обычай.

В теперешней же жизни такие «каральки» можно использовать в качестве необычного старорусского подарка, чтобы показать кому-то свое особое расположение – желанным гостям, детям, внукам.

P.S. большая просьба! Хотелось бы узнать, а сохранились еще какие-то малоизвестные старинные сибирские обычаи? И, конечно же, если это возможно, прочесть о них на страницах нашей газеты.

Татьяна Демина,
жительница с. Рассвет
исетского района, прихожанка
Слобода–Бешкильской церкви
Рождества Христова.

Фото Альбины Лапшиной

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.