ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№4 2006 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

ПАСХА - Царь дней.


"Если кто благочестив и боголюбив, да насытится этого доброго и светлого торжества. Если кто раб благоразумный, да войдет, радуясь, в радость Господа своего... Богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза приготовлена, насладитесь все. Телец упитанный, да никто не уйдет голодный; все насладитесь пира веры, все воспримите богатство благости. Никто дане рыдает от бедности, поскольку явилось общее Царство... Никто да не убоится смерти, поскольку освободила нас Спасителева смерть... Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и ты низвергся... Воскрес Христос, и мертвый ни един во гробе"

св. Иоанн Златоуст

Светлое Христово Воскресение - Новозаветная Пасха - самый главный христианский праздник. На Руси он именовался Велик день, Праздник праздников, царь дней.

Пасха является также исторически самым первым христианским праздником. На существование его в апостольский век косвенно указывают слова Первого послания апостола Павла к коринфянам: "Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою..." (1 Кор. 5, 7-8).

В честь праздника Пасхи совершается самое торжественное богослужение: пасхальная полунощница, крестный ход с зажженными свечами вокруг храма, радостная светлая утреня и Божественная литургия.

Следующие шесть дней пасхальной седмицы также считаются праздничными, по своей значительности они приравниваются к воскресным дням. Вся эта седмица называется Светлой, Святой и также Пасхой. Церковное богослужение в течение ее происходит при открытых Царских вратах в знак того, что Воскресением Христовым для рода человеческого вновь открыты двери рая. Девятый день после Светлого Воскресения - вторник следующей седмицы - является днем поминовения, который называется Радоницей: живые идут на кладбища обрадовать вестью Воскресения своих усопших родственников.

Позади покаянные дни Великого поста. Начинается мясоед. В первый день Пасхи освящается скоромная пища - продукты из молока, творога, яиц, мяса. Хотя Царство Божие, по выражению апостола Павла, не есть еда и питье, но богатый пасхальный стол является символом небесной радости, символом вечери Господней. Не случайно Господь сравнивал Царство Божие с пиром. Чтобы еще больше подчеркнуть символическое значение пасхальной трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья.

Самым древним из них является кулич. Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними лищу. В память об этих явлениях апостолы во время трапезы оставляли незанятым среднее место за столом и полагали перед ним часть хлеба, как будто Сам Господь невидимо присутствовал среди них. Впоследствии сложился обычай в праздник Воскресения Христова оставлять в храме хлеб (по-гречески он называется "артос"). На этом хлебе изображается или крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или образ Воскресения. В продолжение Светлой седмицы его с крестным ходом обносят вокруг церкви, в монастырях ежедневно приносят в трапезную и полагают на особом столе по примеру апостолов, а в субботу после благословения раздают верующим. Существует обычай и в каждой семье приготовлять сдобный хлеб - кулич, как бы домашний артос, и освящать его в церкви.

Значение этого хлеба состоит еще и в том, что для христиан он заменяет ветхозаветные опресноки. В отличие от опресноков, артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Символически это означает переход от Ветхого Завета к Новому, тем более что Сам Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами). Новозаветная традиция отмечать Пасху с дрожжевым хлебом (артосом) имеет основание в Евангелии. Согласно греческому тексту Евангелия, во время Тайной вечери Христос благословил именно квасной (дрожжевой) хлеб, по-гречески называющийся "артос", а не пресный, который по-гречески называется "асима".

Другим христианским пасхальным блюдом является пасха - творог или сметана с яйцами, спрессованные в виде усеченной пирамидки. По церковно-славянски она называется "млеко огустевшее". На боковых ее сторонах изображается крест и буквы "ХВ", что означает "Христос Воскресе". Пасха является символом Гроба Господня. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца. Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала. Творожная пасха, приготовленная без пролития крови, напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Крест и буквы "ХВ" указывают на то, что Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей. В прошлом веке иногда пасхальный стол украшался ягненком, приготовленным из сахара или масла. Впрочем, в некоторых местностях было принято подавть на стол и настоящего жареного ягненка.

Наконец, третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. По преданию, этот обычай ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав к императору Тиверию, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". И тут же на глазах императора свершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, как бы свидетельствуя этим искренность Воскресения Христова.

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: "Христос Воскресе!" Яйцо символизирует Воскресение Христово и общее воскресение мертвых. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полной жизнью по освобождении от скорлупы - так и люди силою Христова Воскресения воскреснут для высшей бессмертной жизни. Красный цвет яйца напоминает о том, что искупление человечества совершилось пролитием на кресте крови Христа Спасителя.

Подражая Марии Магдалине, христиане дарят друг другу крашеные яйца и говорят: "Христос воскрес! - Воистину воскрес!" С такими яйцами и пасхальными приветствиями они приходят также на могилы усопших в день Радоницы.

Яйца раскрашиваются не только красной, но и другими красками, на них изображаются орнаменты, храмы, иконки, пейзажи, жанровые сцены. Русские "писанки", покрытые затейливым "узорочьем", часто представляют настоящие произведения искусства.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.