ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2006 г.         

Святая земля - хранительница евангельских событий.


ГОСПОДИ, ХОРОШО НАМ ЗДЕСЬ БЫТЬ!

Так сказал апостол Петр, когда Господь взял с собой его, Иакова и Иоанна, и возвел на гору Фавор, где на их глазах произошло Преображение Господа. Слова очень простые, но ясно отразившие глубину душевного блаженства. Точнее не передать то состояние, что испытал я в поездке по святым местам Святой Земли.

Запомнилось все: и Гроб Господень, и Голгофа, и Сорокадневная гора, и Иордан. Но, наверное, больше всего - гора Фавор и русский монастырь Марии Магдалины на берегу Галилейского озера.

Особая тяга к этому монастырю обусловлена, думаю, тем, что дочь моя, Мария, крещена в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Да и место, где расположен монастырь, такое, что там действительно каждый сантиметр земли, так или иначе, связан с Библией. С одной стороны храма - озеро, где рыбачили будущие апостолы, с другой - три святых источника. Здесь поблизости и проживали рыбаки, ставшие учениками Господа. Здесь совершилось чудо исцеления тещи апостола Петра. Здесь Петр был восстановлен в апостольском звании после отречения: Когда находишься там, все эти события, словно наяву, встают перед глазами.

А Фавор: Там мне было отчего-то очень хорошо - в храме Преображения Господня, и радость эта в душе осталась. Посещение Фавора оставило в памяти особый след еще и потому, быть может, что там мы неожиданно встретили одного из хранителей Гроба Господня. Мы четырежды побывали у этой величайшей святыни, что, надо признать, редко кому доводится. И каждый раз встречали у Гроба Господня этого грека-монаха. Он для нас стал уже неотъемлемой частью этого святого места. Поэтому, увидев его во дворе храма, мы обрадовались ему, как родному. На Гробе Господнем он очень активно нес свою службу, а здесь - сидит тихонечко в тенечке, перебирает четки, смотрит на суетящихся паломников: Он тоже нас узнал, улыбнулся приветливо. И стали мы общаться, насколько это возможно на разных языках, фотографироваться. И это получилась уже пятая, хотя и косвенная, встреча с Гробом Господним.

Незабываемо и погружение в Иордан: Это удивительная река, с чистою, прозрачною водой и множеством живности, которая абсолютно не боится людей, словно чувствует, что хранима незримой святой силой. Там полно рыбы, которая и не думает держаться подальше от человека, - наоборот, крутится возле, пощипывая за ноги, словно напоминая, что это ее место. И вот представьте себе: прямо посередине реки, не обращая никакого внимания на паломников, мчится выдра - сначала в одну сторону, потом с такой же скоростью - в другую. Она сосредоточена - у нее свои дела, и спокойна - никакой опаски. Такое может быть только в заповедных местах.

Еще одна удивительная особенность этой реки: невозможно донырнуть до дна, хотя она неглубокая. А мы все хотели достать камушки со дна Иордана. Но вода выталкивает - что за сила такая! Не дает прикоснуться рукой ко дну. И вот что мы придумали: там валуны в реке огромные - высотой по колено, ногу под валун заталкиваешь, чтобы он держал тебя - и приседаешь. Вроде, присел, но только руку ко дну прижимаешь, чтобы камушек подхватить, - как тебя вместе с валуном со дна поднимает, - он-то, освободив твою ногу, на место опускается, а тебя вода, как пробку, на поверхность выталкивает: Еще раз убеждаешься, что священная эта река хранима свыше.

Каждый день пребывания на земле, по которой когда-то ходил наш Спаситель, был насыщен впечатлениями до предела. И было мне там очень-очень хорошо. Каждый день приходила мысль: "Как хорошо, как хорошо!". А когда уезжали, такое невыразимое чувство тоски нахлынуло - не передать словами. Была тоска, как будто что-то безвозвратно теряешь: А то, что пережил, обрел там - что-то очень хорошее - глубоко вошло в меня и будет со мной всегда.

Конечно, без молитв, без благословения Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия - поездка могла не состоятся. Я глубоко благодарен Владыке Димитрию за такой великий подарок, каким было это путешествие. Рад, что Владыка был с нами на Святой Земле, и что по Его благословению духовенство и миряне нашей Епархии паломничали в составе одной группы.

Андрей Быкасов, г. Нефтеюганск


СЛАВА БОГУ, ЗА ВСЕ!

Много написано о Святой Земле. Эти описания очень разные. Сходятся они в одном: все авторы говорят о невозможности выразить словами впечатления и душевное состояние.

За пять дней нашего присутствия на Святой Земле мы вошли в мир ее святости. Мне не верилось, что когда-то побываю здесь. И теперь, когда я на ней побывала, не верится, что я своими ногами ступала по следам Спасителя. Все как приснилось: и в этом дивном сне я вновь и вновь иду по до-линам и горам Палестины. Неужели это я, грешная, поднималась на Фавор, это мое грешное тело погружалось в воды Иордана, мои глаза видели море Гали-лейское, мои руки касались мрамора и гранита Голгофы и Вифлеема?

Теперь, вернувшись в свой дом и родной храм, я стала пристальнее и полнее вглядываться в пережитое, находя новый смысл и новое видение в предметах давно известных и вполне привычных. Каждое воспоминание о Евангельском событии зримо дополняется увиденным в Иерусалиме, его окре-стностях. Праздник Вознесения Господня и в памяти возрождается <стопочка Господня> в маленькой мечети на Елеонской горе. Чтение о Преображении Господнем на горе Фавор открывает прекрасную и совершенную картину этой горы. Чтение <Богородице Дево, радуйся:> напоминает об источнике в Назарете, рядом с которым произошло Архангельское Благовестие. Эти впечатления постоянны и дополняются практически каждодневно.

Каждый из нас стремился прикоснуться к святым местам, помолиться у них и увезти с собой малую святыньку: камешек, листочек, свечку, Иордан-скую воду, лампадное масло, нательный крестик освященный прикосновением к камню, на котором возлежало тело Господне после распятия.

Наша группа проживала в Горненском женском монастыре. В Иерусалиме разница во времени с Москвой один час, но и у Гроба Господня, и в Гор-ней время свое. Горненский женский монастырь - великое место, место встречи двух матерей: Иоанна Предтечи и Спасителя нашего Иисуса Христа. Горнее пение - оно не какое-то особенное, оно - молитвенное, растворимое в молитве. Последний раз мы услышали монашеское пение после последней трапезы. По традиции монахини пели для нас давний стих <Прощание с Иерусалимом>.

У каждого оказалось свое видение того, что мы пережили вместе. У ка-ждого нашлись свои впечатления и открытия, но каждый, кто ступал на Святую землю, не может не воспринимать ее как свою духовную родину, близкую сердцу каждого православного человека.

Людмила Шныревa,
Директор НОУ "Самаровская православная гимназия",
Приход храма в честь иконы
Божией Матери "Знамение"
г. Ханты-Мансийск, май 2006г.


МИР ВАМ!

Рассказать о своих впечатлениях от поездки на Святую Землю - сложно, потому что слова бледнее чувств. Не знаю, удастся ли передать тот свет и тепло, что остались в душе. Но попробую.

Центральное место паломничества по Святой Земле - конечно, храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Самые сильные впечатления душа испытывает именно там, и преображается. Туда постоянно стекается море людей - со всего мира. И румын православных там увидите, и болгар, и американцев, и индусов, и японцев: Мы же все - дети Господни, вот все к Нему и стремятся. Там группы паломников, встречаясь, дружно приветствуют друг друга на разных языках: "Христос Воскресе!" или "Христос Анэсти!", "Воистину Воскресе!" или "Алифос Анэсти!" Там люди разных национальностей, общаясь, без переводчика понимают друг друга, потому что испытывают одинаковые чувства. Чем мы роднимся там? Конечно, верой. Господь так и говорил, что вера в Бога будет людей объединять. Вот нам бы всем запомнить это:

В этом храме, рядом с Гробом Господним, видишь и ощущаешь, как воплощается то, к чему Господь нас призывал, говоря "Мир вам!". Он желал нам мира души, мира любви друг к другу, мира, в котором есть покой. И действительно, там в каждом сердце пребывает любовь. Посмотришь - внешне все люди разные: кто в косынках, кто - без, кто наглухо закрыт одеждами, кто - в майках и шортах, одни одеты ярко, нарядно, другие - в черном: Но на всех лицах - благоговение, состояние всепрощения, любви: Такое положение души дает нам, конечно, Господь, незримо, но явственно присутствующий в этом святом месте.

Когда опускаешься на колени перед Гробом Господним, все мысли куда-то уходят, и ты - только с Господом. Чувствуешь, что Он рядом. И на тебя нисходит удивительное состояние: хочется любить весь мир и просить за весь мир, и даже за тех, кого не любил, на кого обижался. И от этого необъятного чувства, которое пробудил Господь, слезы струятся неудержимым потоком, омывая все уголки души:

Конечно, понимаешь, что само по себе это чувство прийти не могло, что зажглось оно от Господней любви к нам. Мы ощущали ее во все дни пребывания на Святой Земле. И потому не чувствовали скованности, напряжения, как бывает, когда находишься вдали от дома. Здесь мы были желанны. И потому состоялось много интересных встреч, порой неожиданных, но далеко не случайных. По милости Божией была возможность участвовать в Божественной Литургии и даже причаститься в храме Воскресения Христова - рядом со Гробом Господним. И каждого Господь одарил откровением - особым свидетельством своего присутствия на этой Земле.

Было и для меня грешной чудо. Во время Литургии в храме Воскресения Христова священники причащались на Гробе Господнем, а мы, миряне, ждали, когда они вынесут Чашу, чтобы и нам причаститься. И в это время я увидела, как из Гроба Господня вылетел голубь, перелетел через арку и опустился в алтарь. С виду обычный голубь-сизарь, но летел он удивительно: не махая крыльями, а плавно паря. И подумалось: "Как будто Дух Святый сошел к причастию". И в этот момент - действительно, выходят священники, выносят Чашу:

А после причастия - Господь снова подал мне милость: сподобил увидеть в часовне Каменных уз лик скорбящей Богородицы на обгоревшей, потемневшей иконе. С тех пор, как икона пострадала от огня (говорят, по неосторожности паломников), Богородица прячет от людей свой лик на ней, закрывает глаза. И мало кому показывается. Я дважды (в разные дни) подходила к этой иконе, но видела лишь светлый круг, какой бывает вокруг головы святых. И только в третий раз, только после причастия - изображение стало для меня зримым.

А вот то, что камень бичевания хранит свидетельства тех скорбных дней, когда Господь, накануне распятия, претерпел истязания, - открыто всем паломникам. Приложив к нему ухо, слышишь глухие, как из подземелья идущие, равномерные удары плетей, звон цепей. В Иерусалиме вообще все камни - "говорящие". Это те самые камни, которыми вымощены улицы и по которым шел Господь на распятие. Уж сколько веков миновало, и сколько людей по ним прошло, - а они все такие же: неровные, опасные. Идешь по ним - спотыкаешься и думаешь: "Как же трудно было идти здесь Господу - израненному, с тяжелой ношей!". Это те самые камни, на которые он падал и окроплял своей кровью, подымаясь на Голгофу. Те самые, расколотые, побитые землетрясением, что произошло, когда Господь, на кресте распятый, испустил дух: Даже если наизусть знаешь Евангелие, все равно здесь оно откроется тебе заново и глубже, потому что здесь воочию проходишь по следам его событий и переживаешь их, как очевидец.

Конечно, это благо для души - паломничество на Святую Землю. Вот только сохранить бы его, не растерять, помнить, как стремилась душа любить и быть в мире со всеми!

Татьяна Бадерина, г. Нефтеюганск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.