ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№06 2007 г.         

Петров пост. Спросим у батюшки.

Вопрос: "Расскажите, пожалуйста, подробнее про Петров пост. Я слышал, что его не обязательно соблюдать. Так ли это?"
Владимир, г. Тобольск.

Господь даровал нам великое богатство - веру истинную. И мы эту веру исповедуем в церкви и дома, часто повторяя Символ веры: "Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...". Мы прославляем Христа, Его страдания, Его воскресение и вознесение на небо, дарование нам Духа Святаго и стремление в жизнь вечную.

Богатство веры мы должны хранить, потому что вера апостольская, вера отеческая, вера святая не раз спасала вселенную и спасает всех нас. Если мы искренне веруем в Господа Иисуса Христа, если нелицемерно носим святое имя Христианин, то когда же думать о Боге, о душе, о будущей жизни, когда же очищать себя от грехов, если не сейчас, во время поста в честь первоверховных апостолов Петра и Павла?

Что такое пост? Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Если воздержание поневоле, например, по болезни или от скудости, то это нельзя назвать постом, потому что оно происходит от нужды, а не по доброй воле.

Пост заповедан Самим Богом. Еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: "от всякого древа в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. 2; 16-17). Святой пророк Давид говорит о себе: "Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою" (Пс. 34; 13). Пророк Илия постился 40 дней (3Цар. 19,8). Очень много примеров о посте мы видим у Ветхозаветных праведников. Все это, по слову апостола Павла, происходило с ними, как образы: "А описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор. 10,11). Господь освятил для нас пост Своим примером и вместе с наставлениями о том, как творить милостыню, как молиться и как прощать обиды, дал наставление о том, как должно поститься: "когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачное лицо, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, намажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явится постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6; 16-18).

Пост есть дело святое и Богу угодное, пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет великую благодатную силу. Пост и молитва повсюду неотлу чно сопутствовали первоверховным апостолам Петру и Павлу и укрепляли их в подвиге проповеди Евангельской. Если святые апостолы почитали для себя пост как необходимость, то как же мы грешные можем обойтись без него? Апостол Павел говорит о себе и о других апостолах: "мы во всем являем себя, как служители Божии, - в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах" (2Кор.6,45). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, наравне с терпением и трудами.

Если же мы будем только поститься, а исправляться не будем, какая польза нам от этого будет? Одно воздержание от скоромной пищи называется диетой и не принесет нам пользы, если мы будем при этом творить злые дела. Если от хлеба будем воздерживаться, а при этом будем гневаться на брата, завидовать, то мы будем похожи на зверей, ведь они тоже не едят хлеб. Если мы вдруг захотим воздержаться от мяса и рыбы, то при этом необходимо удержать себя от гнева и злобы, от гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого греха. Поститься - это значит быть смиренным и послушным святой Церкви, обуздывать свою чувственность и владеть своими желаниями, заботиться о спасении своей души. А кто может воздерживаться и не делает этого, тот грешит против Церкви и против себя. Пост, учрежденный Церковью, в первую очередь, нужен для человека, так как является сильнейшим средством к обузданию нашей чувственности.

Святые апостолы Петр и Павел не могли обойтись без поста. Чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды.

Протоиерей Николай МАТВИЙЧУК,
благочинный Ханты-Мансийского округа

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.