ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№06 2008 г.         

В память и подражание

23 июня, на день блаженной кончины святителя Иоанна Тобольского, приходится празднование Собора Сибирских святых. В Тобольск в эти дни съезжается множество почетных гостей, паломников из духовенства и мирян со всех уголков православной России. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7). Так говорит Священное Писание.

Святитель Иоанн Тобольский - пример истинной христианской жизни, живой любви и чистой веры. Мы очень мало знаем о святителе Иоанне, неизвестно даже его мирское имя. Предки небесного покровителя Сибири были родом из г. Умани, затем перебрались в г. Васильков, который дал им фамилию – Васильковские. Его отец, Максим Васильковский, арендовал мельницы и земли Киево-Печерской Лавры, которые находились недалеко от г. Нежина. Поэтому со временем пришлось переселиться поближе к имению, которое приносило хороший достаток. Здесь в декабре 1651 года у Максима Васильевича и его жены Ефросинии родился первый из семи сыновей.

Глубоко верующие родители посеяли в детях семена веры и благочестия. В истории России Максимовичи оставили заметный след. Пять сыновей пошли служить в казацкое войско в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей. Сын Григорий стал протоиереем, а вот старшего, самого способного из братьев, тянула к себе книжная премудрость. Он поступил в Киево – Могилянскую коллегию. Он возлюбил аскетизм и молчаливое уединение, к этому располагали и особенности характера будущего святителя, и домашняя обстановка, в которой он вырос. Полумонашеская жизнь в Киевской академии укрепила его в решимости стать монахом. Во все годы обучения он всегда был в числе учеников «наипаче преуспевающих». По окончании, «изрядно выучившись», как лучший ученик будущий святитель был оставлен при академии учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял монашество, нарекли его в честь святого Иоанна Златоуста. Молодому иноку поручили послушание проповедника и эконома. С этого времени раскрывается его исключительный талант проповедника.

Это был период яростной борьбы религиозных православных малороссов против унии и окатоличивания, которые насильно проводила Польша. Поэтому в 1654 году правобережная Украина «поклонилась под высокую Государеву руку» Москвы. А, с другой стороны, постоянно угрожали нападением турки. В 1677 они вторглись на территорию Украины и продвигались все ближе и ближе к Киеву. Гетман отправил в Москву послов. Монахи Киево-Печерской Лавры просили царя Феодора Алексеевича дать им другой монастырь, где бы они могли укрыться, если турки нападут на Киев. Среди посланников был и эконом Иоанн Максимович, который очень понравился царю Феодору.

Свенский игумен

Москва просьбу киевлян уважила. «Для тихого и безмолвного пристанища в нужное военных браней время» к Лавре по указу царя был приписан древний Брянский Свенский монастырь. Иоанн был назначен первым наместником, он управлял монастырем 14 лет – с 1681 по 1695 годы. Украинские монахи отличались от великорусских прежде всего своим образованием. Надменность и самоуверенность, которые встречались среди малороссов, не нравились в России. Кроме того, ведя жесткую борьбу с униатами и католиками, печерские монахи заимствовали у них некоторые формы духовной пропаганды. С игуменом Иоанном в Свенский монастырь пришло несколько монахов – украинцев, они стали вводить порядки Лавры. А, как известно, «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Свенским монахам это пришлось не по душе, поэтому начало игуменства прошло в атмосфере недоброжелательности и подозрительности.

Часть монахов ушла из монастыря, а остальные объединились вокруг келаря Пафнутия. 30 июня 1682 года отправили челобитную царям Ивану и Петру.

В грамоте они писали, что бьют челом «служки того монастыря, и служебничишка, и работники, и всех сел и деревень все крестьянишки и бобылишки». Дескать, выгнал новый игумен из монастыря всех поголовно московских постриженников – священников, дьяконов и клирошан, заменив их «иноземцами зарубежными»; старых монахов заменил неведомыми людьми польской и черкасской породы. И ризы де те, стародавнего покроя, Иоанн перешил на короткие, и монастырь-то он вконец разорил, отсылая все доходы в Лавру, а братию заставляет питаться как самых последних работников.

Через полгода, 20 января 1683 года игумен Иоанн дал ответ Москве, решительно отвергая все обвинения. В свое оправдание он писал, что жалобщики «воровским вымыслом составили челобитную от всей братии и крестьян – вкладчиков…и написали про меня, богомольца вашего, многие непристойные дела…а такого воровского вымыслу и заводу из братии и из вотчинных крестьян никто не ведает». Москва свенского игумена оправдала, понимая, что все обвинения против него надуманы и несостоятельны. Было ясно, что оклеветан он был за свою ревность. Жалобщикам разрешили перебраться в другие монастыри, если они и впредь будут недовольны заведенными игуменом порядками. Удивительное мягкое решение раздора для того сурового времени. «Гордый радуется о похвале, а смиренный о бесчестии своем утешается». Мы привыкли получать от Бога только утешительные дары, а бесчестие – тоже дар, как и скорби, как и болезни. Грешникам они посылаются для очищения души от грехов, а праведникам для большей святости. Незаслуженные клеветы, гонения и неприятности учили будущего святителя смирению и терпению. Все испытания, выпавшие на земном пути, святитель Иоанн переносил терпеливо и благодушно.

От отца, нажившего состояние арендой Лаврских мельниц и земель, святитель унаследовал рачительную хозяйственность. Он умело управлял делами обители, увеличивая ее денежные доходы и земельные владения.

В середине 1695 года свенского игумена вызывал к себе Черниговский архиепископ Феодосий Углицкий. Предчувствуя близкое завершение своего «путешествия в мире сем», владыка Феодосий решил готовить преемника. Его выбор пал на аскета и молитвенника игумена Иоанна, дарования, ум и добродетели которого были хорошо известны Черниговскому архипастырю. Для начала владыка поручил ему в управление древний Черниговский Елецкий монастырь.

Архиепископ Черниговский

18 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался. Народ и власти единогласно избрали на Черниговскую кафедру Елецкого архимандрита Иоанна Максимовича. 10 января 1697 года в Москве, в Успенском соборе патриарх Адриан хиротонисал его во епископа Черниговского. Святитель Иоанн всю жизнь благоговейно чтил память своего наставника, святителя Феодосия. Очень скоро после хиротонии он первый испытал на себе силу молитв святого. Владыка тяжело заболел горячкой, и все уже ожидали его смерти. Ночью, во время кризиса, умирающий епископ призвал на помощь почившего наставника. Тот явился ему и сказал: «Не скорби, брат, Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, владыка Иоанн сказал, что будет служить Литургию. Его слова сочли бредом умирающего, но больной действительно утром встал абсолютно здоровым и сам служил литургию. С этих пор в Чернигове святителя Феодосия стали почитать как угодника Божия.

Управляя Черниговской епархией, святитель Иоанн, ученый-богослов и духовный писатель, особо заботился о просвещении пастырей и паствы. В древнем русском городе в 1700 году он основал первый в России коллегиум, послуживший образцом для духовных семинарий в других епархиях. В Черниговский коллегиум отдавали своих детей и дворяне, и казаки, и мещане. Без всякой схоластики владыка Иоанн, ревностный пастырь с замечательным умом и чутким сердцем, учил черниговцев истинам веры. Основал типографию, в которой были напечатаны все его 12 книг, в которых святитель ясно и понятно излагал православное учение о догматах веры. В числе этих книг и знаменитый «Илиотропион». Над этой книгой он работал всю жизнь и закончил ее уже в Сибири.

Черниговская паства ценила своего архипастыря, особенно народ полюбил его за молитвенность и смирение. Уже в то время в Божием угоднике действовали особые дары благодати, прежде всего прозорливость. Именно святитель Иоанн предрек победу Петру великому в битве под Полтавой. Весной 1709 года, встретив войско Петра в 54 верстах от Чернигова, он сказал: «Предаст Господь Бог враги твоя. Супротив тебя путями единым придут на тя и седмию путями побегут от лица твоего». Известно, что за 100 лет он предсказал нашествие Наполеона на Россию.

Святители Димитрий, Иоанн, Филофей

Удивительна биографическая и духовная связь этих трех сибирских архипастырей, святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Тобольского и Филофея Лещинского. Уроженцы украинской земли, все они учились и закончили Киево–Могилянскую академию, были монахами Киево – Печерской Лавры. После назначения игумена Иоанна в Черниговский Елецкий монастырь, вместо него настоятелем Свенского монастыря стал святитель Филофей Лещинский.

Настоятелем Елецкого монастыря вместо себя святитель Иоанн оставил святителя Димитрия. В 1701 году на Тобольскую кафедру был назначен святитель Димитрий, но он не поехал в Сибирь по болезни. Вместо него в митрополиты Сибирские и Тобольские 4 января 1702 года был посвящен святитель Филофей Лещинский. В 1711 году он тяжело заболел и удалился на покой в Тюменский Свято – Троицкий монастырь, приняв схиму. Преемником Филофея стал святитель Иоанн; после его смерти в 1715 году старец схимонах Филофей вновь возглавил Тобольскую митрополию.

«Слово и дело» Меньшикова

Жизнь каждого святого не обходится без клеветы, зависти и ненависти. Существует предание, объясняющее, почему 60–летний старец-архиерей, всю жизнь проживший на юге, оказался у нас в Сибири. Случилось это благодаря проискам всесильного временщика, князя Александра Меньшикова.

В Черниговской губернии у светлейшего князя было имение, а в нем, как и полагалось, была выстроена домовая церковь. Приглашая архиепископа на освящение церкви, управляющий сказал ему, на какой день князь назначил освящение. Владыка Иоанн заметил, что назначать день освящения – это дело его, архиерея, а никак не князя. И сам назначил дату освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю владыка отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Подобное поведение показалось для всесильного сиятельного князя оскорбительным, он затаил злобу на Черниговского архиерея.

Тут же в столицу царю Петру ушел донос на Святителя, «слово и дело». Синод задумался. Черниговского владыку, покровителя просвещения и великого постника высоко ценил и царь и церковное начальство. Уже тогда он проявил себя как выдающийся деятель эпохи петровских преобразований. Его административную мудрость, способность самостоятельно и умело решать труднейшие вопросы епархиальной жизни, решено было использовать в Сибири. Узнав об этом, Святитель пророчески сказал о дальнейшей судьбе своего недоброжелателя: «Да, далеко мне ехать, но он будет еще дальше меня». Действительно, Меньшиков окончил жизнь в ссылке в Березово, гораздо севернее Тобольска.

Престарелый владыка не возроптал, не воспротивился определению Синода о назначении его на Тобольскую кафедру. Хотя и мог, сославшись на преклонные года и слабость здоровья уйти на покой. Он воспринял назначение в далекий, с суровым климатом, край как Промысл Божий. Его повысили в сане, он стал митрополитом, но все же это была ссылка. Почетная, но ссылка.

Птенцы Петровы

Это было время яростной ломки России. Петр Великий властной рукой проводил в стране реформы протестантского образца. После смерти Патриарха Адриана в 1700 году он не спешил с выбором нового Патриарха. Выступавший вначале резко против превращения православной России в подобие протестантской Голландии, под конец жизни престарелый Патриарх совсем уединился в подмосковном монастыре. Деятельному Петру этого было мало. Ну и что, что церковный иерарх не противоречит его начинаниям, ему нужны были единомышленники. Сначала был назначен местоблюститель Патриарха, все надеялись, что это временно. Ждали. «Раздумье» Петра затянулось на целых 20 с лишним лет. Только в 1721 году наконец-то вышел указ - отныне управлять Церковью будет не Патриарх, а Синод. Церковь превращалась в министерство по духовным вопросам, которое возглавлял светский чиновник.

К малообразованным архиереямвеликороссам, ненавистным ему «бородачам», как он их называл, Петр относился недоверчиво. При нем стали возвышать выходцев с Украины, многие из которых получали образование в западных европейских университетах. Царь Петр наивно надеялся, что при образованных малороссах Церковь перестанет быть тормозом в его преобразовании России. Для архиерейства в 18 веке нужен был киевский диплом. Всего в 18-м и 19-м веках Тобольскую кафедру возглавляли 11 выпускников Киевской Духовной академии. В своих епархиях украинцы-архиереи заводили школы по латинскому образцу, боролись с расколом, обращали инородцев, помогали царю Петру в реформах.

Митрополит Тобольский и Сибирский

Трудное бремя было возложено на 60-летнего митрополита Иоанна. Жизнь в Сибири была сложна, русские еще только начали обживать эту окраину великой Российской империи. На громадных пространствах Сибири человек чувствовал себя маленькой песчинкой, затерявшейся во вселенной. Им овладевало ощущение одиночества, ничтожества перед безбрежной, без конца и края, сибирской тайгой. Да и управлять сибирской паствой было трудно. Причиной церковных безобразий не только в Сибири, но и в целом по России в то время были невежество и малообразованность, грубость нравов священнослужителей. Многие из них даже не умели правильно совершать богослужения, не соблюдали порядок в алтаре и храме, мало у кого был Новый Завет. Поэтому сначала надо было искоренить недостатки в среде самих пастырей, строго следить за тем, чтобы не рукополагали недостойных, а уже затем заботиться о нравственности и спасении сибирской паствы. Но не случайно вместо заболевшего святителя Филофея Лещинского на Тобольскую кафедру назначили Черниговского владыку Иоанна Максимовича.

Жизненный опыт закалил волю, укрепил веру ревностного пастыря. Святитель Иоанн воспринял назначение на Тобольскую кафедру как Промысл Божий, в который он глубоко верил. Всю жизнь Иоанн Максимович искал ответа на вопрос: «Как человеку свою волю согласовать с волей Божией?» Эта тема становится основной в его книге «Илиотропион», которая неоднократно переиздавалась и до сих пор не потеряла своей актуальности. В переводе с греческого «Илиотропион» означает «Подсолнечник». Святитель Иоанн сравнивал волю человека с цветком подсолнечника. Как он постоянно поворачивается к солнцу, так и мы должны все свои поступки согласовывать с волей Божией, ведь Господь нас содержит, соблюдает и сохраняет.

Протоиерей А. Сулоцкий о жизни митрополита Иоанна в Тобольске писал: «Митрополит Иоанн был тих, смирен, благорассудлив, о бедных сострадателен и милостив. Едино было у него увеселение – писать душеполезные сочинения. За все время пребывания в Тобольске он ни у кого не бывал в гостях и только один раз ездил на обед к Сибирскому губернатору князю М. П. Гагарину – и то по особенно усиленной его просьбе». Обладая большой работоспособностью, он никогда не был празден; или читал, или писал, или учил, или размышлял. А больше всего Тобольский владыка любил молиться. Вечером, когда дневные заботы отступали, он запирался у себя в келье и долго-долго молился, порой до утра».

Чтобы исправить плачевное состояние дел в епархии, он всячески стремился дать необходимое образование духовенству и правильное понимание своих обязанностей. Поэтому горячо заботился о созданной его предшественником митрополитом Филофеем славяно-латинской школе. Из казны на ее содержание средств совсем не отпускалось, архипастырю пришлось содержать ее целиком на свои средства. Из Чернигова и Киева он пригласил грамотных преподавателей.

Его предшественник по кафедре, неутомимый митрополит Филофей, удалившийся по болезни в Тюменский Свято-Троицкий монастырь, к тому времени уже вполне поправился. Святитель Иоанн убедил его принять на себя проповедь о Христе Спасителе племенам, жившим вдоль Иртыша, Конды, Оби. Тысячи язычников приняли Святое Крещение.

В Пекин была направлена духовная миссия, которую возглавил эконом Тобольского архиерейского дома Иларион Лежайский. В январе 1715 года миссия выехала из Тобольска и направилась в Китай. Там она была принята с особым радушием императором Кан-Си, который выделил ей деньги на приобретение домов, а каждому члену миссии преподнес особые подарки. Все священнослужители даже были возведены в различные чины мандаринства, так называли чиновников в Китае.

Милующее сердце

Для сибирского духовенства митрополит Иоанн был как добрый отец. Архипастырь приходил туда, где было горе и беда. Там он видел место своего служения. Любил посещать заключенных в тюрьмах, которых много было тогда в Тобольске. И там он вразумлял, утешал скорбящих, одаривал их гостинцами. Добро святитель Иоанн любил делать тайно. Через доверенных лиц Иоанн посылал деньги и различные пособия в богадельни, которых в Тобольске было около 20-ти.

«Бывали по временам в Тобольске и такие загадочные случаи, - писал летописец, - в ночную темную пору вдруг в доме бедняка раздается стук в двери или окно. Встревоженный хозяин убогого домика приотворяет дверь и слышит необычные для себя слова: «примите во имя Иисуса Христа». Недоумевающий бедняк не успеет еще сообразить, в чем дело, а загадочный посетитель уже исчезает во мраке ночи, оставляя у окна или двери бедняка деньги или какие-нибудь вещи. Долгое время не знали, что за таинственный благодетель появляется неожиданно то там, то здесь. Наконец узнали: митрополит Иоанн. Любвеобильное сердце святителя Иоанна стремилось туда, где было больше бедности и скорбей».

Поэтому тоболяки видели в митрополите Иоанне не архиерея, не ученого мужа, а подвижника, монаха, святого.

Блаженная кончина

Заранее чувствуя близость смерти, святитель стал готовиться к ней. Исповедался и причастился. 23 июня 1715 года он в последний раз служил Литургию, а после службы устроил в своих покоях обед для городского духовенства и нищих. Сам прислуживал всем за столом. После трапезы простился со всеми, попросил у всех прощения.

Особо горячо поговорил с двумя любимыми учениками, напутствуя их, затем заперся в келии. Когда на следующий день пришло время звонить к службе, служитель подошел к келье испросить у владыки благословения. Но никто не отозвался. Немного подождав, он опять постучал, но и на этот раз ответа не было. Сообщили братии, возле архиерейского дома собралась толпа горожан. Вскоре приехал сам губернатор, князь Гагарин, который приказал взломать дверь. Вошедшие увидели, что святитель Иоанн, уже почивший, стоит на коленях в молитвенном положении. Митрополит Филофей, находившийся в этот день в далеком северном Кондинском крае, духом прозрел его кончину и сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда!» - и в тот же день они поспешно поплыли обратно в Тобольск.

Такая блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в своем архипастыре подлинного угодника Божия. Убедился народ в святости митрополита Иоанна и тогда, когда тело его долго оставалось нетленным в июньскую жару. Останки его не предавали земле несколько недель, ожидая возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея.

Доброта и сострадание митрополита Иоанна настолько покорили сердца сибиряков, что они почитали своего митрополита без официальной канонизации 200 лет. Со дня смерти Святителя было зафиксировано более 40 случаев чудесных исцелений по молитвам к нему. Святитель Иоанн был причислен к лику святых только в 1916 году. Это был последний русский святой, канонизированный до революции

Для христиан вечная жизнь важнее земной. Поэтому Церковь празднует день кончины святого, а не день его рождения.

Особо отмечается Церковью и день обретения мощей, потому что для христиан они ценнее всех сокровищ. Через них Бог подает верующим Свою благодать, исцеляющую душевные и телесные недуги. 29 октября 1914 года были обретены нетленные мощи Святителя, и в этот день сейчас празднуется осенний святительский день. Святитель

Святитель - это святой, носивший высший священный сан, епископ, архиепископ, митрополит. В общем тропаре святителям их называют «правилом веры и образом кротости». Архипастырей причисляют к лику святых, во-первых, за личное духовное руководство Церкви, т. е. за пастырство. А во-вторых, за духовное писательство, в котором они раскрывают догматы и Православное учение Церкви. Оба вида этого служения имели только некоторые святители, например Василий Великий, Иоанн Златоуст. Из русских – святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Филарет Московский, Иоанн Тобольский. Не все епископы занимались литературной деятельностью, но все они должны быть правилом веры в жизни, то есть не ошибаться в учении и быть образцом кротости, то есть иметь безукоризненную совесть и чистоту жизни.

Сибирские архипастыри – сеятели, они обличали, исправляли нравы сибирской паствы, руководили людьми на их пути ко спасению. В то время ждать пришлось недолго, посевы взошли. Но сейчас, после стольких лет безбожия в стране, множество православных сибиряков снова заново узнают свои традиции, обретают веру во Христа Спасителя. И очень важно осмыслить деяния и заслуги сибирских архипастырей с точки зрения современного человека.

Во время своей земной жизни святитель Иоанн Тобольский проповедовал христианство силой своего слова и примером жизни, а сейчас мы верим в его посмертное заступничество за нас. По его молитвам мы справимся с той же неразберихой в духовной жизни, обрядоверием и невежеством, как и у наших предков на заре христианства в Сибири.

Святителю отче наш Иоанне, моли Бога о нас!

Татьяна ТЕПЫШЕВА, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.