ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№06 2008 г.         

Град святого Николая

Шестнадцать с половиной веков отделяют нас от дня его блаженной кончины. Святитель Николай, родившийся около 280 года в малоазийском городе Патаре, в Ликии — «Волчьей стране», тог- да провинции Римской империи, скончался в декабре 343 года и как архиепископ города Мир в области Ликийской нашел себе упокоение в этом городе. Император Феодосий Младший в V веке воздвиг здесь большой кафедральный храм, где положены были мощи Святителя. Здесь пребывал не оставлявший и по смерти своей паствы епископ до второй половины XI столетия.

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесены из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые немедленно снарядили корабль, посадили на него духовенство и почетных граждан и отправили их за мощами. Посланные нашли мощи в упомянутой Феодосиевой базилике под спудом и, вылив предварительно миро, истекавшее от мощей святого, в особые сосуды, перенесли гроб Святителя на корабль. В ночь на 11 апреля корабль покинул Миры, а 9 мая прибыл, выдержав предварительно карантин, в Бари, жители которого во главе с епископом и духовенством вышли на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни.

...От нестерпимой синевы Адриатики, с тихой набережной императора Августа несколько сот шагов в глубину старого города — и перед нами Сан Никола, «Латинская базилика», как называют здесь храм, где уже более девятисот лет почивают мощи великого Святителя. В незапамятные времена древние жители Апулии на хорошо защищенном мысу создали этот город, завоеванный Римом в III веке до Р.Х. и ставший с тех пор одним из главных адриатических портов Италии. Много веков и крови протекло с того времени. Город был опустошен остготами и завоеван Византией. Взят лангобардами — и перехвачен затем арабами, основавшими тут свой эмират. С 876 года на два века он вновь отошел к Византии, пока греков не изгнали отсюда (в 1071 г.) викинги Робера Гвискара.


Храм во имя Святителя Николая Чудотворца в Бари

В первый период господства норманнов и произошло описанное событие, навсегда сделавшее заурядный итальянский порт одной из столиц христианства — городом Святого Николая. Именно почерк викингов безошибочно угадывается в авантюрной истории «перенесения» (чтобы не сказать «похищения») мощей из Мир Ликийских. Впрочем, на фоне того, что, по некоторым источникам, в Мирах хозяйничали с 30-х годов столетия некие «сарацины» (может быть, просто приблудные арабские пираты), похищение выглядело в глазах современников почти как освобождение святыни из рук неверных. Вспомним, что дело происходит всего за несколько лет до первого крестового похода. Впрочем, Роберт Гвискар ни секунды бы не медлил и перед тем, чтобы увезти святого Николая из владений вполне православных византийцев.

Кстати, говоря об апрельских - майских событиях 1087 года и вообще о почитании Святителя Николая Мирликийского в Бар-граде, нужно подчеркнуть, что отделение Католической Церкви от Православной только-только совершилось (в 1054 г.) и эпохальное событие это еще не было осмысленно современниками с той глубиной и резкостью, как представляется сегодня нам. Может быть, этим и обусловлено единство Никольского культа на Руси и в Италии: тут и фактор общих связей через викингов (« варягов » на Руси), и смешанный характер (итальянско-греческий , православно-католический) религиозных общин Южной Италии, и вообще память нерасторгнутого еще религиозно-культового единства с православным Западом. Так или иначе, через два года по перенесении мощей по воле норманнских правителей и по благословению папы в Бари построена была специально для гробницы Святителя Николая великолепная базилика, один из лучших образцов романской архитектуры.

...Двумя рядами коринфских колонн белокаменный храм правильно расчленен на три нефа, каждый из которых заканчивается на востоке абсидой. Здесь встречают нас уникальные образцы средневековой религиозной пластики. Главный престол в центральной абсиде отделен от нефа алтарными колоннами из бледно-розового мрамора. Такой же мраморный киворий осеняет его. Вся обстановка вполне достойна храма, по- священного имени великого поборника христианства.

Впрочем, как писал известный русский историк-литургист А.А. Дмитриевский, «иначе и быть не могло по отношению к храму, на который обращены взоры всего христианского мира, без различия вероисповеданий. Созданный повелением папы Урбана II всегда подчиненный непосредственно ведению главы Католической Церкви, хранитель мощей патрона или покровителя города и святыни, чтимой всем христианским миром, храм Святого Николая в Бари пользовался вниманием королей польских и сербских, лиц, принадлежащих Русскому Царствующему дому».

Короли и королевы (в т.ч., польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение храма. Сербский царь Урош II в 1319 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом Святителя. Его сын Урош III в 1325 г. пожертвовал запрестольный образ Святителя Николая Угодника. На средства Государя Николая II, после посещения им Бари, еще в бытность наследником, перемощен мраморный пол там же, в крипте.


Гробница, в которой мощи Свт. Николая
были превезены из Мир Ликийских в Бари

...В архиве храма сохранилась книга почетных гостей. На одной из страниц — лаконичный автограф: «Николай. 12 ноября 1892 года». Есть в храме и икона, пожертвованная последним русским императором своему Ангелу.

9 мая (22 - по новому стилю) Западная и наша Русская Церкви празднуют «вешнего Николу» — перенесение мощей Святителя Николая в Бари. Праздник этот, рассказывает А.А. Дмитриевский, «собирает в город массу богомольцев со всей Италии и из других стран, как православных, так и католиков, и обставлен торжественными службами и литаниями».

...Крипта, точнее, подземная церковь, в которой находятся мощи Святителя, представляет собой наиболее древнюю часть храма, она была освящена папой Урбаном II 1 октября 1089 г. Церковь перестроена из прежнего дворца катапана — византийского губернатора Апулии. Строительство длилось два года. Пространство церкви (30 х 15 м) членится рядами 26 колонн, две из которых — редкого нумидийского мрамора, остальные греческие. Одна колонна, в углу, у подножия лестницы, обхваченная железными связями, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. Согласно древней легенде, колонна эта происходит из Никольского храма в Мирах Ликийских. Она сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.

Гробница Чудотворца имеет строгую аскетическую форму (позднейшие серебряные оклады были убраны при последней реставрации). В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое священники проникают внутрь для сбора чудесного мира. Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по-разному: православные - «елеем» или «миром», современные католики - «манной святого Николая». Для удобства сбора мира дно гробницы сделано слегка покатым к центру. Подлинную жидкость, собираемую раз в год, 9 мая, вливают в большие контейнеры со святой водой, поскольку целебное миро раздается огромному числу православных и католических паломников.


Гробница, в которой почивают мощи Свт. Николая

Чем объяснить это исключительное почитание Святителя Христова у нас, русских, и у итальянцев?

Причина этого, считал цитированный выше известный русский историк-литургист А.А. Дмитриевский, заключается в присущей обеим народам глубокой религиозности, проникающей во все стороны их жизни и деятельности, и любви к церковному обряду. Личные качества Святителя, чудеса, явленные им по молитвам верующих, пришлись по душе впечатлительным и горячо отзывчивым на все доброе и прекрасное народам — русскому и итальянскому. В чудном старческом лике Николы наш художник сумел отпечатать отличительные черты облика зрелого русского человека, с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородою, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденным легкими складка- ми — признак глубокой думы. Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе Святителя Христова — грека, уроженца города Патар, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, Никола Зимний должен быть в «шапке»-митре, а Летний — с «открытою головою».

И еще цитата — из статьи отца Павла Флоренского, содержащей глубокие размышления об образе Святителя: «Образ всякого святого выражает идею человеческого подвига, умную сосредоточенность, духовное усилие, но как и для греко-византийского, так и для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец: в нем именно, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле. Повторяю, образ Николая Чудотворца издавна установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости».

...Ни Дмитриевский, ни Флоренский не знали того, что знаем мы сегодня. Когда, лет тридцать назад, итальянские антропологи по черепным костям попытались восстановить подлинный исторический облик святого, они сами удивились, насколько схож он оказался с тем иконографическим ликом, который характерен для наших русских икон.

(Из книги «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле»
   Москва., Информационное агентство Русской Православной Церкви,
   2000 г.)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.