ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№6 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

«Коврижка» – это мужской монастырь

«Коврижкой» называли в народе небольшую возвышенность, похожую на коврижку хлеба, близ деревни Суклем Упоровского района (ранее – Ялуторовского уезда). На ней и рядом с ней располагался Суклемский мужской монастырь во имя Святой Троицы. Молились на этом месте люди православные около сорока лет.

Зачем странникам уединение

Первые упоминания о молитвах в этом месте относятся к 1899 году. Может, в этом году, может, несколько раньше пришел в деревню странник Никон, крестьянин села Чистовки Кизакской волости Ялуторовского уезда. Имел он какой-то необыкновенно кроткий вид с детской улыбкой на устах.

Будучи смиренным и нестяжательным, помогал односельчанам рубить лес, чинить избы, строить срубы домов, бани, сараи и прочее. За труд свой брал только то, что составляло его дневное пропитание. Разговаривал просто, а каждому от общения с ним легче становилось. Просили его и скот пасти. Однажды, разыскивая более удобное место для пастбища, набрел на неизвестную ранее возвышенность. Красота места привлекала его, а увиденный однажды сон со спускающимися на это место иконами, сопровождаемыми дивным пением и звоном колоколов, не покидал воображение. Он искал уединения. В уединении человек больше слышит себя, а значит, и Бога. И место будущего монастыря соответствовало его чаяниям. Вот это место, где можно уединенно молиться Господу!

Обратился Никон к деревенскому обществу с просьбой разрешить здесь поселиться. Получив разрешение, выкопал землянку, стал заниматься ловлей рыбы, вязанием сетей, точением веретен крестьянам. Прошел год, как нему присоединился еще один молитвенник – крестьянин села НижнеОстрожного Иркутской губернии Михаил Косьмич Ершов. Также в возвышенности построил землянку. Прокопали они между ними подземный ход. К ним пришло еще три сомолитвенника, искавших уединения.

Своим образом жизни привлекли к себе расположение крестьян ближайших деревень, которые присоединялись к молитвам: слушали акафисты и жития святых. Все вместе собирали средства на строительство часовни. Дело, начатое почти без всяких средств, шло с удивительной скоростью. А когда в 1903 году часовня была построена, на освящение собралось свыше трех тысяч человек. «Не стоит село без праведника, а город без святого», – говорили на Руси. Что значит – не будет праведников, перестанет и мир существовать. А пока есть молитва – люди к ней тянутся. Вот и вырос из землянок – молитвенный храм. И отшельников, молящихся за мир, прибавилось.

Под покровительством Абалакского Знаменского монастыря

Когда число старцев и богомольцев увеличилось, избрали одного из них для поездки в Тобольск к владыке. В 1906 году Преосвященный Антоний при поездке по епархии лично посетил общину и подтвердил свое решение прислать священника. В 1907 году епархиальным начальством разрешено было построенную часовню обратить в храм с пристройкой святого алтаря. Указом Тобольской духовной консистории от 13 марта для совершения богослужений в «Коврижку» был назначен казначей Абалакского Знаменского монастыря иеромонах Никита с несколькими послушниками. Крестьяне во всем поддерживали насельников. Выделили четыре десятины земли, а также поддерживали собственным трудом, хлебом и рабочим скотом.

На освящение часовни с алтарем собралось три тысячи прихожан. Прихожане активно помогали, вместе строили некоторые хозяйственные по строй ки, помещения для братии, два дома для богомольцев. Все это – под горой, в болотистой местности, куда не было дороги с Ялуторовского тракта. Добрая же жизнь насельников и истовое монашеское ежедневное богослужение привлекли к Суклемской обители симпатии окрестного на се ления. Добави ли с ь и зем ли до одиннадцати десятин, и стечение богомольцев только прибавлялось. Особенно в летнее время и Великим постом: собиралось свыше двух тысяч человек.

Об обители знали и великая княжна, и будущий святой

В годы столыпинской аграрной реформы проходило активное переселение крестьян из Европейской России в Сибирь, в том числе и в Тобольскую губернию. В 1906-1914 годы переселилось более трех миллионов человек. Крестьянам-старожилам в районах размещения приходилось делиться своей землей. От этого возникало много конфликтов. Возникла острая потребность в организации духовного окормления русских переселенцев. Особенно в районах, где существовали крепкие старообрядческие общины. В марте 1909 по Высочайшему повелению в Сибирь и страны Дальнего Востока был командирован священник Русской Православной Церкви протоиерей Иоанн Восторгов, будущий священномученик.

Летом 1910 года он совершил поездку по восьми переселенческим епархиям для определения порядка открытия в них новых приходов и школ, построения церквей и школьных зданий. 19 января 1911 года от его имени в Святейшем правительствующем Синоде было «донесено, в каких пунктах желательно открывать в [Тобольской епархии] новые монастыри и, между прочим, было ходатайство желательности преобразования Суклемской обители в самостоятельный монастырь». 20 января 1912 года из Синода передано прошение иеромонаха Никиты с той же просьбой о преобразовании монастыря на имя великой княгини Ольги Александровны, сестры царя Николая II. Были сообщены подробные сведения о Суклемской обители. На это прошение великой княгиней сообщено, что преобразование общины в монастырь «весьма желательно».

Пример для ведения хозяйства

В начале сентября 1915 года топографом И. Чебыкиным из Кургана был составлен проект участка, отводимого для Свято -Троицкого монастыря. При отведении участка учли и нахождение пресных грунтовых вод. Производитель работ А.И. Князев писал: «…монастырь представляет из себя хорошую хозяйственную общину и всегда будет служить образцовым хозяйством для местного населения.

Здесь крестьяне могут увидеть и применение удобрений, и улучшенные способы обработки земли, и экономное обращение с лесом, тут же будут хорошие породы скота. Получив участок, монастырь намеревается устроить там церковь».

Ломать – не строить

Вскоре после Февральской революции настоятель Суклемского монастыря писал председателю Совета министров Временного правительства о стремлении крестьян снести все постройки и самовольно захватить весь земельный участок – 300 десятин земли. Министр ответил незамедлительно – телеграммой от 5 мая 1917 года тобольскому губернскому комиссару: «Не откажите в содействии к ограждению законных прав монастыря». А дальше, а дальше… уже другие распоряжения: отделить! изьять! закрыть! Чего стоит постановление колхозного актива от 26 марта 1933 года. Надо читать, а не пересказывать.

Документы сохранились, но не хочется называть фамилии. В решении слова: «при проведении мероприятий партии и правительства большим тормозом служит Суклемско-Ковриженская церковь.

Под прикрытием моления стекаются кулаки из ближайших с/советов и других районов. Кулаки, пришедшие в церковь, приносят вред для колхозного строительства. Под прикрытием моления стекаются лодыри, разгильдяи, кулаки не только из ближайших с/советов, но и из соседних районов, вследствие чего на территории развелось паломничество нищенствующих». Значит, и в 1933 году нужна была молитва людям, и не все стремились к закрытию монастыря.

Но это прои зошло. А каменн ую однопрестольную церковь, стоявшую на возвышенности холма «Коврижка», к 1960 году разобрали до последнего кирпича. Иконы, церковную утварь, что могли спасти, хранили у себя верные «ковриженцы». Икону Божией Матери «Печерскую» с предстоящими по сторонам святыми Амвросием и Феодосием, Печерскими чудотворцами, передали в дар Знаменскому собору Тюмени. Деревянный крест 80 см высотой – Всехсвятской церкви Тюмени.

Свято место – пусто не бывает

Так говорят в народе. Если и камня нет, то что осталось? Осталось место намоленное, остались могилы монахов и молящихся. Остались воспоминания, и появилось желание у многих потомков исправить разрушенное, и хотя крест на месте Суклемского монастыря уже стоит, но свято место, хоть и поруганное, вопиет к современникам о помощи, требуя их деятельной памяти.


Надежда АНТУФЬЕВА,
газета «Тюменская область сегодня»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.